В начале 20 века авиация находилась еще в младенческом возрасте. Неуклюжие, похожие на этажерки аппараты совершали свои первые полеты, под восторженные крики собиравшихся посмотреть на невиданное зрелище толп. И как всегда, первыми плодами технического прогресса воспользовались военные. Впервые самолеты были применены на поле боя Болгарией, в Первой балканской войне, о ходе которой можно прочитать здесь. Но ввиду того, что самолеты были еще очень и очень несовершенны, в начале Первой мировой воющие стороны применяли уже достаточно давно известные и технически более продвинутые дирижабли.
Благодаря работам графа Цеппелина, Германия намного превосходила другие страны в области дирижаблестроения. Аппараты жесткой конструкции, названные в честь создателя Zeppelin, по тем временам являли собой венец технического прогресса. Обладая скоростью в 90 км/ч, они были способны доставить груз в несколько тонн на расстояние до 4000 километров, были оснащены средствами наблюдения, пулеметами и даже легкими орудиями. Это были самые настоящие стратегические бомбардировщики, подобного оружия кроме Германии на тот момент не было ни у кого. К началу Первой мировой немцы обладали 23 такими монстрами, не считая некоторого количества более легких машин.
В других странах, таких как Англия, Франция, Россия также предпринимались шаги к созданию флота дирижаблей, но по ряду различных причин подобного германскому развития эти проекты не получили.
В первый же месяц боевых действий немцы начали массировано применять свои цеппелины для глубокой разведки тылов противника, бомбардировок скоплений войск и неприятельских городов. Широко известен эпизод, когда налет всего одного-единственного дирижабля на Антверпен привел к полному разрушению десятков зданий, повреждено было около 500 домов, были и многочисленные человеческие жертвы.
Также, 8 сентября 1915 года был совершен налет на Лондон, из трех воздушных кораблей из-за технических неполадок до столицы Великобритании добрался лишь один, но и его хватило, чтобы создать в огромном городе панику и нанести урон. Будучи не обнаруженным ни наземными постами наблюдения на побережье, ни зенитчиками, которые впрочем физически не могли достать его на высоте 3 километров (зенитные орудия имели потолок стрельбы 2000 метров), одиночный дирижабль сбросил на головы ничего не подозревающих лондонцев 55 зажигательных, 14 фугасных, весом в 100 кг. каждая, а также впервые была применена новинка – бомба весом в 300 кг. На земле погибло 22 и было ранено 87 человек, причинен значительный материальный ущерб,а самое главное – в сердцах людей поселился страх, каждую ночь они с ужасом вглядывались в облачное небо, гадая, не крадется ли там, за облаками неумолимая смерть.
Но, как известно ничто не вечно под луной. Тысячелетняя борьба меча и щита сыграла свою роль и в этом противостоянии. Дирижабли и раньше вовсе не были неуязвимыми, просто уничтожить их было довольно тяжело, зажигательные пули еще не появились, а обычные против оболочки дирижабля были малоэффективны. Тем не менее немцы только на начальном этапе войны по различным причинам ,в том числе из-за атак истребителей потеряли около 10 цеппелинов. Эффективным был прием, когда летчики пролетая над дирижаблем бросали на оболочку ручные гранаты. Это было трудно сделать, но эффект был однозначным – легко горючий наполнитель оболочки воспламенялся и объятая пламенем огромная сигара летела к земле.
Авиация развивалась семимильными шагами, на самолетах появились синхронизированные крупнокалиберные пулеметы, вкупе с зажигательными пулями они не оставляли ни единого шанса огромному, но уязвимому и неповоротливому дирижаблю. Россия ,кстати была вообще ведущей державой в авиастроении в то время и располагала еще в начале войны самолетами, которые вполне могли расправиться с дирижаблем, поэтому немцы сюда практически не летали. Также совершенствовалась и зенитная артиллерия, в связи с этими факторами немецкие дирижабли стали использоваться сначала только в ночных операциях а к концу войны – только над морем, где истребители их достать не могли, авианосцы еще распространения не получили, хотя уже появились.
Несмотря ни на что дирижабли дожили до Второй мировой, в которой также нашли свою нишу, например американцы использовали их как противолодочные летающие платформы, обладая большой автономностью они многими часами патрулировали акваторию Тихого Океана, вполне эффективно ведя борьбу с японскими подводными лодками. Окончательно боевую службу дирижабли закончили в 60 годах прошлого века, когда последние из них были списаны. В наши дни потомки грозных боевых машин стали безобидными носителями рекламы и катают людей для развлечения. Впрочем, развитие беспилотных технологий не исключает возвращения таких аппаратов на боевую службу.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, ставьте лайк, это поможет понять, что наиболее интересно читателям. И конечно, подписывайтесь на канал, будет еще много интересных военно-исторических публикаций. Спасибо за внимание!