28 декабря свой юбилей будет отмечать четвертый по дате открытия метрополитен страны. Ровно четыре десятка лет назад в 1985 году был подписан Акт о государственной приемке в эксплуатацию первого пускового участка Новосибирского метрополитена. Он состоял всего из пяти станций. Немного по меркам столичных метрополитенов.
Но путь к этим первым пяти станциям был очень долог. Несмотря на советскую парадигму «каждому городу-миллионнику свое метро», дорога от появления на свет миллионного жителя Новосибирска до открытия метро оказалась длиной в целых 23 года.
Новосибирск стал первым городом-миллионником в Сибири еще в 1962 году. А вот в принятом и утвержденном Советом министров РСФСР генеральном плане 1968 года метрополитена не было. Руководство города и области, понимая, что только метрополитен сможет решить кардинально транспортный вопрос стали действовать самостоятельно. Во-первых, создали группу специалистов-транспортников, которые с цифрами на руках обосновали необходимость метро. Данный документ был утвержден на областном и городском уровне власти. Затем руководители области и города оббивали пороги высоких московских кабинетов.
Кстати пришелся и приезд в Новосибирск генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. На партийно-хозяйственном активе Новосибирской области первый секретарь областного комитета партии Федор Горячев ребром поставил вопрос о метрополитене в Новосибирске. Генсеку в присутствии более чем 2 000 коммунистов ничего не оставалось как пообещать рассмотреть этот вопрос с союзным правительством. А далее, выходит Постановление Совета Министров СССР о строительстве подземки в Новосибирске. Начинает крутиться бюрократическая машина. Новосибирск был включен во всесоюзную метростроительную программу на Х пятилетку. Результат известен, в самом конце XI пятилетки 28 декабря 1985 года метрополитен был принят в эксплуатацию. Правда, новосибирцы знают, что двери их подземка распахнула в первые дни 1986 года. Строители устраняли мелкие недоделки.
Но главной особенностью этого самого восточного метрополитена страны в том, что эта подземка сразу «повезла», подхватила мощный пассажиропоток. Уже в следующем 1986 году объем перевозок составил 40 млн пассажиров. Это очень много для региональной подземки. Новосибирское метро уже в течение четырех десятилетий держит третье место по объемам перевозок в стране после московского и санкт-петербургского. Ежедневно новосибирской подземкой пользуются 240 тысяч горожан, а в прошлом 2024 году метрополитен перевез 86 млн пассажиров.
Удивительно, но ни один региональный метрополитен в течение ближайших двух десятков лет не приблизиться к этим показателям. (см.табл. №1)
Метрополитен Новосибирска - это пример того, как при выборе проектировщиками трассы первой линии были учтены текущие и перспективные пассажиропотоки города, то есть в основу положена «география» города. При проектировании других метрополитенов в городах России вмешивался так называемый «индустриальный» фактор.
Дело в том, что при выборе трассы в других региональных центрах смотрели на производственный потенциал города. Учитывалась способность метрополитена подвозить к заводским проходным десятки тысяч трудящихся. В конце концов это сыграло злую шутку. Когда в 90-ые годы прошлого века в эпоху глубокого кризиса и трансформации экономики страны эти гиганты индустрии обанкротились и фактически прекратили свое существование, опустело и метро, подвозящее пассажиров к проходным.
В Новосибирске исходили из того, что первая линия метро пронизывает центральную деловую и культурную части города, связывая сколь-нибудь значимые пассажирообразующие узлы на городской территории.
При этом, территория мегаполиса имеет одну особенность – она разрезается практически наполовину рекой Обь. И метрополитен является важнейшим связующим транспортным звеном «географии» города.
Вторая Дзержинская линия метро Новосибирска пока насчитывает всего пять станций, она связывает железнодорожный вокзал и один из густонаселенных жилмассивов города Гусинобродский (ст. «Золотая нива»).
Как выразился один известный транспортный специалист страны, новосибирское метро – это «полуторное метро», поскольку Дзержинская линия выполняет функцию подвозящей пассажиров к главной Ленинской линии. Тем не менее результат впечатляет.
Также следует отметить и тот факт, что в Новосибирске работает самая загруженная станция среди всех станций региональных метрополитенов. Речь идет о «Площади Маркса», через которую проходит >40 тысяч пассажиров в сутки.
Вот такой он, юбиляр, и одновременно самый восточный метрополитен страны. Но через несколько лет, самой восточной подземкой станет красноярский метротрамвай. Движение здесь откроют в 2028 году в 400-летний юбилей Красноярска.
Табл.1
Показатели работы и эффективности метрополитенов Российской Федерации за 2024год
В сентябре 2025 года была введена в строй 14 станция метрополитена "Спортивная". Город ждал ее практически 40 лет. Наш канал описал эту эпопею в материале по ссылке.
Традиционно в конце года мэр третьего по величине города страны проводит встречи с горожанами. И во всех районах горожане задают один и тот же вопрос: когда в их район проживания придет метро? Каждый житель Новосибирска ездил на подземке и оценивало преимущества этого вида транспорта в эпоху огромных и протяженных пробок. Потому закономерно, что горожане задают такой вопрос.
Сегодня составляется перспективная схема метрополитена до 2050 года, в которой будет определена очередность новых участков. Хочется надеется, что между заключительной "Спортивной" и следующей перспективной станцией будет расстояние меньше, чем 23 года, которых ждал этот город-миллионник свою подземку.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz