Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

МАЗ – 516. Советский грузовик с подъемным задним мостом

Эта модель Минского автозавода уникальна и малоизвестна. Работы над её созданием начались почти сразу после запуска в серию базового МАЗ-500, а ходовой образец был готов в 1966 году.

Машина имела три моста, но ведущим был только средний. Задний мост можно было поднять, при помощи гидравлики, когда грузовик шел порожним или же груженым лёгким, но объемным грузом. Водители называют такую ось «ленивцем».

Плюсы подъемной задней оси очевидны, при ограничении нагрузки на ось, при проезде мостов, например, и других дорог, допускающих нагрузку не более 10 тонн на ось.

-2

Еще из плюсов – небольшая экономия топлива при движении без загрузки, но именно что небольшая, хотя этим вопросом в те годы вообще никто не задавался, и меньший износ покрышек, а вот это уже был существенный плюс, так как покрышки в СССР были в дефиците, что для грузовиков, что для легковушек.

Минусы тоже были. Усложнение конструкции гидроаппаратурой подъема – спуска оси, и еще ряд в общем-то некритичных моментов. Следует отметить, что в то время привычный ныне «ленивец» и на западных грузовика массово не применялся. Идею подъемной третьей оси в Европе тогда тоже еще прорабатывали, так что МАЗ ни в чем не уступал тогдашнему техническому прогрессу.

-3

С 1969 года машина начала выпускаться малыми партиями. По всем основным деталям она была максимально унифицирована с базовым МАЗ-500, кабина, двигатель, коробка передач, ведущий мост. Изменения коснулись рамы, её адаптации под вывешиваемый мост, задней подвески, грузовой платформы ну и добавилось оборудование подъема моста. Помимо модификации с 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236, был и МАЗ-516А с 8 – цилиндровым дизелем ЯМЗ-238.

-4

Несмотря на скромные объемы выпуска этой машины, она так и продолжала выпускаться небольшими партиями, МАЗ с подъемной осью засветился в фильме «Мировой парень», по сюжету фильма, это была машина главного героя.

-5

В 1980 году выпуск даже теми скромными партиями что был, прекратился, и довольно интересный для своего времени грузовик стал историей. Сохранился ли хоть один экземпляр до наших дней, мне не известно, последнее упоминание о полноценном таком МАЗе мне попадалось в 2012 году, машина продавалась на Украине. Дальнейшая её судьба не известна.

Помимо МАЗа , работы с «ленивцем» велись и на базе ЗИЛа, и на базе ГАЗ-53 , но дальше опытных образцов там дело не пошло.

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.

Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru