Найти в Дзене
Тима, его путь к речи из СМА. От 3 л. 4 м. до 4 л. 8 м.

Тима, его путь к речи из СМА. От 3 л. 4 м. до 4 л. 8 м.

Тимофей шел к речи от полного непонимания и невозможности произнести отдельный звук.
подборка · 48 материалов
182 читали · 1 неделю назад
Тима, 5 лет, занятия при СМА. Путь к внятной речи. У Тимы продолжаются успехи в чтении и в программировании распространённого предложения с внешними опорами. Назывной словарь в сопряжении с указательным жестом прорвался в активную речь. Тимофей ходит по дому, всё показывает и называет достаточно понятными словами. Два слова вместе тоже звучат узнаваемо, но как только фраза расширяется, чёткость теряется. ❗Эту проблему решаем сразу по двум направлениям: 🔸работа с фразовыми конструкторами; 🔸и, конечно же, совершенствование навыка чтения, плюс, по возможности, печатание слов. ✅ Тима очень уверенно справляется с выкладыванием предложения "Миша сидит под деревом." Затем он сам, опираясь на карточки, произносит эту фразу, не совсем внятно, но несомненно, именно её и говорит. На фото не то пособие, по которому работает Тима, но очень похожее. ✅ Дальше Тима читает отдельные буквы, сопровождаемые ассоциативными картинками. Затем открытые слоги без картинок. ✅ Логично после букв и слогов Тима переходит к коротким словам из трёх букв. Мы работаем над осознанным аналитико-синтетическим чтением. При этом параллельно идёт увеличение числа глобально узнаваемых мальчиком слов, которые он называет, едва глянув на них. Постепенно истинное произвольное чтение, основанное на звуко-буквенном анализе, будет для Тимы ведущим. ❗ И это станет базой для чёткой и понятной речи. hdzen.ru/...ehy ✅ Напоминаю, что глобальное чтение - это прекрасный инструмент для создания визуальной опоры при вызывании речи, поэтому его активнейшим образом используем на занятиях. Но ГЧ - не самоцель, нет смысла до бесконечности загружать память ребёнка узнаванием слов целиком. С первого (!) урока мы ведём ребёнка к аналитико- синтетическому чтению. Буква - слог - слово - предложение - текст. Для алаликов анализ при чтении - это анализ внутреннего высказывания, а значит, и путь к внятной речи. Тима нам показывает как раз оба варианта. dzen.ru/...gdww В прошлом занятии мы увидели глобальное чтение, сегодня наблюдаем за движением к обычному анализу печатного слова.
228 читали · 3 недели назад
Тима (4 г. 11 мес.) начинает читать! ✅ Карточки "часть - целое" мама показывала ему первый раз. Нужно было сначала прочитать слово, перевернуть картинкой вверх и собрать из отдельных частей снеговика. Такое чёткое узнавание/прочтение мы раньше не видели. "Ком" и "морковка" Тима назвал мгновенно. С ведром, веткой задумался. На мой взгляд, затруднение было с первым звуком [в], похоже, надо его проработать отдельно, через лото. Букву "С" в снеговике признал. "Снежный ком" сказал красиво. Очень успешно справился с заданием! ✅ Тиме сильно помогает сосредоточиться приём с переворачиванием карточек. Это в принципе надо использовать как можно шире, если ребёнку сложно по тем или иным причинам совмещать слуховое и зрительное внимание. Даже при конструировании предложения хорошо после проговаривания слова, перевернуть карточку, потом следующую и т. д. Пока дойдете до последнего слова, всё предложение оказывается буквами вниз. Потом мы всегда еще раз говорим фразу, пусть ребёнок при попытке повторить каждое из слов, одновременно вновь переворачивает его буквами вверх. Я часто пользуюсь этим приёмом на 1 и 2 этапах работы, когда удержание внимания на слове требует усилий от ребёнка. ✅ На 3-4 этапах развития речи тоже кладëм карточки буквами вниз, но уже с другой целью: приучаем ребёнка опираться на свою память при пересказах текстов. Опора есть - вот карточка лежит на столе, в любой момент можно подсмотреть, что там написано. Это снимает излишнее напряжение, но позволяет ребёнку применить волевое усилие и самому вспомнить, что нужно сказать.
174 читали · 1 месяц назад
Тима, 4 г. 10 мес., глубокий смысл выставки детских работ. ✅ С какой гордостью Тима повесил свою аппликацию на холодильник, где у них обычно выставляются творческие работы. Назвал все овощи, которые приклеил, а уж его восхищённые слова "Как красиво" и "Какая красота" выше всяких похвал. ❗Такие экспозиции важны для "якорения" ребёнка в пространстве своего дома и в родственном эмоциональном поле. Сначала идёт проекция "Я" в семейный круг через работы с бумагой, пластилином, потом ребёнок захочет встроиться в домашнюю работу на доступном ему уровне. Помните, как Матвей стал бороться за свои обязанности по дому?dzen.ru/...ygbB А начинал он отождествлять себя с местом, где живёт, через рисование (правда, мебели тоже доставалось 🤣). ✅ То есть, это всё звенья одной цепи: понимание того, что твой труд ценен для близких людей перерастает по мере психического и речевого развития в желание увеличить объем своего влияния на жизнь всей семьи. Так идёт личностный рост, с этим багажом ребёнок выйдет в социальную среду, уже зная, что результаты его деятельности значимы для людей. ❗А начинается всё с картинки на холодильнике или на стене, которой любуется вся семья. ✅ "Якориться" ребёнок может через башню из кубиков, которую не даёт никому сломать, через железную дорогу, построенную посредине комнаты. Разбирать ни-ни! ❗ Внутренний посыл к семье ясный и понятный: я есть, я ваш, дом и мой тоже, вы тоже все мои. Конечно же, это базовое ощущение в становлении личности. Но компромиссы не забываем искать, если это "я есть" стремится занять своими творческими устремлениями всё жизненное пространство квартиры или дома. 😉 ✅ Растим уверенного в себе человека, но не позволяем ему культивировать своё эго за счёт других. Баланс и ещё раз баланс.
216 читали · 2 месяца назад
После того, как ребёнок усваивает значение частицы НЕ в сочетании с существительными, можно начинать работать над описательным загадками. dzen.ru/...dzc Берём двух очень разных животных и перечисляем их части тела. Ребёнок говорит или показывает, кто это. ✅ Тима (4 г. 9 мес.) угадывает по частям тела кошку и страуса. У него это упражнение очень хорошо получается. Спокойно вычленяет из целого предложения ключевые слова. Ни разу не перепутал страуса с кошкой. Можно составлять загадки из следующих пар животных и птиц. ✅ На фото ещё несколько примеров описательных загадок. Эти задания хороши тем, что по аналогии дети сами начинают придумывать подобные загадки родителям. ✅ На последнем видео пример упражнения с частицей НЕ. Тима периодически повторяет подобные задания, чтобы постепенно улучшалось качество звучания слов "да, нет". Здесь они с мамой рассматривают картинки и решают, где звезда, а где не звезда. ❗Если в произносительной части мы долго принимаем тот вариант звука, который доступен ребёнку, то в понимании добиваемся безусловного результата. Поэтому к словам " Да, нет" , к частице "Не", к пониманию описательных конструкций, мы возвращаемся снова и снова. Даём однотипные упражнения (меняем только картинки) пока не убедимся, что ребёнок абсолютно точно реагирует. ✅ Рассказы, задания на грамматику, на чтение, счёт - все это не требуется доводить до совершенства на 2-ом уровне развития речи. Тут нам важна ширина охвата материала. А вот с пониманием базовых "да, нет, не" работаем досконально, откладывать некуда. Здесь и сейчас! То есть не оставляем и тени недопонимания этих слов при подходе к уровню ОНР 3.