Как продать автомобиль быстрее и дороже? Некоторые автовладельцы с уверенностью скажут — скрутить пробег! Потому что именно так они и поступали. Как же проверить реальный пробег? Разбираем на примерах.
Факт: машины в России действительно много ездят
В России купить машину и не ездить на ней — большая роскошь. Даже по официальным оценкам, средний годовой пробег составляет около 20 тысяч километров. То есть автомобили старше 10 лет должны иметь пробеги за 200 тысяч километров минимум. А то, сколько машина проехала, и правда очень важно — у агрегатов есть ресурс и после того, как он подходит к концу, автомобиль начинает требовать вложений.
Не забывайте, что огромное количество машин работают в такси и курьерских службах, в крупных компаниях — используются для частых поездок руководителей и сотрудников. Да и частники ездят много — по работе или делам, — а ещё они могут купить машину и сдавать её в аренду.
В итоге некоторые автомобили ездят практически круглосуточно, без выходных и за несколько лет наматывают сотни тысяч километров. И это может быть машина любого класса: пробег 300–400 тысяч километров можно встретить как у Hyundai Solaris или Skoda Octavia, так и у Range Rover или Audi А8.
Не поймите неправильно: машины с маленьким, а главное, честным пробегом существуют, и шанс приобрести одну из них есть всегда. Но их не так много, и, как правило, вы будете сталкиваться с большими пробегами, которые нередко будут всячески скрываться.
Как часто корректируют пробег
Когда приходит время расставаться с машиной, каждый решает сам, как её готовить к продаже. Кто-то делает это честно, например, если машина работала в такси, и её выставляют как есть — в жёлтой плёнке, с большим пробегом и по соответствующей цене. Другие же предпочитают скрывать прошлое. Скрутить пробег перед продажей — частое явление на рынке автомобилей с пробегом.
Корректировка пробега — это целый бизнес. Качество этой процедуры зависит исключительно от бюджета. Пробег могут поменять только на щитке приборов или заменить во всех электронных блоках так, что следов не останется. Какая цифра в итоге окажется на одометре — выбор продавца. Смотать могут как 30–50 тысяч, так и несколько сотен тысяч километров.
Покупатели хотят маленький пробег, продавцы его «обеспечивают»
Покупатели хотят верить, что берут машину с маленьким пробегом. Поэтому готовы слушать истории про третью машину в семье, летнюю эксплуатацию и работу в 500 метрах от дома, лишь бы увидеть заветную скромную цифру на щитке приборов. Большой пробег сразу отпугивает.
Как итог: продавцы ставят на щиток те цифры, которые хочет увидеть покупатель, а не то, сколько на самом деле проехала машина. Иначе машину продать в разы сложнее.
Небольшой тест: ниже представлены 2 объявления с Nissan Qashqai, оба 2010 года, у одного пробег 79 тысяч километров, у другого — 214 тысяч. Какой вам нравится больше?
Если вы склоняетесь к первому варианту, то спешим вас расстроить — это одна и та же машина (можете сравнить VIN). Просто её купили у дилера, скрутили пробег, подняли цену и снова выставили на продажу.
Врать могут как люди, которые занимаются перепродажей автомобилей, так и обычные собственники, которые владеют машиной не первый год, но хотят продать её побыстрее и подороже.
Как проверить пробег
Проверить реальный пробег сложно, нередко приходится довольствоваться догадками и косвенными факторами. Защититься от обмана на 100% нельзя, но по отдельным фактам можно составить общую картину, сколько проехал тот или иной автомобиль. Помните: все вещи, описанные ниже, могут тщательно скрываться, поэтому обращайте внимание на детали.
Одометр. Как бы смешно это ни звучало, посмотрите цифру на щитке приборов. Продавцы могут указать в объявлении цифры меньше, чем есть на самом деле, или пользоваться незнанием, в каких величинах указывается пробег — ведь помимо километров существуют ещё и мили.
Состояние салона. Часто интерьер является чуть ли не главным показателем реального пробега. Блестящий руль, просиженное сиденье или стёртые накладки на педалях могут намекать на большой пробег. Такие недостатки часто скрываются: что-то моется, меняется, перешивается и подкрашивается.
Состояние кузова и деталей. Помутневшие фары, сколы на бампере и капоте, ржавчина на днище — всё это и многое другое косвенно указывает на интенсивность эксплуатации машины. Как и в случае с салоном, многое может полироваться, перекрашиваться и заменяться — получается красивая картинка, на которую клюёт большинство покупателей.
Сервисная книжка. Прохождение планового технического обслуживания — весомый аргумент в честности пробега. Можно посмотреть даты и отметки по работам на разном пробеге. Однако эти книжки иногда подделывают. Ещё один способ обмана: скрутить пробег и поехать на ТО ради отметки в книжке.
Документы и базы. В ПТС обращайте внимание на регионы пребывания, количество владельцев и наличие среди них юридических лиц, особенно тех, кто занимается лизингом. Проверки по базам, например «Автокоду» (работает только в Москве и Московской области), могут показать информацию о прохождении техосмотра, где фиксируется пробег, или о коммерческих перевозках. Правда данные там есть не всегда, а в некоторых случаях заносятся некорректно.
Электронная диагностика. В современных автомобилях информация о пробеге записывается в разные электронные блоки и бывают случаи, что реальный пробег остаётся в одном из них. Но если пробег скручен грамотно, то следов не останется.
И как всё-таки купить автомобиль?
Если вы хотите купить автомобиль с честным пробегом, то в первую очередь нужно снять розовые очки и запастись терпением. Смотрите больше машин, сравнивайте их состояние, меньше верьте словам продавца и цифрам в объявлении. Отнеситесь к осмотру автомобиля со всей серьёзностью и не поддавайтесь эмоциям.
И помните, что большой пробег — не приговор. Главное, чтобы он был честный. А дальше уже необходимо отталкиваться от состояния машины, интенсивности эксплуатации, качества обслуживания и, наконец, цены. Взвесив все за и против, можно принимать решение о целесообразности сделки.