Найти в Дзене
Зарегистрированная страница
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Подключите ПремиумЭксклюзивные публикации
«Основы искусства совершенствования»
От редакции: По просьбам трудящихся сегодня обзор одного из фундаментальных текстов Яншэнсюэ времен империи Мин, изданный в далёком 1592 году. Это - сборник более ранних текстов. Его составитель - видный литератор, библиофил и издатель эпохи Мин по имени Ху Вэньхуань (胡文煥 Hú Wénhuàn, 1558- 1617), также известный как Баоцин-цзюйши (抱琴居士 Bàoqín Jūshì, можно перевести как Отшельник или учёный человек-конфуцианец на покое, обнимающий цинь). Он прославился составлением антологий драматических произведений и изданием классических текстов, и тем, что основал в Ханчжоу книгохранилище...
207 читали · 1 неделю назад
Яншэнсюэ о вине
От редакции: продолжаем публиковать цитаты из канона Яншэнсюэ - Учения о взращивании жизни. ————- Вино (酒 jiǔ) - природа горячая. [если] Вкус острый - может рассеивать, вкус горький - может опускать, вкус сладкий - может гармонизировать, вкус пресный - способствует мочеиспусканию, вкус крепкий - природа сильная, ядовитая. Больше всего подходит тёплое, подходит пить мало - [это] полезно. [Показания] Гармонизирует кровь, двигает ци, укрепляет дух-шэнь*, защищает от холода, устраняет печаль, отгоняет...
170 читали · 2 недели назад
«Десять условий долголетия»
От редакции: Продолжаем знакомить наших читателей с традиционными текстами по Яншэнсюэ. ————— Если хочешь долголетия, копи много сокрытых добродетелей (阴功 yīn gōng - тайное доброе дело) и Небо защитит. Если хочешь долголетия, веселись, играй, смейся - и морщины не сойдутся на челе. Если хочешь долголетия, избегай прекрасных соблазнов, как врагов. Если хочешь долголетия, три трапезы в день соразмеряй с [объёмом] живота и соблюдай время*. Если хочешь долголетия, разгорячившись, не допускай, чтобы ветер-холод (风寒 fēng hán) проник [в тело]...
415 читали · 3 недели назад
Перечень из списка «лекарств» из трактата по Яншэнсюэ времен империи Мин
От редакции: есть знаменитая цитата из базового текста по ТКМ, что больного сперва надо лечить «питанием и поведением», то есть - изменением того образа жизни, который в итоге и привел к возникновению болезни. Но есть есть менее известная цитата: У врача есть сто лекарств 医有百药 Yī yǒu bǎi yào Сегодня публикуем часть этого перечня, который в ходит в состав канона по Яншэнсюэ, Учения о Взращивании Жизни. По сути - это некий набор этических норм и правил, возникший на базе неоконфуцианства в условиях специфики китайского общества...
104 читали · 4 недели назад
Краткий отчёт об очередной исследовательской поездке по провинции Шаньдун.
В этот раз, помимо участников наших последних поездок — Ильи Профатилова и Михаила Добындэ, к нам (после долгого перерыва по объективным обстоятельствам) наконец-то смог присоединиться Дмитрий Моисеев. Три недели прошли в непрерывных разъездах по шаньдунской глубинке и изучении исторического наследия систем кулачного боя, из которых в конце XVIII века была создана система боя богомола. Материал собирался буквально по крупицам, и если бы не предыдущие поездки и связи, которые мне удалось установить с носителями этих стилей протобогомола, результаты были бы катастрофическими...
147 читали · 1 месяц назад
Секрет сохранения жизни Су Дунпо
От редакции: Продолжаем переводить классические тексты по Яншэнсюэ. Сегодня специальное руководство по «долголетию для образованных людей» из текста «Собрание сочинений Су Ши». ————— ... Каждую ночь после часа цзы*, с 3 ночи до 5 утра, надень одежду и поднимись (можно также сидеть на кровати, укутавшись в одеяло), лицом на восток или юг, скрести ноги, проведи простукивание зубов (叩齿 kòuchǐ) 36 раз, выполни "крепкий захват" (握固 wògù) большим пальцем обхвати третий палец, или четвертым пальцем обхвати большой палец, обе руки при этом упираются в поясницу, «закрой дыхание» (闭息 bìxī)...
349 читали · 1 месяц назад
«О смерти и долгой жизни. Князь Ай-гун спросил у Конфуция: «Мудрый человек (智者 zhìzhě) долгожитель? Человеколюбивый человек (仁者 rénzhě) долгожитель?» Конфуций ответил: «Да. У человека есть три вида смерти, которые происходят не по [его] судьбе (命 mìng), а являются следствием его собственных действий.» 1. Тот, кто ложится спать и встает не вовремя, не соблюдает умеренность в еде и питье, чрезмерно предается покою или труду, - [болезни] и истощение (疲 pí) убивают его. 2. Тот, кто, занимая низкое положение, посягает на своего государя, чьи алчные желания (嗜欲 shì yù) ненасытны и чьи требования не прекращаются, - наказания (刑 xíng) убивают его. 3. Тот, кто с малым [числом сторонников] нападает на многих, будучи слабым, оскорбляет сильного, в гневе не успокаивается и не соизмеряет свои силы, - оружие (兵 bīng) убивает его. Эти три [случая] - смерть не по [естественной] судьбе (死于非命 sǐ yú fēi mìng), человек сам навлекает их на себя. Что же до мудрых и человеколюбивых мужей (智士仁人 zhì shì rén rén), то они соблюдают умеренность в своем поведении (将身有节 jiāng shēn yǒu jié), в действиях и покое следуют долгу/справедливости (义 yì), радуются и гневаются вовремя, не вредят своей [исконной] природе (性xìng). Если они обретают долголетие, разве это не справедливо?» Накопленные повреждения до предела ведут к ранней смерти.»
