Неожиданно наткнулся на давний сериал о судьбе директора московского магазина «Елисеевский» с Сергеем Маковецким в главной роли. С интересом досмотрел до конца. Не знаю, насколько правдоподобна история в этом изложении, надеюсь, авторы хорошо изучили материалы дела, но выглядит всё очень убедительно.
Многосерийный телевизионный фильм «Дело гастронома №1» вышел более десяти лет назад, в 2011 году. И рассказывает он о директоре гастронома №1 на улице Горького (ныне Тверская), больше известного как «Елисеевский».
Кстати, в апреле 2021 года московский гастроном со 120-летней историей был навсегда закрыт. Я успел заснять последний день работы «Елисеевского». Посмотрите на эти роскошные интерьеры.
О том, что будет на месте «Елисеевского», достоверной информации нет. Натыкался на сплетни и домыслы, но пока ничего конкретного.
Елисеевское дело
В начале 1980-х годов состоялся беспрецедентный судебный процесс над директором легендарного магазина – в рамках государственной борьбы с коррупцией и хищениями, которую развернул пришедший к власти после смерти Брежнева председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов.
Полетели шишки, и одной из самых показательных жертв стал директор «Елисеевского» Юрий Константинович Соколов.
В фильме Соколова назвали Георгием Петровичем Беркутовым (рабочее название сериала – «Охота на Беркута»), чтобы дать возможность некоторого люфта на художественный вымысел. Дело до сих пор засекречено, никто не знает наверняка, что и как было в действительности.
Главного героя сыграл Сергей Маковецкий. По-моему, безупречно.
Да и вообще стоит отметить, что сериал получился достойным. Персонажи живые и объёмные, сюжет увлекателен, срез эпохи вполне достоверен. Не так, как это бывает в большинстве «исторических» сериалов. Практически не к чему придраться. Хорошая работа, что говорить.
Это что касается киноязыка. Задуманная история рассказана увлекательно и умело. Что не может не вызвать уважения.
Жертва обстоятельств
Другой вопрос – идеологический. На мой взгляд, образ директора «Елисеевского» в фильме чрезмерно романтизирован. Выглядит он совершенно невинной жертвой, которая волей злодейки-судьбы попала под каток истории.
Очень уж положительный герой Маковецкого – душевный, заботливый, честный. Даже почти бескорыстный, раз от хитроумных махинаций себе прикарманил лишь сущий пустяк.
Просто не повезло ему оказаться не в том месте не в ту эпоху. Был вынужден принять правила игры, за то и поплатился. Главная мысль создателей фильма срывается с уст второстепенного персонажа: «Беркутов опередил своё время». С намёком на то, что сейчас бы ему светили богатство и почёт.
Принимая художественную составляющую фильма без каких-либо нареканий, я невольно задумываюсь о том, почему деятель советской торговли так показан. Не то чтобы я настаиваю, что там были исключительно воры и проходимцы, но кое-какие сомнения в предлагаемом ракурсе есть.
Разумеется, у каждого человека есть множество полярных черт – надо отдать должное авторам фильма, что и омерзительный майор КГБ в исполнении Михаила Пореченкова показан живым человеком, вызывающим если не сочувствие, то хотя бы сопереживание.
Но в случае с директором гастронома – перед нашими глазами сущий ангел, прекрасно сыгранный замечательным актёром.
Почему так? Делитесь соображениями по поводу этой печальной истории и впечатлениями от сериала.
Подписывайтесь на мой канал! Здесь я рассказываю о еде и других признаках жизни. Делитесь своими историями в комментариях!