Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Когда четвертый на самом деле третий, или история успеха самого везущего метрополитена крупного мегаполиса

28 декабря свой юбилей будет отмечать четвертый по дате открытия метрополитен страны. Ровно четыре десятка лет назад в 1985 году был подписан Акт о государственной приемке в эксплуатацию первого пускового участка Новосибирского метрополитена. Он состоял всего из пяти станций. Немного по меркам столичных метрополитенов.

Но путь к этим первым пяти станциям был очень долог. Несмотря на советскую парадигму «каждому городу-миллионнику свое метро», дорога от появления на свет миллионного жителя Новосибирска до открытия метро оказалась длиной в целых 23 года.

Новосибирск стал первым городом-миллионником в Сибири еще в 1962 году. А вот в принятом и утвержденном Советом министров РСФСР генеральном плане 1968 года метрополитена не было. Руководство города и области, понимая, что только метрополитен сможет решить кардинально транспортный вопрос стали действовать самостоятельно. Во-первых, создали группу специалистов-транспортников, которые с цифрами на руках обосновали необходимость метро. Данный документ был утвержден на областном и городском уровне власти. Затем руководители области и города оббивали пороги высоких московских кабинетов.

Станция "Гагаринская". Фото сайта transphoto.org
Станция "Гагаринская". Фото сайта transphoto.org

Кстати пришелся и приезд в Новосибирск генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. На партийно-хозяйственном активе Новосибирской области первый секретарь областного комитета партии Федор Горячев ребром поставил вопрос о метрополитене в Новосибирске. Генсеку в присутствии более чем 2 000 коммунистов ничего не оставалось как пообещать рассмотреть этот вопрос с союзным правительством. А далее, выходит Постановление Совета Министров СССР о строительстве подземки в Новосибирске. Начинает крутиться бюрократическая машина. Новосибирск был включен во всесоюзную метростроительную программу на Х пятилетку. Результат известен, в самом конце XI пятилетки 28 декабря 1985 года метрополитен был принят в эксплуатацию. Правда, новосибирцы знают, что двери их подземка распахнула в первые дни 1986 года. Строители устраняли мелкие недоделки.

Но главной особенностью этого самого восточного метрополитена страны в том, что эта подземка сразу «повезла», подхватила мощный пассажиропоток. Уже в следующем 1986 году объем перевозок составил 40 млн пассажиров. Это очень много для региональной подземки. Новосибирское метро уже в течение четырех десятилетий держит третье место по объемам перевозок в стране после московского и санкт-петербургского. Ежедневно новосибирской подземкой пользуются 240 тысяч горожан, а в прошлом 2024 году метрополитен перевез 86 млн пассажиров.

Схема новосибирского метро. Фото сайта transphoto.org
Схема новосибирского метро. Фото сайта transphoto.org

Удивительно, но ни один региональный метрополитен в течение ближайших двух десятков лет не приблизиться к этим показателям. (см.табл. №1)

Метрополитен Новосибирска - это пример того, как при выборе проектировщиками трассы первой линии были учтены текущие и перспективные пассажиропотоки города, то есть в основу положена «география» города. При проектировании других метрополитенов в городах России вмешивался так называемый «индустриальный» фактор.

Дело в том, что при выборе трассы в других региональных центрах смотрели на производственный потенциал города. Учитывалась способность метрополитена подвозить к заводским проходным десятки тысяч трудящихся. В конце концов это сыграло злую шутку. Когда в 90-ые годы прошлого века в эпоху глубокого кризиса и трансформации экономики страны эти гиганты индустрии обанкротились и фактически прекратили свое существование, опустело и метро, подвозящее пассажиров к проходным.

В Новосибирске исходили из того, что первая линия метро пронизывает центральную деловую и культурную части города, связывая сколь-нибудь значимые пассажирообразующие узлы на городской территории.

При этом, территория мегаполиса имеет одну особенность – она разрезается практически наполовину рекой Обь. И метрополитен является важнейшим связующим транспортным звеном «географии» города.

Метромост через Обь. Фото сайта transphoto.org
Метромост через Обь. Фото сайта transphoto.org

Вторая Дзержинская линия метро Новосибирска пока насчитывает всего пять станций, она связывает железнодорожный вокзал и один из густонаселенных жилмассивов города Гусинобродский (ст. «Золотая нива»).

Станция "Золотая нива". Фото сайта transphoto.org
Станция "Золотая нива". Фото сайта transphoto.org

Как выразился один известный транспортный специалист страны, новосибирское метро – это «полуторное метро», поскольку Дзержинская линия выполняет функцию подвозящей пассажиров к главной Ленинской линии. Тем не менее результат впечатляет.

Также следует отметить и тот факт, что в Новосибирске работает самая загруженная станция среди всех станций региональных метрополитенов. Речь идет о «Площади Маркса», через которую проходит >40 тысяч пассажиров в сутки.

Станция "Площадь Маркса". Фото сайта transphoto.org автор Ivan Ligovsky
Станция "Площадь Маркса". Фото сайта transphoto.org автор Ivan Ligovsky

Вот такой он, юбиляр, и одновременно самый восточный метрополитен страны. Но через несколько лет, самой восточной подземкой станет красноярский метротрамвай. Движение здесь откроют в 2028 году в 400-летний юбилей Красноярска.

Табл.1

Показатели работы и эффективности метрополитенов Российской Федерации за 2024год

Составлено по данным Международной ассоциации Метро
Составлено по данным Международной ассоциации Метро
Станция "Спортивная", заключительная на Ленинской линии.   Фото сайта transphoto.org
Станция "Спортивная", заключительная на Ленинской линии. Фото сайта transphoto.org

В сентябре 2025 года была введена в строй 14 станция метрополитена "Спортивная". Город ждал ее практически 40 лет. Наш канал описал эту эпопею в материале по ссылке.

Традиционно в конце года мэр третьего по величине города страны проводит встречи с горожанами. И во всех районах горожане задают один и тот же вопрос: когда в их район проживания придет метро? Каждый житель Новосибирска ездил на подземке и оценивало преимущества этого вида транспорта в эпоху огромных и протяженных пробок. Потому закономерно, что горожане задают такой вопрос.

Сегодня составляется перспективная схема метрополитена до 2050 года, в которой будет определена очередность новых участков. Хочется надеется, что между заключительной "Спортивной" и следующей перспективной станцией будет расстояние меньше, чем 23 года, которых ждал этот город-миллионник свою подземку.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz