Иногда самые значимые отношения в жизни вырастают из самых коротких встреч. Например, когда человек идет на вечеринку и встречает там кого-то в футболке его любимой музыкальной группы, или смеющегося над теми же шутками, что и он, или хватающего непопулярную закуску, которую он один любит. Всего один общий интерес может стать поводом для общения и перерасти в длительную привязанность. Это называется эффектом сходства и притяжения: нам обычно нравятся люди, которые похожи на нас. Такие результаты, опубликованные в журнале Journal of Personality and Social Psychology, позволили выяснить одну из причин этого.
В ходе исследования профессор Чарльз Чу, проверил какие условия привлекают или отталкивают людей друг от друга. Он обнаружил, что одним из решающих факторов является то, что психологи называют самоэссенциалистскими рассуждениями, когда люди воображают, что у них есть некая глубокая сущность, определяющая их.
Чу обнаружил, что когда человек верит, что его интересы, симпатии и антипатии определяются некой сущностью, он предполагает, что так же обстоит дело и с другими людьми: если он находит человека с одинаковыми интересами, он считает, что этот человек будет разделять его более широкое мировоззрение. "Если бы нам нужно было придумать образ нашего самоощущения, то это был бы самородок, почти магическое ядро внутри, которое выходит наружу и обуславливает то, как мы можем видеть и наблюдать за людьми и собой", - сказал Чу, опубликовавший работу совместно с Брайаном С. Лоури. "Мы утверждаем, что вера в то, что у людей есть глубинная сущность, позволяет нам предположить или сделать вывод, что когда мы видим кого-то, кто разделяет какую-то одну характеристику, он должен разделять и всю мою глубоко укоренившуюся сущность".
Однако исследование Чу предполагает, что такая поспешность в принятии неопределенного, фундаментального сходства с кем-то из-за одного или двух общих интересов может быть основана на ошибочном мышлении и что это может ограничить круг людей, с которыми человек находит связь. Наряду с притяжением эффекта сходства существует и противоположное: человеку не нравятся те, кто, по его мнению, не похож на него, часто из-за одной маленькой вещи - им нравится тот политик, или группа, или книга, или телешоу, которые он ненавидит. "Мы все такие сложные", - говорит Чу. "Но мы действительно понимаем только свои собственные мысли и чувства, а сознание других людей часто остается для нас загадкой. При это мы часто заполняем пробелы в сознании других людей нашим собственным самоощущением, и это иногда может привести нас к необоснованным предположениям".
Чтобы изучить, почему челоека привлекают одни люди и не привлекают другие, Чу провел четыре исследования, каждое из которых было направлено на выяснение различных аспектов того, как человек приобретает друзей или врагов. В первом исследовании участникам рассказали о вымышленном человеке Джейми, который относился к ним либо комплементарно, либо противоречиво. После того, как участников спросили об их взглядах на одну из пяти тем: аборты, смертная казнь, владение оружием, испытания на животных и эвтаназию - Чу спросил, что они думают о Джейми, который либо согласен, либо не согласен с ними по данному вопросу. Участников также спрашивали об истоках их идентичности, чтобы определить, насколько они склонны к самоэссенциалистским рассуждениям. Чу обнаружил, что чем больше участник верил в то, что его мировоззрение сформировано сущностным ядром, тем больше он чувствовал связь с Джейми, который разделял его взгляды по одному вопросу.
Во втором исследовании он проверил, сохраняется ли этот эффект, когда темы менее существенны. Вместо того чтобы выяснять, согласны ли люди с Джейми по такому спорному вопросу, как аборты, Чу попросил участников оценить количество синих точек на странице, а затем разделил их и вымышленного Джейми на тех, кто оценивает больше или меньше. Даже при такой слабой связи результаты оказались верными: чем больше человек верил в сущностное ядро, тем ближе он был к Джейми как к завышенному или заниженному оценщику. "Я обнаружил, что как при довольно значимых параметрах сходства, так и при произвольном, минимальном сходстве, люди, которые больше верят в то, что у них есть сущность, с большей вероятностью будут притягиваться к таким похожим другим, чем к непохожим", - говорит Чу.
В двух сопутствующих исследованиях Чу начал нарушать этот процесс притяжения, устраняя влияние самоэссенциалистских рассуждений. В одном эксперименте он обозначил признаки (например, симпатию к определенной картине) как существенные или несущественные, в другом он сказал участникам, что использование их сущности для оценки другого может привести к неточной оценке других. "Это разрушает эссенциалистский процесс рассуждений, лишает людей возможности предположить, что то, что они видят, отражает более глубокое сходство", - говорит Чу. "Один из способов, которым я это делал, состоял в том, чтобы напомнить людям, что это измерение сходства на самом деле не связано или вообще не имеет отношения к вашей сущности; другой способ состоял в том, чтобы сказать людям, что использование их сущности как способа понять других людей не очень эффективно".
Чу считает, что в его выводах есть ключевое противоречие, которое определяет их применение в реальном мире. "С одной стороны, мы все ищем свое сообщество - нам приятно общаться с людьми, которые разделяют наши хобби и интересы, любят ту же музыку и книги, что и мы, не расходятся с нами во взглядах на политику. Такой тип мышления - действительно полезная, психологическая стратегия", - говорит Чу. "Она позволяет людям увидеть больше себя в новых людях и незнакомцах. Но также исключает людей, устанавливает разделения и границы - иногда на самых слабых основаниях. Когда вы слышите один факт или мнение, с которым вы либо согласны, либо не согласны, это действительно повод сделать дополнительный вдох и просто замедлиться", - говорит он. "Не обязательно брать этот отдельный фрагмент информации и экстраполировать его, используя этот тип мышления, этот человек, на самом деле, может быть в корне хорош и похож на меня или в корне плох и не похож на меня".
Чу, чья научная деятельность сочетает в себе изучение организационного поведения и психологии, говорит, что его исследование имеет множество последствий в мире бизнеса, особенно когда речь идет о заключении сделок. "Я определяю переговоры как беседы, соглашения и разногласия о том, как власть и ресурсы должны быть распределены между людьми", - говорит он. "Какие выводы мы делаем о других людях, с которыми ведем эти переговоры? Как мы воспринимаем и думаем о согласии и несогласии? Как мы интерпретируем, когда кто-то получает больше, а кто-то меньше? Все это действительно основные вопросы процесса переговоров".
Чу советует сделать паузу, прежде чем осуждать человека, который, на первый взгляд, не похож на вас. "Есть способы идти по жизни, встречать других людей и формировать впечатления о них, не обращаясь постоянно к себе", - говорит он. "Если мы постоянно пытаемся понять, кто похож на меня, кто не похож, то это не всегда самый продуктивный способ формирования впечатления о других людях. Люди гораздо более сложны, чем мы им приписываем".
Подписывайтесь на Телеграм
Еще от Аммиак: