Найти тему
Секреты Старого Китая

О методиках, наработках, традиции и прочей подобной ерунде…

Регулярно наблюдаю различные диспуты, в живом общении и в интернете, на тему методики подготовки в современном ушу. В итоге у меня сложилось какое-то странное впечатление, словно наблюдаешь разговор немого с глухим, да и незрячи оба при этом… Понятно, что найти взаимопонимание при такой ситуации довольно сложно, практически даже невозможно. Однако я все же рискну изложить некоторые свои мысли по данной области, что сложились как результат интервью, тренировок, обучения, попоек и прочего общения с разнообразнейшими экземплярами Мира Ушу за время ежегодных поездок на просторы Поднебесной года этак с 1992. Понимая всю бесполезность как-либо изменить сложившееся в кругах русскоязычной улиньской братии представление о Правильном и Традиционном Обучении, однако тешу себя надеждой, что данная писанина принесет некую гипотетическую пользу, подвигнув хоть кого-нибудь задуматься, как и каким образом он обучается!

Наверно всем уже надоела сентенция, что обучение ушу разделяется на два направления – обучение через Метод и обучение через Принцип. Хотя в моем понимании, оба этих направления должны быть тесно переплетены и следовать друг за другом.

Большинству занимающихся ушу обычно известна история о Ци Гунбо:

-2
"Ци Гунбо три года практиковал Саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соединились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный "взрыв" силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит..."

Именно этот пример хорошо показывает нам обучение через Принцип. Про саньтиши и стояние столбом в русскоязычной среде написано много и очень много, поэтому не буду касаться этой темы - и так хватает толкового материала, к чему плодить излишние сущности.

И этому подходу некоторые противопоставляют другой подход: используемую сейчас во множестве тренировочных мест тренировку методом «слепого копирования», иначе - делай как я. И этот подход считают за обучение через Метод. Однако - это не совсем так. Это - тренировка через освоение технического арсенала стиля.

Что же в Старом Китае понималось под обучением через Метод? Все достаточно просто:

Создание условий, наиболее благоприятных для обучения и совершенствования

И такое обучение обычно состояло из трех неразрывно связанных методов (行功有三乘之法 ).

Первая составляющая (第一行) - внутренняя, для развития силы и усилия (积力,养气全神).

-3

Вторая составляющая (第 二 行) включала различные вспомогательные наработки, чтобы научить занимающегося прикладывать силу (например к 沙袋), а не просто водить лапками по воздуху.

-4

И третья составляющая (第 三 行) представляла собой практику использования предшествующих составляющих уже применительно к живому оппоненту (演习诸家手法 ).

-5

При этом надо понимать, что это не последовательность наработок, это одно целое.

Собственно это и есть обучение через Метод. И важно понимать, оно не зависит от технического арсенала и существующих прикладных разделов стиля, включая как рукопашную наработку, так и тренировку с разными видами оружия. Это целостный подход к обучению боевыми искусствами в Старом Китае.

И о вышеупомянутых составляющих такой методики Старого ушу мы будем рассказывать в следующих материалах...

Дм. Моисеев, СПб - октябрь 2018