Пятьдесят лет назад, в 1968 году, французский дизайнер Пьер Бальмен создал образ стюардессы, который является самым узнаваемым в авиаиндустрии - сингапурскую девушку. Впрочем, так ее назовут лишь четыре года спустя.
Ведь когда Бальмен одевал стюардесс, такой авиакомпании как Singapore Airlines даже не существовало. Она появится лишь четыре года спустя, в 1972-м, когда единый малазийско-сингапурский перевозчик Malaysia-Singapore Airlines разделится на Malaysian Airline System (ныне Malaysia Airlines) и Singapore Airlines.
В 60-х французский модный дом Balmain был на пике моды. В его форму были одеты французские спортсмены, участвующие в Олимпийский играх в Гренобле в 68-м. Бальмен одевал королеву Таиланда Сирикит во время ее турне по США в 60-м.
В авиации кутюрье также оставил след: он разработал форму для кабинных экипажей одной из крупнейших американских авиакомпаний того времени - Trans World Airlines (в 2001 году вошла в состав American Airlines). А в 1975 году в форму, созданную домом Balmain, оделись пилоты Air France.
Но наибольшую известность в авиационном мире приобрел наряд, созданный Бальменом в 68-м для Malaysia-Singapore Airlines (MSA). Стремясь подчеркнуть азиатский характер перевозчика, кутюрье нарядил девушек в национальное платье до пят - саронг Кебайя, выполненное из батика.
Первой стюардессой, примерившей новую форму, стала Бью Вах Ви. Вот она вместе с Пьером Бальменом во время работы кутюрье над платьем стюардессы MSA:
Еще тогда Бальмен настоял на том, что у формы не будет каких-то стандартных размеров – каждое платье подгоняется под определенную девушку. Этот принцип соблюдается до сих пор.
Когда в 1972-м MSA разделилась на малазийского и сингапурского перевозчиков, представители Singapore Airlines снова обратились к кутюрье обновить форму кабинных экипажей. Так появились платья, которые мы видим на стюардессах Singapore Airlines до сих пор.
Одновременно вместе с формой миру был представлен и новый бренд – Singapore Girl. Именно так – «сингапурская девушка» - называют бортпроводниц в самой авиакомпании. Тогда же был придуман и слоган перевозчика: A Great Way to Fly.
Существует четыре цвета платьев. И это не дань разнообразию, а способ различать «звания» бортпроводниц. Как погоны для военных. Обычные стюардессы носят синее платье, старшие – зеленое (этот цвет добавили в 1992 году – и это единственное изменение в придуманной Бальменом форме за 46 лет), шеф-стюардесса – красное. А для инструкторов, которые могут преподавать в учебном центре авиакомпании, предусмотрен саронг фиолетового цвета.
Лично меня, когда я вижу в аэропортах сингапурских стюар… простите, девушек, всегда волновал вопрос – если самолет приводнится и она окажется в воде, как она будет спасать пассажиров в платье до пят?
Если вас одолевают такие же мысли - не переживайте: оказывается, на юбках есть специальный разрез, благодаря чему девушка может быстро затянуть подол и тем самым практически полностью освободить ноги. Причем это действие у каждой стюардессы доведено до автоматизма – на то, чтобы завязать так юбку, ей понадобится несколько секунд.
Этому каждую стюардессу обучают в Singapore Flying College. Обучение там каждой бортпроводницы авиакомпании длится около 3,5 – 4 месяцев, - вдвое больше, чем в среднем по миру.
И стать сингапурской девушкой может далеко не каждая. Шансы есть лишь у девушек с азиатской внешностью. Никаких европеек, африканок или латиноамериканок. Ведь сингапурская девушка, говорят в авиакомпании, – это не только образец стиля, но и пример азиатской грации и гостеприимства. А это могут обеспечить только азиаты.
И если раньше стюардессой Singapore Airlines и правда могла стать только уроженка Малайзии или Сингапура, то теперь список стран существенно расширился – стюардесс набирают в Китае (включая Тайвань и Гонконг), Индии, Индонезии, Японии, Корее.
Кстати, из-за такой концепции бренд «сингапурская девушка» на Западе не раз становился объектом для критики, - якобы образ укрепляет стереотип об азиатской женщине, как всем подчиняющейся. Но в Сингапуре обвинения в сексизме отметают на корню. «Убрать сингапурскую девушку из Singapore Airlines, все равно что убрать Микки Мауса из Диснейленда», - привела сравнение сингапурская газета The Straits Times.
При этом, в Singapore Airlines только 60% бортпроводников – девушки. Остальные - мужчины. С июня 2008 года они одеты в темно-синие костюмы, а их «звания» можно узнать по цвету полосок на галстуке: голубые – кабинный экипаж, зеленые – старший бортпроводник, красные – шеф, фиолетовые – инструктор.
Сингапурская девушка – это не только азиатская внешность и облегающее фигуру платье. Это еще и строгие правила, которым она неукоснительно должна следовать.
Например, длинные волосы должны быть собраны пучок на затылке, причем регламентируется даже его размер: в ширину он должен быть не больше 7 см и не меньше 6,5 см. Одна из курсанток учебного центра в интервью порталу Travel+leisure признавалась, что в первое время у нее уходил час на то, чтобы правильно уложить волосы. Сейчас укладывается в считанные минуты.
Для всех бортпроводников авиакомпании есть пять утвержденных причесок, которые они могут носить. Они называются - Pixie, Bob, Bun, French Twist и French Plait.
Но и это далеко не все. Есть официально утвержденные цвета косметики, которые может наносить стюардесса. Причем, их оттенки, например, для глаз подбираются индивидуально еще на этапе обучения.
Ногти должны быть не длиннее 2 мм. Подравнивать волосы каждый бортпроводник обязан не менее одного раза в три недели.
Девушкам запрещены, например, любые аксессуары на шее, а серьги не должны превышать 0,75 см в диаметре. Мужчинам категорически запрещены усы и борода.
Даже содержание чемодана бортпроводника строго регламентировано в зависимости от дальности рейса. Но всегда с собой каждая девушка должна взять запасной комплект формы, запасную обувь и один комплект «офисной одежды» (джинсы и мини-юбки запрещены) на случай прилета в незапланированный аэропорт или страну.
В 1993 году восковая фигура сингапурской девушки появилась в лондонском музее мадам Тюссо (согласитесь, кого попало там не выставляют). Кстати, это была первая в истории музея фигура представителя коммерческой компании.
Копия была смоделирована по образу Лим Сьют Кви – бывшей стюардессы, которая позже стала ассистентом директора Департамента по работе экипажа.
В 2015-м фигуру обновили – новый образ «срисован» со стюардессы Нур Сурии Бинте Мохамед Амбиа. А первая восковая стюардесса заняла свое место в Музее авиакомпании в Сингапуре.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips