Моя бабушка говорила, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, а я смеялась. Я мечтала о любви и романтике, а не о готовке, пусть и для любимого. Бабушка кивала, но снова повторяла свою мудрую фразу. Позже я поняла, что она точно знала, о чём говорила…
***
Бабушка всегда говорила мне, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Я смеялась, потому что мне было около пятнадцати, и хотя меня интересовали мальчики, готовка не интересовала вовсе.
В нашей семье бабушка считалась отличной кулинаркой. Моя мама, бабушкина невестка, переняла у неё много вкусных блюд. И естественно, бабушка мечтала научить готовить и меня. Но меня не привлекала кулинария. И хотя я часто просживала возле бабушки на кухне, когда она готовила обед на всю семью, максимум чему я научилась — это чистить картошку.
Мне больше нравилось, как бабушка рассказывала о старых временах, например, как она познакомилась с дедушкой, когда была молодая.
— Вот ты не хочешь учиться готовить, — говорила мне бабушка, — а твой дед всегда говорил мне: «Тоня, я женился на тебе из-за того, что ты готовишь борщ лучше всех!»
— Так ведь он, наверное, шутил, бабуля! — возражала я.
— Конечно, шутил, — улыбалась бабушка. — Он вообще шутник был... Но, как говорят, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное — правда. Так что учись готовить!
— Бабуля, я не люблю готовить, я люблю есть! — смеялась я. — Сейчас времена изменились! Можно заказать пиццу, и не надо возиться с тестом, — говорила я и целовала её в щёку. А бабушка кивала и повторяла свои слова о «пути к сердцу через желудок».
***
Когда я выросла и стала знакомиться с парнями, то сразу заявляла им, что не собираюсь готовить, стирать или мыть посуду за них. И, к своему удивлению, замечала, что многих это сразу отталкивало. Ну, с такими я расставалась без сожаления. Потому что я была современной девушкой — я мечтала о равноправии и партнёрстве в отношениях, а не обслуживать кого-то, только потому, что он носит штаны.
Наконец, около двух лет назад, я встретила Романа. Он был совершенно особенным парнем, не таким, как все, кого я знала раньше. Мои подружки встречались с ровесниками из института, а мне льстили ухаживания взрослого серьёзного мужчины, на шесть лет старше меня. Роман руководил собственной IT-компанией. Он знал, чего хочет от жизни и от женщины в своей жизни.
И естественно, я влюбилась в него. Он был красивым, уверенным в себе, эрудированным и произвёл на меня впечатление. Я бегала на свидания, а в остальное время каждую минуту смотрела в телефон, ожидая сообщений от него, и только и думала о нём.
— Тебе очень идёт синий цвет — под глаза, — сказал он как-то, и я тут же забыла о других цветах. Ему нравились женщины с длинными волосами, и я отрастила волосы до середины спины. Он любил лыжные прогулки, и я научилась кататься на лыжах ради него... Ради него я была готова на многое.
***
Примерно в то же время моя бабушка тяжело заболела. Она была уже старенькой, её положили на несколько недель в больницу, где делали диализ, ставили капельницы и уколы. Я навещала её почти каждый день и постоянно рассказывала о Романе. Пару раз мы даже приезжали к бабушке вместе с ним — мне очень хотелось похвастаться перед бабушкой своим любимым.
К сожалению, мой Роман не очаровал бабушку.
— По-моему, он слишком серьёзный, Анюта, — сказала она, когда я пришла к ней на следующий день после нашего совместного посещения. — Тебе нужен более весёлый и искренний парень, а? Признайся, он редко шутит и смешит тебя?
— Ой, бабушка, всё равно он мне очень нравится! — сказала я и сменила тему разговора, думая, что со временем бабушка привыкнет к моему избраннику.
Но и после второго нашего посещения бабушка продолжала считать, что Роман мне не подходит. Что он слишком серьёзный и слишком старый для меня, что мне следует найти кого-нибудь получше… Я слушала её вполуха. Я была влюблена, и это было всё, что имело значение.
***
Мы с Романом встречались по вечерам, когда он заканчивал работу. Чаще всего он водил меня ужинать в ресторан, потом мы шли в кино или в гости к его друзьям. Но однажды он пришёл ко мне домой после работы. Он был очень уставший, и тут же рухнул на диван.
— Не заваришь ли мне чаю? — попросил он. — У меня был сумасшедший день... Совершенно нет сил куда-то идти.
Я тут же побежала на кухню. Поставила на огонь воду, достала хлеб, масло, зельц...
— О, Анюта занялась хозяйством, — усмехнулась мама с удивлением. Я в самом деле никогда не отличалась рвением на кухне, так что ясно было, отчего она удивилась. Я пожала плечами и вернулась в свою комнату с тарелкой бутербродов и чашкой чая.
— Что это, зельц? — пробормотал Роман. — Я терпеть его не могу, фу... Это отвратительно!
Я смутилась. Зельц, конечно же, был вкусным, его готовила мама, и у нас его все любили. Хотя, конечно, есть люди, которые не едят свинину или не любят сало... Раньше я никогда не обращала внимания на то, что нравится или не нравится моему парню. Обычно мы ели в ресторанах, и он заказывал, что ему нравится, я понятия не имела о его предпочтениях.
— Но... Чего бы ты хотел? — спросила я.
— Я бы съел бутерброд с постной вырезкой... Плюс сливочный сыр, лист салата и кусочки перца или огурца... Даже обычные бутерброды нужно делать с фантазией, — ответил он.
Я мысленно чертыхнулась. У нас в доме не было ни салата, ни перца... Вот если бы ему подошли маринованные огурцы...
— Извини, — тихо сказала я. — Но ничего такого нет...
— Жаль, — пожал плечами Роман. — Но зельц я есть не буду.
Немного расстроенная, я съела свои бутерброды сама, чтобы мама не заметила, что моему парню они не понравились.
***
Роман немного посидел у меня, а затем пошёл домой. Перед уходом он сказал, что завтра снова задержится на работе, поэтому мы никуда не пойдём. Мне было неловко, что я не смогла угодить своему парню и он уходит голодным, поэтому я предложила:
— Приходи ко мне. Я приготовлю тебе ужин. Чего бы ты хотел?
Он на минутку задумался и мечтательно произнёс:
— Как насчёт жаркого из говядины с черносливом?
Я, конечно, не представляла, где я возьму это жаркое, но с готовностью кивнула:
— Отлично, будет тебе жаркое!
Он поцеловал меня в щёку и ушёл. А я тут же вспомнила вкусное бабушкино жаркое. Это было чистой поэзией, настоящим раем! Если бы бабушка была дома, я бы попросила её приготовить ужин для Романа. Но бабушка была в больнице... А мама после работы и посещения бабушки вряд ли будет стараться для моего парня, поэтому придётся мне готовить самой.
***
На следующее утро я первым делом побежала в больницу к бабушке за рецептом.
— Что это ты вдруг так заинтересовалась готовкой? — удивлённо спросила она.
Я объяснила, что собираюсь приготовить ужин для Романа.
— Ты раньше никогда не хотела готовить для кого-то, — пробормотала она.
— Ну да, бабушка, но теперь это обобый случай… Единственный и неповторимый, — сказала я, улыбаясь.
— Вот как? — удивилась она. — Но ведь ты ещё не жена. Надо уважать себя, внучка, — добавила она.
Я не понимала её странного настроения. С другой стороны, бабушка уже была пожилой и больной, она имела право на свои устаревшие взгляды.
— Так ты дашь мне рецепт? — спросила я.
— Давай, записывай, — пробормотала она, затем поёрзала в постели и начала диктовать.
Я очень тщательно записала ингредиенты и порядок действий. А потом дома, вернувшись из института, сделала всё в точности, как велела бабушка.
Поэтому я не понимаю, как получилось, что моё жаркое не задалось. Выглядело оно довольно аппетитно. Но когда я попробовала... Хм, на вкус оно совсем не напоминало бабушкино райское жаркое с черносливом.
***
Однако, когда вечером голодный Роман пришёл ко мне, я подала ему приготовленное блюдо, как и было обещано, надеясь, что он не заметит его странного вкуса. Он ведь не пробовал бабушкиного жаркого.
Но мой парень откусил кусочек мяса, а потом… выплюнул его!
— Ты что? — сморщился он. — Хочешь меня отравить?
Я молчала. Слёзы навернулись на глаза. Как он мог? Ладно, вышло не очень вкусно, мясо было немного твёрдым и горьким, но зачем же сразу возмущаться? В конце концов, я готовила в первый раз. И я старалась!
Слово за слово, мы поссорились. Он ушёл, хлопнув дверью, отчего мне стало ещё хуже. Это же квартира моих родителей! Мама всё это видела! Как он смеет так себя вести?!
Я была обижена и надеялась, что он позвонит, извинится, и мы помиримся… Но все было напрасно. Прошёл день, два, неделя… Роман не звонил. Я плакала. Не могла поверить, что мужчина, которого я так сильно любила, бросил меня из-за… этого дурацкого жаркого!
Моя мама постоянно говорила мне, что Роман недостоин меня, но почему-то это не утешало. В итоге, мы расстались с моей первой неземной любовью. «Видно, бабушка была права, — думала я с горечью. — Такое уж у мужчин сердце, плотно связанное с желудком!»
***
Как будто всего этого было мало, в нашей семье случилось горе, от чего мне стало ещё хуже. Но это отодвинуло мысли о Романе на второй план и помогло мне пережить личное несчастье.
Моя бабушка умерла. Я была в отчаянии. Я очень любила её и искренне верила, что она проживёт еще много лет. Но случилось иначе.
Я унаследовала бабушкину квартиру, хотя это и не стало для меня большим сюрпризом, так как бабушка намекала на это много раз. Бабушкина квартира помогла мне наконец стать независимой. Окончив университет, я перебралась в новое жильё и начала совершенно новую жизнь.
Постепенно я навела там порядок, перебрала хлам и одежду, что-то выбросила, что-то отдала нуждающимся. Постепенно перевезла свои вещи и обустроила кухню. Иногда я всё ещё вспоминала Романа, но это случалось всё реже и реже.
Мне нравилось сидеть в своей квартире, смотреть фильмы по телевизору или читать… Я также всё чаще пробовала готовить. Забавно, но живя самостоятельно, я заинтересовалась кулинарией. Начала с простых рецептов, и у меня даже получалось, например, я пекла очень вкусные запеканки. Бабушка бы мной гордилась.
***
Однажды вечером, когда я готовила макароны по-флотски, кто-то позвонил в мою дверь. Я открыла и увидела молодого человека примерно моего возраста. Он поздоровался, улыбаясь.
— Здравствуйте, я ваш сосед по этажу, — сказал он. — Я был в ЖЕКе, забирал договор с обслуживающей компанией, и прихватил договор для Антонины Ивановны. Она дома или ещё в больнице? — спросил он.
— Большое спасибо, — сказала я. — Зайдите на минутку.
Он зашёл в прихожую, и я сказала:
— Видите ли, бабушки больше нет с нами... Она умерла.
— О! — опешил молодой человек. — Я не знал. Мне очень жаль!
— Вы знали мою бабушку? — спросила я.
— Да, я иногда помогал ей по мелочи, просто по-соседски. То лампочку вкрутить, то принести газеты из почтового ящика...
— Не хотите ли выпить со мной чаю? — импульсивно предложила я. — Я здесь живу недавно и ещё мало кого знаю…
— С удовольствием, — улыбнулся он.
На мгновение мне стало неловко. Я пригласила в квартиру незнакомца… Но потом я подумала, что он мой сосед. Хорошо, если знаешь людей, с которыми рядом живешь.
Я провела его на кухню.
— О, здесь всё изменилось, у вас очень уютно, — сказал он, оглядываясь.
— Да, я сменила обстановку, но некоторые бабушкины вещи оставила на память о ней, — объяснила я. — Хотите чаю или кофе?
— Лучше чаю, если есть. А что так чудесно пахнет? — спросил он, и тут я поняла, что мой томатный соус всё еще томится на сковороде.
— Я просто готовлю ужин, — объяснила я. — Макароны по-флотски с соусом. Хотите попробовать?
Я была уверена, что он откажется, но он кивнул. Немного смущенная, я подала ему свои макароны с мясом и соусом. Он понюхал блюдо, а я покраснела, потому что соус явно подгорел.
— Вау! Вкусно! — сказал он через мгновение, пробуя еду.
— Ну, это простое блюдо…
— Нет, мне очень нравится! Знаете, мне очень редко выпадает возможность поесть чего-нибудь горячего и домашнего. Я торговый представитель, много езжу по городу и практически весь день питаюсь бутербродами. А тут — такая вкуснятина!
Я села напротив со своей тарелкой, а мой гость тем временем продолжал, уплетая макароны:
— Кстати, меня зовут Стас. А вас Аня, я знаю. Антонина Ивановна говорила мне про вас. Скажу вам по секрету, иногда она угощала меня ужином. И всегда замечательно вкусно. Как и у вас. Наверное, это у вас наследственное. Не каждый может так хорошо готовить!
Мы так непринуждённо разговорились, что было неловко продолжать общаться на «вы», поэтому мы быстро перешли на «ты». Разговор шёл легко и приятно, и я была удивлена, что мы так хорошо поладили — в конце концов, мы едва знали друг друга.
Мы выпили чаю, и затем Стас попрощался:
— Большое спасибо! Давно так вкусно не ел. Теперь я твой должник, и должен когда-нибудь отплатить тебе тем же, — он улыбнулся. — Единственная проблема в том, что из меня тот ещё повар, а мой единственный кухонный прибор — это электрический чайник, — он покраснел.
— Ничего страшного, можешь воспользоваться моей кухней, — пошутила я, но он, похоже, воспринял мои слова всерьез.
— Отличная идея, — сказал он и ушел.
***
В тот же вечер я захотела открыть ящик буфета на кухне. Это была единственная кухонная мебель, которую я оставила от бабушки. Буфет был старый, тёмный, и мне он нравился. Но ящик заклинило. Я не могла его открыть. Наконец, я подделала его ножом и вытащила, обнаружив, что он заклинил из-за толстого блокнота. Я вытащила его и открыла.
Это была обычная тетрадь рецептов — я узнала бабушкин почерк. Она записывала рецепты блюд, которые готовила специально для дедушки. На первой странице было написано: «Рецепты для моего мужа». «Интересно, — подумала я. — Почему я нашла эти записи только сегодня? Может, это какой-то знак от бабушки?»
Спустя несколько дней я убедилась, что так и есть. Стас заявился ко мне с большой сумкой продуктов, напомнив, что теперь его очередь угощать меня, а я приглашала его воспользоваться моей кухней.
В итоге, мы готовили вместе. Не могла же я позволить неопытному повару испортить хорошие продукты!
В конце концов, он стал частым гостем на моей кухне, совместные ужины вошли у нас в привычку. А когда я приготовила куриный рулет по бабушкиному рецепту, Стас меня поцеловал...
И ещё кое-что. Теперь я понимаю, почему у меня не получилось приготовить для Романа жаркое с черносливом. Бабушка дала мне выдуманный, неправильный рецепт. Тот, что был в её блокноте, был совершенно другим…
Читайте ещё истории из жизни: