Когда в 1966 году режиссёр Виталий Мельников решил снимать фильм «Начальник Чукотки», он мечтал заполучить на главную роль невероятно популярного молодого актёра Семёна Морозова. Морозов считался перспективной молодой звездой после роли в комедии «Семь нянек». Собственно, в этой-то ленте Мельников его и заприметил. Но пробы к «Начальнику Чукотки» прошли не совсем удачно, на роль взяли Михаила Кононова, а Морозову Мельников дал слово обязательно снять его в последующих работах. Именно поэтому
спустя четыре года Мельников без раздумий предложил Семёну главную роль в новой комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» и пригласил немедленно прибыть на «Ленфильм».
Но тут возник конфликт: Морозов уже был утверждён в фильм «Опекун», снимавшийся на «Мосфильме». Но, памятуя о давней договорённости с Мельниковым, актёр отказался от работы на «Мосфильме» и уехал в Ленинград, чем немало разозлил московское начальство. И, по иронии судьбы, роль в «Опекуне» ушла к Александру Збруеву, а Морозов стал ефрейтором Збруевым на экране.
Но если с главным исполнителем у режиссёра Виталия Мельникова проблем не было, то искать экранных невест пришлось долго. Три претендентки нашлись в Ленинграде, а других искали в Москве. Первой знакомой ефрейтора стала как раз ленинградка Ирина Куберская. Она сыграла проводницу, обучающую Збруева модному танцу. Для съёмок Ирину, жгучую брюнетку, перекрасили в блондинку, так что узнать её сложно. Кстати, Ирина могла бы создать фильму большие проблемы: через несколько лет она вышла замуж за испанца и уехала из СССР. В те годы
картина с участием актрисы, бросившей Родину, запросто могла бы лечь на полку, но комедии повезло и в архив её всё-таки не отправили.
Первую «невесту по переписке» сыграла Наталья Четверикова, тоже ленинградская актриса. У неё было уже две крошечные кинороли, но «Семь невест ефрейтор Збруева» подарили Наталье узнаваемость. Позднее Наталья отдавала предпочтение театру, в кино её можно было видеть нечасто.
Ещё трёх невест изображали признанные красавицы советского кино: Марианна Вертинская, Елена Соловей и Наталья Варлей. Марианна Вертинская по сюжету была актрисой, и сыграла почти саму себя, ведь в семидесятые она и сама была знаменитостью. А вот Елена Соловей была актрисой начинающей. Она только-только окончила ВГИК и, хоть и появилась пару раз на экране, зрителям не запомнилась. В комедии «Семь невест ефрейтор Збруева» ей доверили роль заметную, и
именно здесь Елена уже начала примерять образ девушки немного странноватой, который часто будет потом использовать в следующих работах.
Картина принесла Соловей не только славу и востребованность: на съёмках она познакомилась с будущим супругом. Комсомолку-формалистку изобразила Наталья Варлей. После «Кавказской пленницы» она была завалена предложениями от режиссёров, хотя героини ей доставались однотипные.
У Мельникова Варлей сыграла очередную активистку, но справедливости ради отметим, что не совсем уж образцовую, а довольно холодную, не вполне честную и склонную к бюрократии.
Девушкой-крестьянкой, шестой невестой Збруева, стала Татьяна Фёдорова, дебютировавшая в кинематографе с этой работой. Красоту актрисы заметили все, её стали активно приглашать в кино, но Татьяна занималась творчеством всего десять лет. В начале девяностых она с кинематографом порвала.
Ну а седьмой, самой хитрой «невестой» оказался патриарх советского кино Василий Меркурьев. Его герой придумал оригинальный способ заманить демобилизовавшихся солдат на Дальний Восток и сам писал им трогательные письма от лица девушек.
Мельников жаждал снять Меркурьева в своей картине, и его персонаж даже стал тёзкой самого артиста и носил имя Василий Васильевич.
Когда съёмки завершились и был смонтирован полный вариант, и знакомые Виталия Мельникова, и худсовет начали уговаривать режиссёра завершить историю хэппи-эндом: поженить шестую невесту Валю и Костю Збруева. Но доснять эту сцену уже не получалось, поэтому в ленту вставили крошечный анимационный эпизод с открыткой, которую ефрейтор отправляет в деревню. И каждый зритель мог решить для себя, чем закончился фильм: дошла ли открытка, ответила ли строгая Валя, продолжились ли отношения.
Но была у худсовета и куда более серьёзная претензия.
Пока кинематографисты работали над комедией, изменилась военная форма.
В кадре же использовалась прежняя, что моментально делало фильм неакутальным. Из-за этого Мельникову пришлось переснимать все сцены, где фигурировал сам Збруев в форме и его коллеги-военные, на что ушёл внушительный бюджет.
Незатейливая комическая история про поиски невесты зрителям пришлась по вкусу, фильм вошёл в список лидеров проката года. Для Семёна Морозова лента тоже стала определяющей: роль ефрейтора Збруева считается чуть ли не главной ролью его жизни.
А вы служили в армии?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296