«Неужела Вы, порядочный человек и джентльмен, хотите сказать правду?» — такой небанальный вопрос поставила возлюбленная перед молодым романтичным поклонником. Конечно, влюблённый юноша пошёл на поводу у любимой и сделал всё, что она просила. Такой сюжет был разыгран в короткометражном фильме «Как он лгал её мужу» (1957) по одноимённой пьесе знаменитого английского драматурга Бернарда Шоу, автора ироничного и остроумного.
Роль юноши, влюбившегося в ослепительную лондонскую красавицу, тут сыграл уже имеющий опыт работы на сцене, но лишь начинающий карьеру в кино актёр, имя которого тогда мало кто знал. Но не пройдёт и десяти лет, как его узнают не только в СССР, но и на Западе.
Произойдёт это, что интересно, благодаря роли в экранизации пьесы другого легендарного англичанина — Уильяма Шекспира. Это будет роль принца датского Гамлета, а говорю я, конечно же, об актёре Иннокентии Смоктуновском.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
30-летний Иннокентий Смоктуновский в Москву приехал в 1955 году. Он уже успел поработать в нескольких театрах на периферии и решил попытать счастья в столице. Ни в один крупный театр его не приняли, но в Театре-студии киноактёра ему всё же согласились дать роли. Одной из первых и стала роль поэта Генри в спектакле «Как он лгал её мужу». Партнёршей Иннокентия Смоктуновского по сцене оказалась Елена Кузьмина, супруга режиссёра Михаила Ромма. Она играла строптивую Аврору Бомпас, ту самую блистательную даму, в которую влюблён Генри. Генри, в очередной раз навещающий Аврору, уговаривает её бросить мужа и выйти замуж за него.
Но Авроре такой расклад не по вкусу к тому же
у неё большая проблема — кто-то выкрал у неё тетрадь с романтическими стихами, которые писал ей Генри, и, похоже, тетрадь уже у мужа в руках. Нужно срочно придумать оправдание, и Аврора взывает к Генри.
Ради любви Генри соглашается соврать и сказать, что стихи посвящены совсем другой Авроре. Но выясняется, что Тедди Бомпас, муж Авроры, желает услышать совсем иные объяснения: его оскорбляет, что юный наглец равнодушен к его великолепной жене, о которой мечтает едва ли не каждый мужчина Лондона.
К тому моменту, когда спектакль, шедший в Театре киноактёра, решили экранизировать, Иннокентий Смоктуновский уже успел дебютировать в кино. Правда, в роли совсем крошечной, буквально минутной. Елена Кузьмина посоветовала артиста мужу Михаилу Ромму, снимавшему драму «Убийство на улице Данте» (1956). Именно эта лента и стала первой в кинокарьере Иннокентия Смоктуновского, хотя его там сложно узнать из-за скрывающего лицо наряда. А вот второе его появление на экране состоялось как раз в комедии «Как он лгал её мужу», где он, как на сцене, играл с Еленой Кузьминой. Третьим участником стал Аркадий Цинман, сыгравший Тедди, ещё один актёр Театра киноактёра.
Снимала комедийную короткометражку режиссёр Татьяна Березанцева, женщина с очень интересной судьбой. Для неё это был дебют в кино, хотя ей было уже за 40.
В детстве она увлекалась балетом, до войны успела поучиться во ВГИКе и ГИТИСе, занималась дубляжом иностранных лент, а во время войны вместе с супругом работала в советской разведке.
В 1955 году она окончила аспирантуру ВГИКа и наконец занялась кино. Кстати, оператором на площадке тоже была женщина, но уже более опытная и известная в среде кинематографистов — Эра Савельева. Спустя 20 лет Татьяна Березанцева и Эра Савельева снимут ещё один фильм вместе, это будет лиричная и трогательная «Старомодная комедия» (1979).
Зрители увидели «Как он лгал её мужу» в 1957 году. Как и большинство короткометражек, она не собрала большой аудитории, но вот кинематографисты приметили начинающего Иннокентия Смоктуновского и начали предлагать ему роли. Параллельно наладилась и театральная карьера: артиста пригласил в ленинградский БДТ режиссёр Георгий Товстоногов, дав ему роль, фактически ставшую для Иннокентия Смоктуновского жизнеопределяющей, — роль князя Мышкина в спектакле «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского.
Много позже театровед Елена Горфункель в книге об Иннокентии Смоктуновском напишет, что в первой своей роли молодой Иннокентий Смоктуновский мало похож на себя зрелого. Его герой в фильме «Как он лгал её мужу» быстр, ловок, стремителен, а «классический Смоктуновский принципиально медлен». Кроме того, здесь он театрально комичен, комичен внешне, отчасти гротескно, как, впрочем, того требует сюжет.
«И в этом Смоктуновский не похож на себя в будущем, когда комизм для него станет не столько внешним приёмом, сколько скрытой внутри образа силой — исследующей, расшатывающей, испытывающей смехом даже самый некомический материал».
Ну и комедию без колебаний рекомендую. И из-за классичности постановки, и из-за замечательной игры актёров, и из-за прекрасной литературной основы.
А в финале напомню забавный диалог с участием Иннокентия Смоктуновского в роли самого себя.
— А вы что, тоже актёр, да?
— Да. Начинающий.
— Поздновато начинаете!
Помните, в каком фильме это было?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: