Найти в Дзене

"Квадратные колеса"

Многие наверное слышали, что когда проходит поезд, у некоторых вагонов очень сильно стучат колеса с постоянной периодичностью. У некоторых вагонов стук настолько сильный, что кажется будто колеса квадратные.

На самом деле этот специфический стук происходит не случайно. Он вызван дефектами поверхности катания колес.

Изначально колесо выходит с завода с правильно-заданной геометрией. При движении такого колеса по рельсу от него не исходит практически никаких звуков. За исключением ударов по стыкам.

Новое колесо
Новое колесо

Но в процессе эксплуатации на колесо воздействуют различные факторы, которые вызывают образование дефектов на поверхности катания.

Самым распространенным фактором, после которого на колесах появляются ползуны - является вытормаживание вагонов на сортировочных горках.

Скатывание отцепа на сортировочной горке
Скатывание отцепа на сортировочной горке

Но не на всех горках колеса получают повреждения. К числу таких станций относятся те, которые имеют сортировочные горки малой мощности не имеющие устройств механизации, с ручным вытормаживанием отцепов при сортировке.

Принцип торможения вагонов на таких горках заключается в том, что регулировщик скорости укладывает на рельс перед скатывающимся с сортировочной горки отцепом (вагоном или группой вагонов) тормозные башмаки. Отцеп наезжает на башмак и одна колесная пара скользит на башмаке по рельсу до башмакосбрасывателя.

Вытормаживание вагона вручную с помощью башмака
Вытормаживание вагона вручную с помощью башмака

При этом колесная пара клинит и перестает вращаться. Из-за того что она идет по рельсам юзом, на колесе, которое скользит по рельсу, образуется ползун.

Ползун на колесе
Ползун на колесе

То есть из-за взаимодействия поверхности катания колеса и головки рельса происходит стачивание металла в месте соприкосновения.

Пятно соприкосновения колеса с рельсом
Пятно соприкосновения колеса с рельсом

Но это не единственный вариант возникновения дефектов на поверхности катания вагонных колес. При экстренных торможениях поездов, как пассажирских так и грузовых, в зависимости от развивающейся ситуации и скорости разрядки тормозной магистрали, бывают ситуации, когда ползуны и навары образуются у нескольких вагонов или даже во всем поезде. Такая ситуация в среде железнодорожников называется "подковать поезд".

Экстренное торможение грузового поезда
Экстренное торможение грузового поезда

Ползуны - негативное явление как для подвижного состава, так и для верхнего строения пути.

При движении колес имеющих дефекты, особенно на больших скоростях и у груженых вагонов, возникают большие ударно-динамические нагрузки в экипажной части. Это может приводить как к изломам диска колеса так и к изломам или выколам в рельсах. Особенно это опасно в сильные морозы.

Для устранения дефектов поверхности катания колес производят их обточку на токарном станке.

Обточка поверхности катания колеса
Обточка поверхности катания колеса

Обточка гребня колеса
Обточка гребня колеса

После снятия необходимого слоя металла колесная пара возвращается в эксплуатацию с геометрически правильной формой диска.

Полностью обработанное колесо
Полностью обработанное колесо

-11