1 месяц назад
В «Записках из хижины четырех друзей»записано: «Чэнь Шулинь расказал: когда я заведовал аптечным рынком, по очереди дежурили работники, принимавшие мерки на рис. Сельчанин Чжан Чэнчжи был помощником начальника управления земледелия, сидел вместе с надзирателями. Была суровая зимняя стужа, я за один-два промежутка времени дважды вставал для мочеиспускания. Спросили: «Почему так часто?» Ответил: «В холодную погоду так и должно быть.» Чжан сказал: «Я, не взирая на зиму и лето, только утром и вечером по два раза.» Я сказал ему: «Есть методы даоинь, искусство ли это? Ответил: «Да». Я сказал: «Утром и вечером буду почтительно обращаться, в свободное время буду спрашивать.» Благодарен ему за устное наставление: «Я сначала был зятем в доме Ли Вэньдина, шурин в юности встретил человека, который кое-что обрел, и научил небольшой формуле: Перед сном сидеть на кровати, свесив ноги, снять одежду, прекратить дыхание задержкой (闭气 Bì qì), язык прикасается к верхнему нёбу (上膂 Shàng lǚ), взгляд устремлен к темени (顶门 Dǐng mén), затем поднимать и втягивать анус (谷道 Gǔ dào), руками растирать с обеих сторон точку Шэньшу (肾俞穴 Shèn shù xué), каждую по сто двадцать раз, но чем больше - тем лучше, после чего сразу лечь. Так [я делал] тридцать лет, очень помогло.» Вернувшись, сообщил старику, старик выполнял это десять дней и сказал: «Действительно удивительно и прекрасно.» Также рассказал нескольким искренне верящим родным и старым друзьям, все получили эффект. Этот метод прост и легок в выполнении, его действие по поднятию и втягиванию ануса подобно нефритовому затвору, массаж точек Шэньшу может восполнять почки и укреплять цзин (补肾固精 Bǔ shèn gù jīng), облегчать симптомы, вызванные [слабостью] почек.»
1 месяц назад
О распространении комплекса Ицзиньцзин в начале ХХ века
От редакции: Сегодня по просьбе давнего камрада - «Распространение Подлинной передачи Ицзиньцзина с внутренней работой отшельника Юйгуншаньжэня» . Это текст интересен разными, казалось бы незначительными, подробностями. Однако это позволяет лучше понять те фундаментальные процессы, что происходили в то время. _________ Господин Хуан Кэган всю жизнь посвятил распространению «Подлинной передачи нэйгун Ицзиньцзин отшельника Юйгуншаньжэня». Среди его учеников было много выдающихся последователей,...
229 читали · 1 месяц назад
О Мастере Вань Лайшэне
От редакции: Сегодня перевод давней журнальной статьи об одном из известнейших мастеров Центрального института Гошу, Вань Лайшэне (万籁声 Wàn Làishēng, 1903-1992). ___________________ Китайские боевые искусства известны по всему миру. Шаолинь, Удан, а также стиль Естественности (自然门 Zìránmén) и многие другие ипользуются большой славой как внутри страны, так и за рубежом. Стиль Естественности вобрал в себя сильные стороны школ Шаолинь и Удан, Как сказал современный патриарх боевых искусств, известный...
4256 читали · 2 месяца назад
«Национальное искусство в монастыре Шаолинь»
От редакции: Продолжаем знакомить наших читателей с китайской периодикой прошлых лет. Несмотря на громкое название, эта статья интересна в том числе и пояснениями о том, так в течении многих веков менялось именование для китайских боевых искусств, откуда возникло общепринятое в наше дни название и много, много других мелочей. Ну и опять же дается ответ на извечный вопрос: надо ли обучать ушу иностранцев и почему? В целом, познавательно и то, как видят ушу в качестве продвижения китайской культуры на Западе...
2 месяца назад
Дяньсюэ - искусство лечить или вредить?
От редакции: Регулярно поступают запросы от подписчиков рассказать про искусство воздействия на акупунктурные точки - дяньсюэ. Тут есть малоизвестный нюанс - такое одинаковое название носят две несколько различные системы: одна в ТКБИ служит для нанесения урона противнику, другая в ТКМ для излечения болезней человека. Хотя их цели принципиально различны, основаны они на общей теории и методах воздействия, поэтому сегодня для вас перевод одной довольно древней статьи из китайской периодики про оздоровительный массаж посредством воздействия на акупунктурные точки...
261 читали · 3 месяца назад