Его путь до конвейера занял 14 лет, первый ходовой образец ещё подготовили в 1959 году. Его появлению предшествовали длительные творческие поиски конструкторов, технологов и даже художников, несколько вариантов компоновки и экстерьеров вездеходов, были отклонены уже на раннем этапе проектирования. Военные заказчики пристрастно относились к УАЗовским предложениям, внешний вид, расположения двигателя, кинематическая схема подвески, географические параметры, всё это, долго и подробно согласовалось, при этом завод был готов производить гораздо больше вездеходов, чем могла закупить советская армия, сошлись на том что новый УАЗ будет выпускаться в двух версиях, армейской с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом и упрощенной гражданской, оба вариантов 1961 году выдержали тяжелейшие пробеги через СРЕДНИЮ АЗИЮ и ЗАПОЛЯРЬЯ, к слову сказать импортные, сугубо армейские вездеходы в подобном условии очень скоро сходились с маршрутов, как указывалось в протоколах испытаний, по причине неспособности к дальнейшему движения.
Сначала приняли к производству народный хозяйственный вариант, армия ещё уточняла свои требования к машинам, ну и завод нужно было подготовить к ужесточившимся требованиям военной приемки, только в 1973 году, армейские вездеходы заняли место на главном конвейере УАЗа в том же году они побывали на ЭЛЬБРУСЕ, стандартные машины без лебедок и цепей, забрались на высоту более 4 км меньше чем за 40 мин, а потом неспешно спустились в дали, возможно именно тогда появился афоризм «РУССКИЕ ВСЁ ЧТО УГОДНО ПРИДУМАЮТ, ЛИШЬ БЫ НЕ СТРОИТЬ ДОРОГИ» интересно что этого схождения не было запланировано программой испытаний, но местные спасатели попросили забросить поближе к вершине оборудование для вызволения провалившихся в расщелину альпинистов, «НУ КАК ТУТ НЕ ПОМОЧЬ?»
Ходовые возможности этой машины поражали, обездвижить УАЗ-469 можно было только при большом желании и даже если это удавалось, машину быстро спасали из грязевого плена, силами военнослужащих, рядового и сержантского состава. УАЗ-469 использовали как командирские персоналки, чаще всего они возили старших офицеров от майора до полковника, но доверяли им не менее ответственные миссии «ДИМ-ДОРОЖНЫЙ ИНДУКЦИОННЫЙ МИНОИСКАТЕЛЬ» УАЗ медленно двигается впереди колонны, при этом специальные датчики на выносимых вперед фермах прощупывают дорогу, если под покрытием находится металлический предмет, срабатывает сигнализация, тут уже не надо медлить, резко по тормозам, кстати дублирующая педаль находиться под ногой оператора, было у него и личное рулевое колесо, но не для поворота машины, а для управлении сканирующим устройством, с появлением мин из не магнитных материалов от подобных систем пришлось отказаться.
В конце 70-х годов к 469 готовили наследника, велась в Ульяновске тема под названием ГАК, перспективные были машины, скоростные вместительные и с наружу приятные, но военный заказчик решил повременить, хорошее на лучшее в армии менять не любят, тем более что ГАК требовал не малых средств на доводку ходовой части, после завершения очередного этапа испытаний, тема была закрытой. Командирский УАЗ-469 за свою симпатичную перщую мордочку, получил кличку «БОБИК» вот уже 35 лет он служит армии, немного обновился экстерьер, получил новый четырехзначный индекс «3151» прошел несколько этапов модернизации.
В 70-е и 80-е годы без УАЗов не обходился не один художественный фильм про нашу армию. Самые эффективные кадры можно увидеть в картине «ОТВЕТНЫЙ ХОД» Все трюки были выполнены в живую никакой компьютерной графики. В Этом автородео принимали личные участия популярные актеры «СОВЕТСКОГО КИНО» .
В 1996 году появился новый целевой 9-ти местный «БАРС» с удлиненной колесной базой, широкими мостами, колесными редукторами и 16-ти клапанным инжекторным мотором, затем был принят на снабжение «РОССИЙСКОЙ АРМИИ» 11-ти местный десантный вариант, на хорошей дороги эти вездеходы развивают скорость до 150 км/ч, при этом они полностью сохраняют внедорожные качества базовой модели, но основу армейского парка легковых вездеходов по прежнему составляют стандартные короткобазный УАЗ-3151 и похоже до дембеля ему ещё служить как курсанту до «МАРШАЛЬСКИХ ЛОМПАСАХ»
В 1977 году начались работы по водоплавающему УАЗу по имени «ЯГУАР» для непосвященных, это единственный представитель семейства кошачьих, лояльно относящих к воде. Конструкторы решили делать полноценный автомобиль, а не лотку с колесами, действительно сразу не поймешь что это амфибия, даже двери есть со специальными притягивающими рычагами, задрайками, главное не забыть перед входом в реку закрыть кингстоны. «ЯГУАР» сохранил лучшие черты базовой модели что подтвердили испытания в тяжелых дорожных условий на суши. Его скорость достигла до сотни, а вот на воде в 10 раз медленнее, но и этого в полнее хватало, а ещё поражал запас плавучести водяной кошки, по тех. заданию один водитель и 600 кг нагрузки, реально 11 человек с тем же багажом, был создан и пограничный вариант с комплектом лыж и клеткой для служебно-розыскной собаки, эту модификацию назвали «БАКЛАН» Выпуск уникальной амфибии из отсутствия финансирования ограничился всего 14-ю экземплярами, пару последних «ЯГУАРОВ» хранится в «РЯЗАНСКОМ МУЗЕЕ ВОЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»