«У фильма “Пани Мария” негромкий, но проникновенный голос, из тех, что “берут за душу»,
— таков был вердикт журнала «Спутник кинозрителя». Мелодрама, рассказавшая необычную историю, случившуюся в конце войны, и в самом деле не прозвучала громко и не стала сенсацией, но это очень тонкая, изящная и трогательная история о перерождении человека. И, думается, одна из лучших, хоть и не самых известных, ролей Светланы Крючковой, сыгравшей в картине главную роль.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
Сценарий для фильма написал Самсон Поляков, который преуспел и в художественном, и в документальном кино. А вот съёмками занималась Наталья Трощенко. Удивительно, но для неё это была первая самостоятельная работа, хотя режисёрскую карьеру Наталья начала ещё в пятидесятые. Поначалу она была вторым режиссёром, затем сняла несколько фильмов в дуэте с коллегой Анатолием Вехотко (в том числе, например, такие прекрасные картины, как «Разрешите взлёт!» (1972) и «Трасса» (1979)) и вот наконец решилась поработать в одиночку. На главные роли в фильме «Пани Мария» режиссёр пригласила Георгия Буркова, с которым сработалась на одной из предыдущих лент — комедии 1977 года «Кадкина всякий знает» (тоже совместной с Анатолием Вехотко), и Светлану Крючкову, которая в той же комедии озвучила одну из второстепенных героинь. Я нашла информацию, что
Светлану Крючкову, уже согласившуюся сниматься у Натальи Трощенко, активно приглашал Владимир Меньшов, тогда приступавший к съёмкам мелодрамы «Москва слезам не верит» (1980). Меньшов видел Светлану Крючкову в роли Людмилы,
но актриса не смогла нарушить уже данного слова, поэтому роль ушла Ирине Муравьёвой (и стала одной из её визитных карточек).
О чём же фильм «Пани Мария»? Действие происходит в 1944 году в уже освобождённой западной части страны (в некоторых источниках говорится о Польше, но все герои общаются на русском, так что предположу, что всё-таки это самый запад Белоруссии). В небольшом городке все друг друга знают,
и многие знают Марию — яркую, дерзкую, гордую красавицу. Мария — женщина себе на уме, она практична, даже эгоистична и знает цену себе и своему благополучию.
Пани, как многие её называют, торгует пирожками и самогоном, причём торгует с умом, без уступок, даже если речь идёт о проезжающих военных, её цель — накопить на новый дом. И вот как-то в городке на день задерживается воинское подразделение, а на Марию обращает внимание Иван Пётух, весельчак и балагур. Вечером Иван и его товарищи приходят к Марии, она накрывает стол, а уже ночью Иван пытается добиться близости.
Но не такова Мария, чтобы снизойти до первого встречного, пусть и обаятельного мужчины. И тогда Иван объявляет её своей женой и вписывает имя Марии в медальон, который носит на шее. Несмотря на то, что ничего в ту ночь так и не произошло, наутро Мария со смехом и лёгкой снисходительностью идёт с Иваном в фотоателье, где они фотографируются якобы как супруги, правда, женщина своевольно отворачивается от «мужа».
Иван с частью уходит на фронт, а спустя время Мария получает известие — Иван погиб. И поскольку других родственников у него нет, именно ей вручают орден Красной звезды, полученный Иваном. И это совершенно переворачивает жизнь Марии, которую теперь воспринимают как вдову солдата-героя.
И вот уже власти чинят ей дом как солдатской вдове, и вот уже её приглашают в президиум, и вот уже приходят к Марии детдомовцы-тимуровцы, которые хотят не только помочь по хозяйству, но и узнать о героическом муже.
Сама же Мария буквально перерождается: если раньше она старательно отгораживалась от других людей и общей беды, то теперь, увидев уважительное отношение к себе, сочувствие, бескорыстность, осознаёт себя частью общества, пусть даже ей самой это сначала странно. Мария усыновляет мальчика из числа тех самых детдомовцев и радуется уже не продажам очередной партии пирогов, а покупке шапки для сына. Но внезапно происходит неожиданное: Марию вызывают в горком.
И о чудо! — Иван на самом деле жив, похоронку прислали, пока он был в госпитале.
Мария, уже успевшая его полюбить за время разлуки, счастлива, но дело в том, что для Ивана шутка так и осталась шуткой, и он пришёл к ней лишь для того, чтобы забрать свой орден. Это не конец фильма, так что советую всё же узнать, чем завершилась история.
Исполнители главных ролей, Светлана Крючкова (Мария) и Георгий Бурков (Иван), тогда уже были хорошо знакомы зрителям.
Надо сказать, что Наталья Трощенко (и также Юрий Озеров, снявший актёра в эпопее «Освобождение») во многом повлияла на кинематографический образ Георгия Буркова: в более ранних фильмах режиссёры видели в нём главным образом проходимцев, пьянчужек, деревенских авантюристов. А вот после работы у Трощенко и Озерова Георгий Бурков стал уже восприниматься иначе: как солдат, честный боец и герой.
Роль придирчивого, но мягкого милиционера Станислава Адамовича, неравнодушного к Марии, сыграл Сергей Иванов,
в роли нерешительного, но тоже симпатизирующего гордячке фотографиа, Владимир Басов.
В других ролях Алексей Кожевников, Юрий Соловьёв, Гелий Сысоев, Александр Суснин.
Скромную воспитательницу детдомовцев сыграла Елена Фетисенко, а в образе разбитной подружки Марии Веры — Джемма Фирсова. О ней пару слов отдельно.
Джемма Фирсова изначально планировала не сниматься, а снимать, поэтому получила режиссёрское образование и работала как режиссёр документального кино. Но её аристократичную, в чём-то даже вызывающую красоту коллеги не заметить не могли, поэтому иногда приглашали на роли роковых красавиц, и эти роли Джемме Фирсовой прекрасно удавались. Однако режиссуру она не оставляла, и именно «Пани Мария» стала её последним появлением на экране. Позже Джемма Фирсова полностью сосредоточилась на режиссуре и занялась общественной и журналистской деятельностью.
В прокат «Пани Мария» вышла весной 1980 года. Нельзя сказать, что для Натальи Трощенко это был громкий успех, хотя киноведы фильм приняли очень тепло и писали о небанальности сюжета, добротной постановке и безупречной актёрской игре. Картина получила лестную рецензию в «Спутнике кинозрителя», а газета «Советская культура» отметила:
«Авторы решили показать, сколько велико в каждом из нас доброе начало и какие перемены, какую душевную щедрость способно пробудить оно даже в человеке эгоистичном, замкнувшемся в собственном убогом мирке и опьянённом страстью накопительства».
Фильм «Пани Мария» очень советую — отличное кино, действительно берущее за душу. И, конечно, вдвойне советую поклонникам Светланы Крючковой, потому что это и в самом деле одна из лучших её ролей.