Найти тему

Крах Swissair: как разорился «летающий банк»

Оглавление

17 лет назад, 2 октября 2001 года, остановила полеты швейцарская авиакомпания Swissair. На тот момент это был один из крупнейших перевозчиков в мире.

В один миг было отменено более 200 рейсов, сотни тысяч пассажиров остались на земле с аннулированными билетами, тысячи работников авиакомпании застряли в других странах, а их корпоративные кредитки были заблокированы.

Корреспондент британской ВВС, комментируя крах Swissair, сказал: «В тот день в Швейцарии умерла не просто авиакомпания, умер сам образ жизни швейцарцев и, что более важно, их бизнес-лидерство».

В мире Swissair называли не иначе как «Летающий банк», - за их финансовую стабильность, за практически неограниченные финансовые ресурсы. Но в какой-то момент менеджеры авиакомпании заигрались – они решили, что госбюджет, откуда шли постоянные вливания, не иссякаем, а банки не смогут отказать в льготном кредите «национальной гордости», - ведь на борту всех самолетов авиакомпании красовался швейцарский крест.

«Swissair позиционировал себя ведущим мировым авиаперевозчиком. А на деле он оказался привокзальным киоском, зависимым ото всех, но только не от собственных успехов на рынке», - написал журналист портала swissinfo.ch.

-2

Самые быстрые самолеты и первые стюардессы

Авиакомпания Swissair была создана в марте 1931 года путем объединения двух мелких швейцарских перевозчиков Balair и Ad Astra Aero. Идея объединить активы принадлежала предпринимателю Бальцу Циммерманну и Вальтеру Миттельхолцеру. На тот момент Миттельхолцер был ведущим пилотом в Ad Astra Aero, а также считался первым пилотом Швейцарии: летную лицензию он получил еще в 1917 году.

Название Swissair для новой авиакомпании предложил президент Balair Альфонс Эхингер. Скорее всего, он рассчитывал на то, что компанию с использованием приставки swiss поддержит правительство Швейцарии, но власти как-то прохладно отнеслись к созданию единого перевозчика.

Первый рейс Swissair в Лондон, 1937 год. Фото: en.wikipedia.org/wiki/Swissair
Первый рейс Swissair в Лондон, 1937 год. Фото: en.wikipedia.org/wiki/Swissair
DC-4 Swissair над Нью-Йорком, 1940-е годы. Фото: swissinfo.ch/RDB
DC-4 Swissair над Нью-Йорком, 1940-е годы. Фото: swissinfo.ch/RDB

В первый год работы штат Swissair состоял из 64 человек – из них было 10 пилотов, 7 радистов и 8 авиамехаников. Авиакомпания выполняла полеты по Швейцарии и в соседние страны только в теплое время года – с марта по апрель, а длина всей маршрутной сети составляла чуть более 4000 км.

Через год после создания, Swissair стала второй авиакомпанией Европы, которая начала летать на американских самолетах – были куплены два Lockheed Orion (первым европейским оператором авиационной техники из США была чехословацкая CSA – в 1930-м она начала использовать Ford Trimotor).

Lockheed Orion - красный самолет. Стоит в авиационном музее в Швейцарии
Lockheed Orion - красный самолет. Стоит в авиационном музее в Швейцарии

Для своего времени Lockheed Orion был самым быстрым коммерческим лайнером. В Swissair он использовался на самой популярной линии: Цюрих – Мюнхен – Вена. Кстати, появление этого лайнера в парке швейцарской авиакомпании заставило немецкую Lufthansa дать задание Heinkel разработать более быстрый самолет – так появился Heinkel He 70, который в первый же год начала полетов (1933) установил восемь мировых рекордов скорости.

В 1934 году Swissair стала первой европейской авиакомпанией, на рейсах которой появилась стюардесса. Первой бортпроводницей Европы была Нелли Динер, которая получила известность как Engel der Lüfte (Небесный ангел). Впрочем, судьба у Динер трагическая – спустя два месяца после начала работы в Swissair, она погибла в авиакатастрофе над территорией Германии в возрасте 22 лет (причиной крушения самолета стала гроза).

