Про идеи, которые насильно впихивают в головы, мы все знаем, но, оказывается, можно заставить коллег, родственников и даже посторонних увидеть свои собственные сны. А заодно заставить их делать что нужно.
К счастью, пока это фантастика, но мало ли что произойдёт в будущем. Впрочем, такую историю уже показали в кино. 40 лет назад режиссёр Виталий Мельников снял фантастическую комедию «Уникум», в каком-то смысле предвосхитившую будущее. На фоне других фильмов Виталия Мельникова, замечательного талантливого кинематографиста, выполнившего своими работами золотой фонд советского кино, «Уникум» немного затерялся и вряд ли многие его сейчас сходу вспомнят. Но картина определённо небезынтересна. И не только из-за сюжета, но и из-за предсказательности и потрясающего актёрского ансамбля.
Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!
Сценарий для фильма написал писатель Александр Житинский. В кино он был дебютантом, а вот как литератор был известен давно: писать он начал ещё в шестидесятые. В 1981 году вышла его повесть «Снюсь», и именно она легла в основу сценария, главный герой которого, программист Костя Шапошников, вдруг обрёл дар транслировать свои сны окружающим. Поначалу это выглядело странным развлечением, но потом оказалось, что сны можно транслировать по заказу и внушать людям нужные мысли. Поэтому процесс поставили на поток в родном НИИ Шапошникова, а потом его взял в оборот психиатр, к которому Косю привела жена. Оборотистый доктор быстро передал уникума Костю гипнотизёру Петрову,
и вот уже бывший программист чешет по стране. давая сеансы «массовых сновидений», параллельно выполняя частные заказы на сны для обеспеченной элиты.
Правда, из-за этого разрушилась его семья: от милой жены и дочки-школьницы Костя ушёл к яркой и предприимчивой коллеге Яне, которая теперь входит в группу его сопровождения на гастролях.
И вроде все идёт неплохо: зрители охотно принимают выступления коллектива «Снюсь» и его главную звезду — Костю, а деньги льются рекой. Но что-то всё-таки в жизни бывшего программиста не ладно.
Виталий Мельников принимался за новый фильм не в лучшем положении. После серии кинохитов, начатой дебютом «Начальник Чукотки» (1967), у него случился «прокол»: снятая в 1979 году драма «Отпуск в сентябре» оказалась на полке, а выпущенный в 1981 году фильм «Две строчки мелким шрифтом», где пересекались современность и тема революционеров-подпольщиков, и близко не подобрался по популярности к ранним лентам (правды ради отмечу, что «Две строчки мелким шрифтом» — история увлекательная, задающая вопросы о предательстве и исторической справедливости). Комедии же Виталию Мельникову удавались, так что «Уникум» мог бы ситуацию поправить, хотя фантастика для режиссёра была в новинку.
Роль программиста Шапошникова сыграл уже довольно опытный актёр Василий Бочкарёв, его жену — Евгения Глушенко, которая тут совершенно прелестна.
Перечисление других участников съёмок равносильно перечислению лучших актёров страны: коллегами Шапошникова стали Галина Волчек,
Екатерина Дурова, Алла Мещерякова,
Станислав Садальский, Юрий Богатырёв, директора НИИ сыграл Евгений Леонов.
Роль психиатра досталась Иннокентию Смоктуновскому, в образе расторопного гипнотизёра — Михаил Козаков.
Небольшие роли получили Светлана Крючкова, Ольга Волкова, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Борислав Брондуков, Баадур Цуладзе — концентрация знаменитостей зашкаливающая! Многие из приглашённых артистов уже работали с Виталием Мельниковым на других картинах и с удовольствием снялись в новом его фильме даже в небольших сценах.
А в роли роковой разлучницы Яны предстала Татьяна Плотникова, актриса-загадка. Роль в «Уникуме» была одной из первых в её карьере и довольно удачная. Казалось, что актрису с яркой внешностью будут снимать часто, но Татьяна сыграла всего несколько ролей в восьмидесятые и исчезла из кино. Информации о ней совсем мало, но известно, что в 51 год её не стало.
Съёмки «Уникума» прошли в основном в Ленинграде, и многие места в центре прекрасно узнаются. Но вот с выпуском фильма в прокат были проблемы.
Как позже вспомнил Виталий Мельников, цензоры наседали на него, требуя убрать сцены, которые казались им провокационными. В итоге после всех кромсаний «Уникум» разонравился даже самому режиссёру.
В прокат он пошёл в 1984 году очень ограниченным тиражом, что, конечно, успеху не способствовало. Спустя несколько лет ленту показали по тв, и это немного добавило ей известности, но всё равно в список самых популярных работ Виталия Мельникова она не входит.
Интересно, что пройдёт совсем немного времени, и гастрольные чёсы по стране, подобные показанным в «Уникуме», войдут в практику, в том числе в практику всевозможных магов и целителей, имена которых все вы знаете. Так что да, фильм действительно стал в какой-то мере предвестником будущего. Теперь дело за транслируемыми снами.
Кстати, в самом начале, когда сны видели лишь коллеги Кости, он пытался как-то победить ситуацию. Чтобы не транслировать сны другим, Костя пытался спать, надев на голову объёмную кастрюлю. Не дать не взять — прототип шапочки из фольги.
А вы помните «Уникума»? Как думаете, будет время, когда все начнут видеть одинаковые сны? А может, оно уже наступило?