Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Программист впихнул свои сны в головы другим людям

Про идеи, которые насильно впихивают в головы, мы все знаем, но, оказывается, можно заставить коллег, родственников и даже посторонних увидеть свои собственные сны. А заодно заставить их делать что нужно. К счастью, пока это фантастика, но мало ли что произойдёт в будущем. Впрочем, такую историю уже показали в кино. 40 лет назад режиссёр Виталий Мельников снял фантастическую комедию «Уникум», в каком-то смысле предвосхитившую будущее. На фоне других фильмов Виталия Мельникова, замечательного талантливого кинематографиста, выполнившего своими работами золотой фонд советского кино, «Уникум» немного затерялся и вряд ли многие его сейчас сходу вспомнят. Но картина определённо небезынтересна. И не только из-за сюжета, но и из-за предсказательности и потрясающего актёрского ансамбля. Сценарий для фильма написал писатель Александр Житинский. В кино он был дебютантом, а вот как литератор был известен давно: писать он начал ещё в шестидесятые. В 1981 году вышла его повесть «Снюсь», и именно он
Про идеи, которые насильно впихивают в головы, мы все знаем, но, оказывается, можно заставить коллег, родственников и даже посторонних увидеть свои собственные сны. А заодно заставить их делать что нужно.

К счастью, пока это фантастика, но мало ли что произойдёт в будущем. Впрочем, такую историю уже показали в кино. 40 лет назад режиссёр Виталий Мельников снял фантастическую комедию «Уникум», в каком-то смысле предвосхитившую будущее. На фоне других фильмов Виталия Мельникова, замечательного талантливого кинематографиста, выполнившего своими работами золотой фонд советского кино, «Уникум» немного затерялся и вряд ли многие его сейчас сходу вспомнят. Но картина определённо небезынтересна. И не только из-за сюжета, но и из-за предсказательности и потрясающего актёрского ансамбля.

Кадр из фильма «Уникум»
Кадр из фильма «Уникум»

Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!

Сценарий для фильма написал писатель Александр Житинский. В кино он был дебютантом, а вот как литератор был известен давно: писать он начал ещё в шестидесятые. В 1981 году вышла его повесть «Снюсь», и именно она легла в основу сценария, главный герой которого, программист Костя Шапошников, вдруг обрёл дар транслировать свои сны окружающим. Поначалу это выглядело странным развлечением, но потом оказалось, что сны можно транслировать по заказу и внушать людям нужные мысли. Поэтому процесс поставили на поток в родном НИИ Шапошникова, а потом его взял в оборот психиатр, к которому Косю привела жена. Оборотистый доктор быстро передал уникума Костю гипнотизёру Петрову,

и вот уже бывший программист чешет по стране. давая сеансы «массовых сновидений», параллельно выполняя частные заказы на сны для обеспеченной элиты.

Правда, из-за этого разрушилась его семья: от милой жены и дочки-школьницы Костя ушёл к яркой и предприимчивой коллеге Яне, которая теперь входит в группу его сопровождения на гастролях.

И вроде все идёт неплохо: зрители охотно принимают выступления коллектива «Снюсь» и его главную звезду — Костю, а деньги льются рекой. Но что-то всё-таки в жизни бывшего программиста не ладно.

Виталий Мельников принимался за новый фильм не в лучшем положении. После серии кинохитов, начатой дебютом «Начальник Чукотки» (1967), у него случился «прокол»: снятая в 1979 году драма «Отпуск в сентябре» оказалась на полке, а выпущенный в 1981 году фильм «Две строчки мелким шрифтом», где пересекались современность и тема революционеров-подпольщиков, и близко не подобрался по популярности к ранним лентам (правды ради отмечу, что «Две строчки мелким шрифтом» — история увлекательная, задающая вопросы о предательстве и исторической справедливости). Комедии же Виталию Мельникову удавались, так что «Уникум» мог бы ситуацию поправить, хотя фантастика для режиссёра была в новинку.

Кадр из фильма. Василий Бочкарёв
Кадр из фильма. Василий Бочкарёв

Роль программиста Шапошникова сыграл уже довольно опытный актёр Василий Бочкарёв, его жену — Евгения Глушенко, которая тут совершенно прелестна.

Кадр из фильма. Евгения Глушенко
Кадр из фильма. Евгения Глушенко

Перечисление других участников съёмок равносильно перечислению лучших актёров страны: коллегами Шапошникова стали Галина Волчек,

Кадр из фильма. Галина Волчек и Юрий Богатырёв
Кадр из фильма. Галина Волчек и Юрий Богатырёв

Екатерина Дурова, Алла Мещерякова,

Кадр из фильма. Станислав Садальский
Кадр из фильма. Станислав Садальский

Станислав Садальский, Юрий Богатырёв, директора НИИ сыграл Евгений Леонов.

Кадр из фильма. Иннокентий Смоктуновский
Кадр из фильма. Иннокентий Смоктуновский

Роль психиатра досталась Иннокентию Смоктуновскому, в образе расторопного гипнотизёра — Михаил Козаков.

Кадр из фильма. Михаил Козаков
Кадр из фильма. Михаил Козаков

Небольшие роли получили Светлана Крючкова, Ольга Волкова, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Борислав Брондуков, Баадур Цуладзе — концентрация знаменитостей зашкаливающая! Многие из приглашённых артистов уже работали с Виталием Мельниковым на других картинах и с удовольствием снялись в новом его фильме даже в небольших сценах.

Кадр из фильма. Евгений Леонов
Кадр из фильма. Евгений Леонов

А в роли роковой разлучницы Яны предстала Татьяна Плотникова, актриса-загадка. Роль в «Уникуме» была одной из первых в её карьере и довольно удачная. Казалось, что актрису с яркой внешностью будут снимать часто, но Татьяна сыграла всего несколько ролей в восьмидесятые и исчезла из кино. Информации о ней совсем мало, но известно, что в 51 год её не стало.

Съёмки «Уникума» прошли в основном в Ленинграде, и многие места в центре прекрасно узнаются. Но вот с выпуском фильма в прокат были проблемы.

Как позже вспомнил Виталий Мельников, цензоры наседали на него, требуя убрать сцены, которые казались им провокационными. В итоге после всех кромсаний «Уникум» разонравился даже самому режиссёру.

В прокат он пошёл в 1984 году очень ограниченным тиражом, что, конечно, успеху не способствовало. Спустя несколько лет ленту показали по тв, и это немного добавило ей известности, но всё равно в список самых популярных работ Виталия Мельникова она не входит.

Интересно, что пройдёт совсем немного времени, и гастрольные чёсы по стране, подобные показанным в «Уникуме», войдут в практику, в том числе в практику всевозможных магов и целителей, имена которых все вы знаете. Так что да, фильм действительно стал в какой-то мере предвестником будущего. Теперь дело за транслируемыми снами.

Кстати, в самом начале, когда сны видели лишь коллеги Кости, он пытался как-то победить ситуацию. Чтобы не транслировать сны другим, Костя пытался спать, надев на голову объёмную кастрюлю. Не дать не взять — прототип шапочки из фольги.

А вы помните «Уникума»? Как думаете, будет время, когда все начнут видеть одинаковые сны? А может, оно уже наступило?