Найти тему
Закреплено автором
Радио «Орфей»
Рады приветствовать вас на канале радио «Орфей» в Дзене! Здесь мы в текстовом виде публикуем эфирные программы. Ниже предлагаем навигацию по каналу. – О закулисной жизни музыкантов рассказывает пианистка Екатерина Мечетина. Читайте её рубрику #дневник пианистки. – Лучше понять творчество известных композиторов можно с помощью статей #партитура жизни. Сейчас доступны тексты, посвящённые Джоаккино Россини и Александру Скрябину. – #классика повсюду рассказывает о классических хитах, которые мы часто слышим в жизни. – Писатель Александр Васькин и его рубрика #литературные мотивы помогут узнать о литературной классике, а точнее об увлечениях известных писателей. – Познакомиться с раритетами из собрания Российского национального музея музыки позволит цикл #экспомузыка. – О вековом творческом пути Московской филармонии рассказывает программа #столетие московской филармонии. – Что предпочитали на завтрак, обед и ужин известные деятели культуры? Подробности – в программе #классика на кухне.
14 тыс · 2 года назад
Юрий Потеенко. «Голос за кадром». Русские композиторы — фундамент мировой музыкальной культуры
Опираясь на своё сугубо субъективное восприятие музыкального материала, который я слышу, я прихожу к мыслям, что вот, например, вся голливудская музыка, связанная с нечистью, имеет в своих истоках музыку и находки Модеста Петровича Мусоргского. Всё, что связано с эпосом в американском кино, так или иначе опирается на «Скифскую сюиту» Прокофьева, которая настолько универсальна, что уже долгое-долгое время она является основой питания этой непрекращающейся музыки голливудского кино. А какие-то внутренние,...
7 часов назад
Георгий Исаакян. «7 чудес оперы». Штатное расписание: сколько человек создают оперный спектакль?
Опера — это не только вершинное достижение человеческого гения. Понятно, что я человек оперы и должен хвалить. Но, пожалуй, в сфере искусства и культуры ничего выше я назвать не смогу, потому что в опере соединяется абсолютно всё: и пение, и движение, и драма, и музыка, и архитектура, и живопись — всё. Но при этом опера — это ещё и безумно трудоёмкое и дорогостоящее искусство. Понятно, что есть такой прелестный жанр, как камерная опера и даже моноопера, где один артист и один зритель. Но то, что мы всё-таки привычно себе представляем как оперный спектакль, это, конечно, масштабное зрелище...
9 часов назад
Партитура жизни. Исаак Дунаевский. Табула девятая. Советская Кармен
История знает немало случаев, когда поездка в обычном железнодорожном купе приводила к неожиданным поворотам в судьбах оказавшихся в нём людей. Тридцатилетнему Дунаевскому приходилось часто курсировать между двумя столицами: в Ленинграде его ждала увлекательная работа, в Москве — молодая жена, Зиночка Судейкина. А сейчас перед ним сидела случайная попутчица, почти его ровесница. Здороваясь, он почему-то представился педагогом. Но через минуту разволновался, как школьник, услышав вопрос о любимых композиторах...
1 день назад
Бесценные сцены. Венская филармония, Музикферайн
Само здание составляет уже часть мифа. Кариатиды, барельефы, детали греческих храмов. Взирающие с плафона зала Аполлон и музы. На фронтоне фасада вечный Орфей… Для строительства зала пригласили датского архитектора Теофила фон Хансена, который долгое время прожил в Афинах. Античность была его стихия. Открытие здания, исполненного классической гармонии, состоялось в январе 1870 года. К этому времени филармония уже, впрочем, существовала. Она стала складываться еще в 1812 году, когда в разгар наполеоновских...
2 дня назад
Партитура жизни: Морис Равель. Табула четвёртая. Это вообще не музыка
Таинство сочинения музыки приоткрывается, когда композитор делится с окружающими своими замыслами. Морис Равель, наоборот, всех запутал, сообщив, что пишет партитуру под названием «Болеро», в которой одна и та же мелодическая линия повторяется без изменений восемнадцать раз, а варьируется только оркестровка. «Это по большому счёту не музыка, а соло барабана, отбивающего без всяких пауз 169 ударов», — уточнял Равель. Работал он быстро, стараясь к положенному сроку выполнить заказ русской балерины Иды Рубинштейн...
3 дня назад
Александр Васькин. «Призраки оперы». Старинный Виттенберг: здесь Фауст жил когда-то
А вы бывали в Виттенберге? В этом старинном немецком городе, что относится к федеральной земле Саксония-Анхальт, и расположен в 100 км от Берлина, когда-то жил знаменитый доктор Иоганн Фауст, прототип главного героя трагедии Гете «Фауст» и одноименной оперы Шарля Гуно. Впрочем, легендарному алхимику посвятили своё творчество многие замечательные композиторы: Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз, Роберт Шуман, Ференц Лист, Арриго Бойто, Густав Малер, Ферруччо Бузони, Сергей Прокофьев и Альфред Шнитке...
3 дня назад
Александр Васькин. «Призраки оперы». Призраки «Хованщины»: село Воздвиженское
В пятидесяти километрах от Москвы в Сергиево-Посадском районе Московской области вот уже семь столетий стоит село Воздвиженское. Говорят, что по ночам из местного болота поднимаются призраки оперы «Хованщина» — казнённые князья Хованские, Иван и его сын Андрей. Убиенные вожди стрелецкого восстания держат в руках свои отрубленные головы, выходя на дорогу, они просят похоронить их по христианскому обычаю. Жуткая легенда… Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского, известная также как народная музыкальная драма в пяти действиях, была впервые представлена на петербургской сцене в 1886 году...
4 дня назад
Георгий Исаакян. «7 чудес оперы». Суфлёры в оперном театре
Минута веселья. Когда я молодым режиссёром пришёл в оперный театр, практически во всех театрах страны ещё существовали суфлёрские будки. Прямо на авансцене, длинные прямоугольные, полукруглые, как раковины, как в старинном театре. Иногда суфлёр сидел сбоку от сцены, и ты всё время слышал два текста, один из которых опережал другой. Помню восхитительный случай. В «Травиате» Жермон должен был исполнять арию. Прозвучало оркестровое вступление, и он должен запеть (тогда ещё спектакли шли на русском языке): «Ты забыл свой край родной»...
5 дней назад
Юрий Потеенко. «Голос за кадром». Искусственный интеллект в работе композитора
Мне в помощь служат современные достижения музыкальной индустрии. В частности, музыкальные редакторские программы. Но все эти программы используются для воплощения той мысли, которая возникает вне зависимости от искусственного интеллекта. Мы будем называть искусственным интеллектом совокупность электронных гаджетов, которые позволяют композитору воплощать свои творческие мысли. Конечно, этот интеллект помогает воплощать все замыслы и музыкальные решения. Но он никогда не подменяет процесса создания музыки, которое всё равно происходит внутри головы, в сознании, в сердце, в душе и так далее...
5 дней назад
Партитура жизни. Фриц Крейслер. Табула восьмая. По морям, по волнам
В Австралии на уличных парковках возле супермаркетов ночью звучит симфоническая музыка. Так владельцы заведений пытаются отпугивать молодёжь, любящую собираться в подобных местах. Сто лет назад в эту страну на гастроли отправился Фриц Крейслер, чтобы своим проникновенным исполнением музыки венских классиков тронуть сердца слушателей всех возрастов. В путешествии на океаническом лайнере его сопровождала жена Гарриет. Она позаботилась о райдере, приличествующим VIP-клиенту: люксовой каюте с отдельным входом, личном столике в ресторане...
6 дней назад
Георгий Исаакян. «7 чудес оперы». Оперный спектакль на иностранном языке
Когда в конце восьмидесятых — начале девяностых годов я только пришёл в оперный театр молодым режиссёром, в большинстве советских и российских театров оперы шли на русском, в переводах. Иногда это были хорошие, качественные переводы, иногда не очень удачные. Но, во всяком случае, ни у кого не вызывало вопросов то, что публика должна понимать, что происходит на сцене, и желательно в ту секунду, когда это происходит. Потом, когда распахнулись границы и наши музыканты, дирижёры, артисты устремились широким потоком на мировые сцены, они стали частью мирового оперного бизнеса...
1 неделю назад
Юрий Потеенко. «Голос за кадром». Кинокомпозитор — это многостаночник-универсал или специалист узкого профиля?
Я не могу использовать какие-либо оценочные суждения, потому что я не знаю, куда это всё идёт. С точки зрения творческого процесса и той концепции творчества, которая фундаментально существует в нашем сознании, это, конечно, безобразие, ибо профессионал — единственный человек, который должен знать и уметь всё: сочинить музыку, записать её, сделать аранжировку, оркестровать, пригласить музыкантов и даже продирижировать. И так было всегда, когда мы говорили о творческом процессе. Творческий процесс глубоко индивидуален...
1 неделю назад