Найти в Дзене
Мама Люба

Я не сказала родным, что теперь хорошо слышу. Я подслушиваю их разговоры и меняю завещание...

Мне 76 лет, и для своего возраста я неплохо себя чувствую. Нет, конечно, периодически у меня что-то болит, но это же естественно в старости, не так ли? В нашем возрасте говорят, что если тебя ничего не беспокоит, значит, ты умер. Но одна проблема меня напрягала по-настоящему: в последние годы я стала плохо слышать. Не смертельно, как многие думают, но это очень неприятно на самом деле. Неловко по сто раз переспрашивать, неприятно жить в нарастающей тишине... И однажды я наконец решилась на слуховой аппарат. Моя дочь и внучки ничего об этом не знали, но я наконец-то начала отчётливо слышать их разговоры. И тут я поняла, что они лгут мне в лицо! *** — Мама, я думала, ты собиралась к парикмахеру? — сказала моя дочь, когда я заглянула к ней в один из дней. Она говорила громко, почти крича, потому что знала, что иначе я ничего не услышу. — Да я и была там, — ответила я. — А что, тебе не нравится моя стрижка? — Да? — удивилась Таня. — Ты подстриглась? Совсем не заметно... — Да была я, была.

Мне 76 лет, и для своего возраста я неплохо себя чувствую. Нет, конечно, периодически у меня что-то болит, но это же естественно в старости, не так ли? В нашем возрасте говорят, что если тебя ничего не беспокоит, значит, ты умер. Но одна проблема меня напрягала по-настоящему: в последние годы я стала плохо слышать.

Не смертельно, как многие думают, но это очень неприятно на самом деле. Неловко по сто раз переспрашивать, неприятно жить в нарастающей тишине... И однажды я наконец решилась на слуховой аппарат. Моя дочь и внучки ничего об этом не знали, но я наконец-то начала отчётливо слышать их разговоры. И тут я поняла, что они лгут мне в лицо!

***

— Мама, я думала, ты собиралась к парикмахеру? — сказала моя дочь, когда я заглянула к ней в один из дней. Она говорила громко, почти крича, потому что знала, что иначе я ничего не услышу.

— Да я и была там, — ответила я. — А что, тебе не нравится моя стрижка?

— Да? — удивилась Таня. — Ты подстриглась? Совсем не заметно...

— Да была я, была. Просто я решила отрастить волосы и только немного подровняла кончики. Знаешь, в детстве я переболела ветрянкой, и с тех пор у меня никогда не было длинных волос. Только короткая стрижка.

— А теперь ты захотела их на старости лет? — вздохнула моя дочь.

— Я думаю, бабушка будет отлично выглядеть, — громко заметила Катя, моя младшая внучка. — Бабуля, как только твои волосы немного отрастут, я сделаю тебе причёску, и ты пойдёшь на танцы в клуб для пожилых. Твоему соседу, ну, этому... Владиславу Ивановичу, точно понравится!

Тем временем моя старшая внучка, Алла, что-то тихо сказала, заставив всех рассмеяться. Я слегка поморщилась, потому что, естественно, ничего не расслышала, и могла только предположить, что Алла сказала что-то нелестное.

Алла старше Кати на пять лет. Это острая на язык девушка, которая никогда не упускает возможности подколоть или пошутить над кем-нибудь. Она совершенно не похожа на Катю. Честно говоря, младшая внучка всегда нравилась мне больше. Она светловолосая, голубоглазая, любит делать причёски и надевать красивые платья.

Алла же, напротив, всегда носила короткую стрижку и красила волосы в чёрный цвет. Даже в детстве она устраивала истерику, когда мать хотела нарядить её в розовое платье. Я уверена, что теперь у неё в гардеробе вообще нет платьев. Она носит только чёрные джинсы и толстовки, разбирается в технике и компьютерах, и вдобавок ко всему, она после окончания вуза работает дома, просиживая у огромного монитора в своей комнате.

У неё какая-то странная специальность: целыми днями сидит за компьютером и говорит, что разрабатывает игры... И кому это нужно? Разве это хорошая работа для молодой девушки? Мне, всю жизнь проработавшей в коллективе, это совершенно непонятно...

Интересы у моих внучек тоже разные. У Кати в комнате, например, на стенах висят плакаты актёров и певцов. У Аллы — какие-то драконы, монстры, бородатые горгульи... Или, может, это гномы? Ну, я в этом не разбираюсь.

Однажды Алла даже хотела показать мне одну из созданных ею игр — усадила меня перед телевизором в гостиной и заставила надеть какие-то смешные очки с двухцветными линзами. Затем что подключила к телевизору, и через минуту я увидела, как прямо на меня летит какая-то зубастая тварь. А из колонок доносилась такая громкая музыка, что меня чуть инфаркт не хватил! Я сорвала эти очки и попросила выключить эту «игру» — впечатление такое, словно за мной гналась стая чертей! Огромное спасибо за такое развлечение!

Мне больше по душе общаться с младшей внучкой. Катя всегда красиво одета, по-девичьи, улыбается, болтает, говорит что-нибудь приятное... И вдобавок ко всему, она изучает французский! Правда, учится она на платном отделении, так как не попала на бюджет, но я всё равно горжусь ею и поддерживаю финансово, как могу. Пусть девочка получит хорошую специальность и будет помнить, что выучилась благодаря бабушке.

Мне очень нравится, когда она говорит что-то по-французски — такой красивый и мелодичный язык! К тому же, она, как и я, обожает старые фильмы. Не раз мы с ней сидели на диване перед телевизором и в сотый раз пересматривали старые ленты вроде «Иронии судьбы» или «Москва слезам не верит»...

Да, я могу похвастаться, что у меня прекрасные отношения с младшей внучкой. Поэтому мне было немного стыдно, что я так обманываю моих родных девочек. Потому что я отрастила волосы, чтобы скрыть слуховой аппарат.

***

Да, я отрастила волосы, потому что наконец-то решилась купить слуховой аппарат. Я уже несколько лет плохо слышала, и с возрастом слух только ухудшался. Моя семья привыкла к тому, что со мной надо разговаривать на повышенных тонах, и хотя моя дочь не раз предлагала купить мне слуховой аппарат, я категорически возражала. Я считала, что это будет подчёркивать мой возраст. Проще говоря, я стеснялась.

Только когда поняла, что не слышу, что говорят продавщицы, я решила покончить с этим. Пошла к врачу, и она порекомендовала мне маленький, незаметный слуховой аппарат, который легко можно было скрыть под волосами. Слава богу, волосы у меня по-прежнему густые, осталось немного отрастить их. Что я и сделала.

Когда волосы отрасли, ничего не было видно. Зато теперь было так приятно ходить в магазины, в церковь или разговаривать с соседями! Я слышала каждое слово, я даже стала слушать по утрам пение птиц, как будто заново родилась!

***

В воскресенье я решила навестить Татьяну с внучками и рассказать им о своём приобретении. Приближаясь к подъезду, я увидела старшую — Аллочку, которая стояла на балконе и курила. Увидев меня, она без особого энтузиазма помахала рукой. Я тоже помахала ей. Она знала, что я не одобряю курящих девушек. Но когда я сказала ей об этом, Алла лишь пожала плечами и сказала, что когда-нибудь бросит. И как мне достучаться до этой девушки?

Я с трудом поднялась на второй этаж и позвонила в дверь.

— Кого опять несёт? — услышала я за дверью нетерпеливый голос Татьяны.

— Это бабушка, я видела с балкона, — ответила Алла и открыла дверь. Я вошла и пока разувалась в коридоре, услышала вздох дочери:

— Мама, как всегда, не вовремя! Только я хотела выпить кофе в тишине! Теперь придётся пить с ней отвратительный зелёный чай и слушать одни и те же истории в десятый раз!

Я, поражённая, онемела от негодования!

Вот как Татьяна говорит о своей матери, когда думает, что я её не слышу?! А сама вечно просит меня рассказать ей о наших давно умерших родственниках, когда я сама даже не предлагаю!

Должно быть, я выглядела очень возмущённой, потому что, увидев меня, Татьяна впала в панику:

— Мама, ты чего так побледнела? Тебе что, плохо? Я говорила тебе, не поднимайся по лестнице! Есть же лифт, в конце концов...

Она схватила меня за руку и повела в гостиную.

— Бабушка, наверное, пришла пешком, а ей нельзя много ходить, — громко заметила Катя, протягивая мне стакан воды. — У неё достаточно денег, чтобы вызвать такси, но она экономит, как типичная скряга… — сказала она гораздо тише.

Я чуть не поперхнулась водой. Это что, моя любимая Катенька так выражается обо мне за моей спиной?!

Постепенно суета вокруг меня поутихла. Честно говоря, я даже забыла, что пришла похвастать своим слуховым аппаратом.

Дочь с внучками устроили меня на диване, положив подушку под ноги и укрыв пледом.

— Бабушка, может, включить тебе твоё любимое кино? «Москва слезам не верит», например. Хочешь? — предложила Катя. — Я специально прочитала рекомендации искусственного интеллекта для твоего возраста…

— Искусственного интеллекта! — фыркнула другая внучка. — Ты даже не знаешь, что это такое… — добавила она.

Катя шикнула на неё и, поправив подушку под моей спиной, включила телевизор.

На экране замелькали знакомые герои фильма, который я всегда смотрела с интересом. Но в этот раз я смотрела фильм одним глазом, а на самом деле прислушивалась к разговорам Татьяны с моими внучками, совершенно не задумываясь о том, что отчётливо их слышу.

— Боже мой, опять это советское старьё! — простонала Катя. — Неужели бабушке интересно смотреть это снова и снова?

— Может бабушка забыла, что уже смотрела этот фильм, — хмыкнула моя дочь.

— У неё что, провалы в памяти? — хохотнула Катя.

— Не вижу повода для веселья, — защищала меня Алла.— Я тоже постоянно смотрю «Властелина колец», есть фильмы, которые никогда не надоедают.

— Может, после фильма почитаешь бабушке по-французски? — предложила Таня. — Она так любит, когда ты говоришь на иностранном…

— Да ну! Я уж и не помню ничего! — возразила Катя. — Слава богу, хоть бабушка не заметила, что я бросила универ после первого семестра, а то бы она точно лишила меня денег! — беззаботно рассмеялась Катя.

Хорошо, что в этот момент на экране Катя Тихомирова как раз переживала личную драму, это дало мне повод пролить несколько слезинок. Потому что я была в шоке, не могла поверить своим ушам!

Моя собственная семья лжёт мне в лицо только потому, что я плохо слышу? Страшно представить, что бы они сделали, если бы я заболела или лишилась денег...

— Я же тебе говорила: расскажи бабушке правду, не позволяй ей давать тебе деньги на учёбу, если сама давно не ходишь в университет, — с упреком сказала Алла.

— Скажу, скажу, как только она перепишет на меня свою квартиру, — пообещала Катя со смехом. — Только не выдавай меня бабуле, а то я знаю, что ты и сама не прочь получить наследство!

Алла лишь покачала головой:

— Мне это не нужно, я хорошо зарабатываю.

***

В общем, я наслушалась за тот визит! Родная дочь меня не уважала, а для своей любимой внучки я была лишь источником денег, которые она тратила отнюдь не на учёбу... Только Алла заступалась за меня...

— Ну, как вам со слуховым аппаратом? — спросила врач, когда я пришла к ней на осмотр через месяц. — Ваша семья, должно быть, рада, что наконец-то может поговорить с вами свободно?

— Я им ещё не сказала про аппарат, — я с трудом поднялась со стула. — Я подслушиваю их разговоры и меняю завещание.

Она, наверное, подумала, что я шучу...

Читайте ещё истории из жизни: