Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Провинциальная королева пирожков превратилась в «героическую вдову»

«У фильма “Пани Мария” негромкий, но проникновенный голос, из тех, что “берут за душу», — таков был вердикт журнала «Спутник кинозрителя». Мелодрама, рассказавшая необычную историю, случившуюся в конце войны, и в самом деле не прозвучала громко и не стала сенсацией, но это очень тонкая, изящная и трогательная история о перерождении человека. И, думается, одна из лучших, хоть и не самых известных, ролей Светланы Крючковой, сыгравшей в картине главную роль. Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе! Сценарий для фильма написал Самсон Поляков, который преуспел и в художественном, и в документальном кино. А вот съёмками занималась Наталья Трощенко. Удивительно, но для неё это была первая самостоятельная работа, хотя режисёрскую карьеру Наталья начала ещё в пятидесятые. Поначалу она была вторым режиссёром, затем сняла несколько фильмов в дуэте с коллегой Анатолием Вехотко (в том чи
«У фильма “Пани Мария” негромкий, но проникновенный голос, из тех, что “берут за душу»,

— таков был вердикт журнала «Спутник кинозрителя». Мелодрама, рассказавшая необычную историю, случившуюся в конце войны, и в самом деле не прозвучала громко и не стала сенсацией, но это очень тонкая, изящная и трогательная история о перерождении человека. И, думается, одна из лучших, хоть и не самых известных, ролей Светланы Крючковой, сыгравшей в картине главную роль.

Кадр из фильма «Пани Мария»
Кадр из фильма «Пани Мария»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!

Сценарий для фильма написал Самсон Поляков, который преуспел и в художественном, и в документальном кино. А вот съёмками занималась Наталья Трощенко. Удивительно, но для неё это была первая самостоятельная работа, хотя режисёрскую карьеру Наталья начала ещё в пятидесятые. Поначалу она была вторым режиссёром, затем сняла несколько фильмов в дуэте с коллегой Анатолием Вехотко (в том числе, например, такие прекрасные картины, как «Разрешите взлёт!» (1972) и «Трасса» (1979)) и вот наконец решилась поработать в одиночку. На главные роли в фильме «Пани Мария» режиссёр пригласила Георгия Буркова, с которым сработалась на одной из предыдущих лент — комедии 1977 года «Кадкина всякий знает» (тоже совместной с Анатолием Вехотко), и Светлану Крючкову, которая в той же комедии озвучила одну из второстепенных героинь. Я нашла информацию, что

Светлану Крючкову, уже согласившуюся сниматься у Натальи Трощенко, активно приглашал Владимир Меньшов, тогда приступавший к съёмкам мелодрамы «Москва слезам не верит» (1980). Меньшов видел Светлану Крючкову в роли Людмилы,

но актриса не смогла нарушить уже данного слова, поэтому роль ушла Ирине Муравьёвой (и стала одной из её визитных карточек).

О чём же фильм «Пани Мария»? Действие происходит в 1944 году в уже освобождённой западной части страны (в некоторых источниках говорится о Польше, но все герои общаются на русском, так что предположу, что всё-таки это самый запад Белоруссии). В небольшом городке все друг друга знают,

и многие знают Марию — яркую, дерзкую, гордую красавицу. Мария — женщина себе на уме, она практична, даже эгоистична и знает цену себе и своему благополучию.

Пани, как многие её называют, торгует пирожками и самогоном, причём торгует с умом, без уступок, даже если речь идёт о проезжающих военных, её цель — накопить на новый дом. И вот как-то в городке на день задерживается воинское подразделение, а на Марию обращает внимание Иван Пётух, весельчак и балагур. Вечером Иван и его товарищи приходят к Марии, она накрывает стол, а уже ночью Иван пытается добиться близости.

Кадр из фильма. Светлана Крючкова в роли Марии и Георгий Бурков в роли Ивана
Кадр из фильма. Светлана Крючкова в роли Марии и Георгий Бурков в роли Ивана

Но не такова Мария, чтобы снизойти до первого встречного, пусть и обаятельного мужчины. И тогда Иван объявляет её своей женой и вписывает имя Марии в медальон, который носит на шее. Несмотря на то, что ничего в ту ночь так и не произошло, наутро Мария со смехом и лёгкой снисходительностью идёт с Иваном в фотоателье, где они фотографируются якобы как супруги, правда, женщина своевольно отворачивается от «мужа».

Кадр из фильма. Та самая фотография. Позже Мария попросит её переделать. Читайте дальше и узнайте, как будет выглядеть уже перемонтированная фотография
Кадр из фильма. Та самая фотография. Позже Мария попросит её переделать. Читайте дальше и узнайте, как будет выглядеть уже перемонтированная фотография

Иван с частью уходит на фронт, а спустя время Мария получает известие — Иван погиб. И поскольку других родственников у него нет, именно ей вручают орден Красной звезды, полученный Иваном. И это совершенно переворачивает жизнь Марии, которую теперь воспринимают как вдову солдата-героя.

И вот уже власти чинят ей дом как солдатской вдове, и вот уже её приглашают в президиум, и вот уже приходят к Марии детдомовцы-тимуровцы, которые хотят не только помочь по хозяйству, но и узнать о героическом муже.
Кадр из фильма. Светлана Крючкова
Кадр из фильма. Светлана Крючкова

Сама же Мария буквально перерождается: если раньше она старательно отгораживалась от других людей и общей беды, то теперь, увидев уважительное отношение к себе, сочувствие, бескорыстность, осознаёт себя частью общества, пусть даже ей самой это сначала странно. Мария усыновляет мальчика из числа тех самых детдомовцев и радуется уже не продажам очередной партии пирогов, а покупке шапки для сына. Но внезапно происходит неожиданное: Марию вызывают в горком.

И о чудо! — Иван на самом деле жив, похоронку прислали, пока он был в госпитале.

Мария, уже успевшая его полюбить за время разлуки, счастлива, но дело в том, что для Ивана шутка так и осталась шуткой, и он пришёл к ней лишь для того, чтобы забрать свой орден. Это не конец фильма, так что советую всё же узнать, чем завершилась история.

Кадр из фильма. Светлана Крючкова
Кадр из фильма. Светлана Крючкова

Исполнители главных ролей, Светлана Крючкова (Мария) и Георгий Бурков (Иван), тогда уже были хорошо знакомы зрителям.

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

Надо сказать, что Наталья Трощенко (и также Юрий Озеров, снявший актёра в эпопее «Освобождение») во многом повлияла на кинематографический образ Георгия Буркова: в более ранних фильмах режиссёры видели в нём главным образом проходимцев, пьянчужек, деревенских авантюристов. А вот после работы у Трощенко и Озерова Георгий Бурков стал уже восприниматься иначе: как солдат, честный боец и герой.

Кадр из фильма. Сергей Иванов
Кадр из фильма. Сергей Иванов

Роль придирчивого, но мягкого милиционера Станислава Адамовича, неравнодушного к Марии, сыграл Сергей Иванов,

Кадр из фильма. Владимир Басов
Кадр из фильма. Владимир Басов

в роли нерешительного, но тоже симпатизирующего гордячке фотографиа, Владимир Басов.

Кадр из фильма. Юрий Соловьёв
Кадр из фильма. Юрий Соловьёв

В других ролях Алексей Кожевников, Юрий Соловьёв, Гелий Сысоев, Александр Суснин.

Кадр из фильма. Елена Фетисенко и Алексей Кожевников
Кадр из фильма. Елена Фетисенко и Алексей Кожевников

Скромную воспитательницу детдомовцев сыграла Елена Фетисенко, а в образе разбитной подружки Марии Веры — Джемма Фирсова. О ней пару слов отдельно.

Кадр из фильма. Джемма Фирсова
Кадр из фильма. Джемма Фирсова

Джемма Фирсова изначально планировала не сниматься, а снимать, поэтому получила режиссёрское образование и работала как режиссёр документального кино. Но её аристократичную, в чём-то даже вызывающую красоту коллеги не заметить не могли, поэтому иногда приглашали на роли роковых красавиц, и эти роли Джемме Фирсовой прекрасно удавались. Однако режиссуру она не оставляла, и именно «Пани Мария» стала её последним появлением на экране. Позже Джемма Фирсова полностью сосредоточилась на режиссуре и занялась общественной и журналистской деятельностью.

Кадр из фильма. Вот так стала выглядеть фотография Марии и Ивана после того, как Мария осознала себя новую
Кадр из фильма. Вот так стала выглядеть фотография Марии и Ивана после того, как Мария осознала себя новую

В прокат «Пани Мария» вышла весной 1980 года. Нельзя сказать, что для Натальи Трощенко это был громкий успех, хотя киноведы фильм приняли очень тепло и писали о небанальности сюжета, добротной постановке и безупречной актёрской игре. Картина получила лестную рецензию в «Спутнике кинозрителя», а газета «Советская культура» отметила:

«Авторы решили показать, сколько велико в каждом из нас доброе начало и какие перемены, какую душевную щедрость способно пробудить оно даже в человеке эгоистичном, замкнувшемся в собственном убогом мирке и опьянённом страстью накопительства».

Фильм «Пани Мария» очень советую — отличное кино, действительно берущее за душу. И, конечно, вдвойне советую поклонникам Светланы Крючковой, потому что это и в самом деле одна из лучших её ролей.