Да, именно она, эта милая доброжелательная женщина со спокойным приятным голосом, решает, кому доверить сложный участок работы, кого отправить в командировку, кому выделить путёвку в санаторий, а кого и повысить. Но вот если вы попали к этой серой кардинальше, то умиротворения вам больше не дождаться.
Вам доводилось встречаться с такими всевластными секретаршами?
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
Всё это — история о главной героине фильма «Человек свиты», который вышел в 1988 году, когда СССР уже близился к развалу. В основе картины — одноимённый рассказ Владимира Маканина, вышедший в 1982 году. Кинообозреватель Евгений Сергеев писал в рецензии, что тогда, в 1982 году, сюжет о людях свиты был очень актуален, выглядел провокационно и явно задевал читателей. Спустя шесть лет, когда выпустили картину, история сохраняла остроту, несмотря на резкую смену жизненной парадигмы в стране. Однако Евгений Сергеев сомневался, что «Человек свиты» вызовет ажиотажный интерес и писал:
«Зритель сейчас охотно идёт поглядеть что-то невиданное, а в данных картинах исследуется явление не просто давно знакомое, а уже порядком осточертевшее за последние десятилетия. Однако живучее — чтоб ему пусто было, — и в разряд пережитков оно переходить не торопится. А покуда оно будет здравствовать, нам не поздоровится, — об этом и напоминают нам как писатели, так и кинематографисты. Явление сие можно определить так: сила никчемности».
Кстати, кинообозреватель во многом оказался прав: сила никчемности здравствует и поныне.
Для кино рассказ Владимира Маканина переработал недавний выпускник ВГИКа, молодой кинематографист с известной фамилией, сегодня — уже знаменитый российский режиссёр и продюсер Валерий Тодоровский. А постановкой занялся уже очень опытный режиссёр Рижской киностудии Андрис Розенберг. Сюжет фильма, впрочем, универсален и не зависит ни от географии, ни от эпохи.
А разворачивается он в обычном проектном НИИ «Техпром». Секретарша директора Аглая Андреевна, женщина взрослая, очень неглупая и опытная, каждую пятницу устраивает небольшие чаепития, где бывают двое сотрудников института — Митя Родионцев и Вика. Беседы за чашечкой чая внешне невинны, но к Аглае Андреевне не принято приходит, чтобы просто поболтать:
Митя и Вика приносят ей свежие новости, обсуждают разговоры коллег, отчитываются о том, что услышали в лабораториях, столовой, коридорах.
Это не сплетни о служебных романах, это пересуды о том, у кого какие намерения, кто хочет сменить работу, получить должность, что говорят в коллективе о директоре и министре. Аглая получает таким образом информацию, а Митя и Вика подспудно ощущают себя властителями если не мира, то хотя бы НИИ, ведь они причастны к тайной жизни института, к тайным решениям!
Но однажды происходит странное: после очередной пятничной посиделки Аглая Андреевна вдруг охладевает к Мите и не приглашает его в следующую пятницу. И эта «отставка» буквально сводит его с ума:
он непрерывно вспоминает, что мог сделать нет и больше ни о чём другом не может думать.
Эти мысли доводят его до инфаркта, но из больницы он едва ли не сбегает на работу в расчёте на прощение Аглаи. Но оказывается, что место уже занято:
новым гостем Аглаи становится 24-летний Александр Санин, бойкий, дерзкий, остроумный.
Ещё вчера Санин рвался в науку, но почти сразу распробовал вкус чаепитий у Аглаи. Распробовал во всех смыслах. Вика — пока ещё желанный гость на пятничных встречах, но и её финал близок.
Чем завершилась история, предлагаю узнать, посмотрев фильм «Человек свиты». Но свято место, как известно, пусто не бывает, а королю всегда нужны пешки.
Роль закулисной правительницы Аглаи Андреевны получила прекрасная Вия Артмане, и это одна из сильнейших сторон фильма: секретарша получилась настоящим кукловодом, жёстким, выдержанным, без эмоций меняющим марионеток, когда это нужно. В ролях этих самых марионеток — Валентина Теличкина (Вика) и Дальвин Щербаков (Митя).
А вот в образе молодого сменщика Мити появился начинающий актёр Андрей Ильин, который тогда служил в Рижском театре.
В кино Андрей Ильин дебютировал ещё студентом, но на несколько лет ушёл из поля зрения: получил образование, отслужив в армии. «Человек свиты» — одна из первых его ролей уже как дипломированного актёра. Чуть позже он перебрался в Москву, а уже в новом веке стал очень популярным после роли в сериале «Каменская».
Также в фильме появились Эрнст Романов, Борис Аханов, Петерис Лиепиньш.
В прокат фильм вышел сначала в Латвии, чуть позже в Москве. Но, как и многие другие фильмы тех лет, затрагивающие серьёзные темы, он не привлёк зрителей. В «Человеке свиты» нет ни криминала, ни постельных сцен, ни громких разоблачений, как было тогда модно, он и в самом деле рассказал о явлении, многим знакомом. И тем удивительней лента смотрится сегодня: поменялись декорации, но не поменялась суть.
Отдельно отмечу, что авторы фильма всё-таки добавили Мите и Вике меркантильности. Если в рассказе Владимира Маканина они упиваются одной лишь причастностью к деятельности Аглаи Андреевны, даже не имея материальных выгод, но на экране герои всё же рассчитывают на милости (и получают их, пока находятся при властителе). Это и путёвки в санаторий, и выгодные командировки и даже квартиры. И, так или иначе, только рядом с Аглаей и Вика, и Митя видят смысл в собственных жизнях, только в доносах они расцветают, только в слухах видят своё существование (хотя, возможно, и никогда не признаются себе в этом). Как заметила Вика, «отними у меня эти пятницы — кажется, жизнь бы остановилась».
Резюме. Фильм «Человек свиты» из числа забытых. Пусть не шедевров, но очень интересных и, главное, не потерявших актуальность. Такие сюжеты вне времени, они были и в позапрошлом столетии, и в прошлом и сейчас есть. И что-то мне подсказывает, что будут всегда. А как вы считаете?
Ну а совсем уж в финале добавлю, что уже вскоре свой первый полнометражный фильм начал снимать и Валерий Тодоровский. На главные роли он пригласил блиставших в «Человеке свиты» Вию Артмане и Андрея Ильина.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: