То, что в еде, помимо белков, жиров и углеводов, содержатся еще какие-то жизненно необходимые вещества, исследователи знали давно, однако знакомые сегодня всем витамины были открыты лишь в 1911 году.
Скромные, но незаменимые
Сегодня к витаминам относят около двух десятков различных веществ. Около — потому что четких и однозначных критериев отнесения того или иного вещества к витаминам нет.
Обычно причисление того или иного соединения к витаминам основано на трех признаках:
-это вещество необходимо для нормальной работы человеческого организма;
-оно нужно в очень малых количествах;
-сам организм не может его вырабатывать, а должен получать его с пищей.
Зачастую витамины делят на две большие группы: жирорастворимые (А, Б, Е и К) и водорастворимые (все остальные). Большого химического смысла это деление не имеет (каждая из групп объединяет очень разнородные вещества), но физиологически оно оправдано, так как отражает различия в поведении этих веществ в нашем теле. В частности, жирорастворимые витамины могут запасаться в значительных количествах в жировой ткани, что и позволяет человеку, хорошо загоревшему во время отпуска, весь год потом не думать о дефиците витамина Б.
А вот «наесться впрок» водорастворимых витаминов невозможно: они нигде не запасаются, и любые их количества быстро выводятся из организма.
Их функции в нашем теле почти столь же разнообразны, как и их химическая природа. Самая популярная биохимическая роль - коферменты. Так называют небольшие органические молекулы небелковой природы, связывающиеся с ферментами и служащие им активным центром. Без кофермента соответствующий фермент просто не может выполнять свои функции, что и объясняет, каким образом ничтожное его количество оказывается жизненно необходимым для всего организма. Именно такова роль витаминов группы В.
В роли коферментов выступают и другие витамины: например РР (никотиновая кислота) — кофермент для целого ряда окислительно-восстановительных реакций, витамин К — кофермент микросомальных ферментов печени, доводящих до ума кровяные белки, обеспечивающие реакцию свертывания.
Однако это не единственная «профессия» витаминов. Например, витамин Е (токоферол) защищает от окисления жиры, входящие в состав клеточных мембран, принимая на себя удар активных форм кислорода. Всем известная аскорбиновая кислота (витамин С) — тоже антиоксидант, но на него возложена деликатная функция - возвращать в рабочее состояние окислившиеся ионы металлов, также входящие в состав активных центров многих ферментов. Витамин О (кальцитриол) — основа гормона, регулирующего всасывание в кишечнике кальция и фосфатиона. Наконец, витамин А (ретинол), связываясь с белком опсином, превращает его в зрительный пигмент родопсин, ту самую молекулу, которая в светочувствительных клетках сетчатки захватывает фотон, приводя в действие весь молекулярный механизм зрения. Понятно, почему нехватка витамина А проявляется снижением чувствительности зрения и, прежде всего, неспособностью видеть при слабом освещении («куриной слепотой»).
Впрочем, как и у большинства витаминов, это не единственная функция ретинола: он входит в состав клеточных мембран, участвует в регуляции роста и репродуктивной функции.
Из ненадежных источников
Большинство образованных людей видят главный источник витаминов в свежих овощах и фруктах. Они вкусны, а вреда от них никакого не будет — это бесспорно. Но вот надеяться на них как на основной источник витаминов не стоит. Строго говоря, из сочных частей растений вообще можно извлечь лишь очень ограниченный круг витаминов: прежде всего С, а также А, В9 (фолиевую кислоту) и в меньших дозах некоторые другие. Остальные витамины нужно брать откуда-то еще: D - из животных жиров, яиц и молочных продуктов, Е — из растительных масел, витамины группы В — из цельных круп, муки грубого помола и дрожжей.
Но даже те витамины, которые мы действительно получаем, в основном, из растительной пищи, содержатся в нужном количестве далеко не в любых фруктах.
Добавки
С начала 70-х годов проведено множество испытаний с применением широчайшего набора различных добавок с перспективными и многообещающими антиоксидантами, которые содержатся в витамине С. К сожалению, практически все полученные результаты оказались далеко не обнадеживающими.
В обзоре 2012 года приведены результаты 27 клинических испытаний по оценке эффективности различных антиоксидантов. Данные противоречивы, но все же складываются не в пользу их приема.
В семи исследованиях показано, что антиоксидантные добавки оказались полезными для здоровья, в десяти - не выявлено никаких различий.
Постепенно приходит понимание, что позиционирование свободных радикалов в единственном качестве «врага», с которыми борются антиоксиданты, категорически неверно. Оказывается, что свободные радикалы имеют важное физиологическое значение в целом ряде процессов, происходящих, в частности, на клеточном уровне.
В случае инфекционного процесса они появляются в огромном количестве, выступая в качестве «молчаливых клаксонов» для нашей иммунной системы. И далее, уже внутри клетки, свободные радикалы способствуют уничтожению инфекционного агента, играют присущую им роль, буквально разрывая нарушителя на части.
От начала до конца здоровый иммунный ответ зависит от свободных радикалов, находящихся внутри нас.
Впрочем, наше тело хорошо сбалансировано, так что умеренный прием пилюль с антиоксидантами не способен внести серьезного возмущения в физиологические процессы организма.
Никто не будет отрицать, что витамин С имеет жизненно важное значение для здорового образа жизни, впрочем, это заключение касается всех антиоксидантов. Но их введение в виде биологически активных добавок или лекарственных средств оправдано только тогда, когда существует реальный дефицит определенного вещества. В прочих случаях здоровая простая пища – самый лучший путь их получения.
Алексей Ляликов, заместитель главного врача Центра медицинской профилактики