Нелли Динер. Фото: en.wikipedia.org/wiki/Nelly_Diener
Нелли Динер. Фото: en.wikipedia.org/wiki/Nelly_Diener

Национальная гордость

Во время Второй мировой войны Swissair, как и большинство европейских авиакомпаний, прекратила рейсы, возобновив их в июле 1945 года.

Знаковую роль в превращении Swissair в глобального мирового перевозчика сыграл Вальтер Берхтольд. Бывший глава Швейцарских железных дорог возглавил авиакомпанию в 1950-м, и руководил ею больше 20 лет. Можно сказать, что именно он привел моду в авиацию, разработав фирменный стиль летного персонала. Раньше серая форма стюардесс напоминала обмундирование женского армейского корпуса, но Бертхольд переодел бортпроводниц Swissair в элегантные наряды синего цвета.

-7
-8

В начале 50-х Swissair сменила логотип (им стал самолет в форме стрелки), а на трансатлантических маршрутах был введен первый и экономический классы. Причем, кресла в первом классе раскладывались в полноценную кровать. Через год туристический класс появился и на европейских рейсах авиакомпании.

В это же время на Swissair обратило внимание швейцарское правительство и, выкупив больше 30% акций, стало крупнейшим акционером. Так авиакомпания превратилась в национального перевозчика Швейцарии.

Начиная с конца 60-х годов самолеты с белым крестом на красном фоне можно было увидеть по всему миру – от Африки и Латинской Америки до Японии и Китайской Народной республики.

Swissair выгодно использовала географическое положение Швейцарии для организации трансферных рейсов, а также нейтралитет Швейцарии, благодаря чему летала в такие страны, куда многим авиакомпаниям путь был закрыт. К началу 70-х за Swissair, благодаря практически неограниченным финансовым ресурсам, в мире закрепилось название «Летающий банк».

Первый класс Swissair в 1960-х годах
Первый класс Swissair в 1960-х годах
Группа Rolling Stones в аэропорту Цюриха, 1967 год (фото: swissinfo.ch/keystone)
Группа Rolling Stones в аэропорту Цюриха, 1967 год (фото: swissinfo.ch/keystone)

Денег много не бывает

Впрочем, именно бюджетные вливания и льготные кредиты швейцарских банков сыграли с авиакомпанией злую шутку, что в итоге и привело ее к краху.

В какой-то момент менеджеры Swissair решили, что бюджет Швейцарии неиссякаем, и оттуда можно получать любые суммы. В конце 80-х менеджеры Swissair начали вынашивать идею объединиться с Air France , Lufthansa и British Airways, таким образом швейцарский перевозчик получил бы неограниченный допуск к европейскому рынку (Швейцария не вошла в Европейский союз, что накладывало определенные ограничения на деятельность ее компаний в ЕС). Но война в Персидском заливе в начале 90-х и рост цен на нефть привели к падению доходов авиакомпаний и от объединения пришлось отказаться.

-11

Считается, что поворотной точкой, после которой Swissair начала двигаться к банкротству, стал референдум 6 декабря 1992 года. На том голосовании граждане Швейцарии сказали «нет» участию страны в Европейском экономическом пространстве (ЕЭП). В итоге Swissair оказалась «запертой» в маленькой Швейцарии – она не могла брать пассажиров на промежуточных посадках в Евросоюзе (например, Цюрих – Франкфурт – Нью-Йорк), ей также запрещалось продавать билеты на сегменты рейсов, которые полностью входят ЕЭП (например, Цюрих – Франкфурт - Париж).

Но несмотря на существенные ограничения и падения прибыли, менеджеры Swissair вели себя так, как будто у них есть печатный станок. В 1992 году авиакомпания представила стратегию Hunter, которая предполагала грандиозное расширение Swissair за счет скупки более мелких авиакомпаний по всему миру.

Реализовывая этот план, Swissair купил 49,5% итальянской чартерной авиакомпании Air Europe и 49% акций бельгийской авиакомпании Sabena, которая к тому моменту уже была на грани остановки из-за долгов (обанкротилась в 2001 году, на ее обломках создан Brussels Airlines). Кроме этого швейцарцы купили доли во французских Air Libertе и AOM, мексиканской Air Littoral, итальянской Volare, польской LOT, а также Turkish Airlines, South African Airways, TAP Portugal и немецкой LTU. Также планировались покупки долей в ирландской Aer Lingus, финской Finnair, венгерской Malеv и бразильских перевозчиках TAM и Transbrasil. Кроме того, они намеревались войти в капитал Alitalia.

фото: swissinfo.ch/keystone
фото: swissinfo.ch/keystone

Крах

Когда после столь грандиозного "шопинга" Swissair в 2000 году опубликовала финансовый отчет, все были в ужасе. Одни только Swissair и Sabena теряли по 1 миллиону франков в день. Еще миллион франков ежедневных убытков приносила реструктуризация долгов немецкой LTU. Руководивший авиакомпанией с 1996 года Филип Брюггиссер был отправлен в отставку, а его место занял глава небольшой швейцарской авиакомпании из Базеля Crossair Мориц Шутер. Но он, видимо, поближе познакомившись с финансовым положением авиакомпании, через 44 дня написал заявление об уходе.

На его место пришел Марио Корти. Он долгое время был финансовым директором в Nestle, но мало что понимал в авиации.

Последним гвоздем в крышку гроба Swissair стали теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Авиаперевозки рухнули, - люди боялись летать.

Марио Корти. фото: swissinfo.ch/keystone
Марио Корти. фото: swissinfo.ch/keystone

И у Swissair закончились деньги. Тогда менеджеры во главе с Корти побежали к швейцарскому правительству, но услышали отказ. Затем они отправились к главам банков UBS и Credit Suisse, но банки тоже отказали.

Утром 2 октября 2001 года менеджеры перевозчика, подсчитав оставшиеся на счетах финансы, поняли, что денег не хватит даже на заправку самолетов утренних рейсов. В тот же день после обеда Марио Корти объявил об остановке полетов Swissair – были отменены 230 рейсов. Билеты сотен тысяч пассажиров оказались аннулированы, а сотрудники авиакомпании зависли за границей: их корпоративные кредитные карточки заблокировали и тогда их начали выселять из отелей. Многим пришлось возвращаться в Швейцарию за свой счет.

4 октября работники Swissair вышли на митинг в Берне, но в проблемах авиакомпании они винили не только менеджмент перевозчика, но и банки, которые отказались продлевать льготное кредитование.

Сотрудники рухнувшей компании несли плакаты Bin Ospel, адресованные главе UBS Марселю Оспелю, который был изображен в образе Усамы бин Ладена. А название банка UBS на плакатах расшифровывали как United Bandits of Switzerland («Объединенные бандиты Швейцарии»).

-14
Фото: vol.at
Фото: vol.at

В 2002 году часть имущества и самолетов Swissair была передана авиакомпании Crossair, которая позже переименовалась в Swiss International Air Lines (или SWISS) и летает по сей день. В 2005-м SWISS была куплена немецкой Lufthansa.

Кстати, спустя семь лет после краха Swissair правительству Швейцарии пришлось спасать банк UBS. Власти страны выделили кредитной организации 6 млрд франков – и банк смог поправить свое состояние.

Некоторые экономисты уверены – если бы не крах Swissair, то UBS никто бы не помог. Федеральный совет тогда разумно решил – второй подобный позор окончательно подорвет славу Швейцарии как мирового финансового центра.

В 2006 году, спустя пять лет после краха Swissair, на экраны Швейцарии вышел художественный фильм «Приземление: последний день Swissair».

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал вЯндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips