Найти в Дзене
Полевые цветы

Некровная сестра (Часть 3)

Сашенькино сердечко забилось в неясной тревоге… А Глафира Тихоновна прошлась по комнате. Холодно и надменно заметила: - Надеялась я, что ты сама додумаешься... Чай, – давно не маленькая. Да, видно, не дождаться от тебя – ни помощи, ни благодарности. Нечего сказать: вырастил Андрей Макарович доченьку любимую. Едва сдержала Сашенька горькие слёзы: такими несправедливыми были слова Глафиры Тихоновны… Недавно к мачехе приходила двоюродная сестра. Заглянула на кухню, потянула носом: - Пирожки! С капустой! Мои любимые! – Кивнула Сашеньке: – Угадала я? Саша улыбнулась: - С капустой. А Глафира Тихоновна недовольно заметила: - Скоро ли?.. Долго возишься нынче! Непременно учить тебя надобно – при гостях! Подавай чай! Пирожки у Сашеньки всегда удавались на славу: золотистые, мягкие, как пух… Пелагея Семёновна укоризненно взглянула на сестрицу: - Не слишком ли ты, Глаша, строга с девчонкою?.. - В самый раз, – перебила сестру Глафира Тихоновна. – Что ж: по-твоему, – она должна сидеть и книжки читат

Сашенькино сердечко забилось в неясной тревоге…

А Глафира Тихоновна прошлась по комнате.

Холодно и надменно заметила:

- Надеялась я, что ты сама додумаешься... Чай, – давно не маленькая. Да, видно, не дождаться от тебя – ни помощи, ни благодарности. Нечего сказать: вырастил Андрей Макарович доченьку любимую.

Едва сдержала Сашенька горькие слёзы: такими несправедливыми были слова Глафиры Тихоновны…

Недавно к мачехе приходила двоюродная сестра. Заглянула на кухню, потянула носом:

- Пирожки! С капустой! Мои любимые! – Кивнула Сашеньке: – Угадала я?

Саша улыбнулась:

- С капустой.

А Глафира Тихоновна недовольно заметила:

- Скоро ли?.. Долго возишься нынче! Непременно учить тебя надобно – при гостях! Подавай чай!

Пирожки у Сашеньки всегда удавались на славу: золотистые, мягкие, как пух…

Пелагея Семёновна укоризненно взглянула на сестрицу:

- Не слишком ли ты, Глаша, строга с девчонкою?..

- В самый раз, – перебила сестру Глафира Тихоновна. – Что ж: по-твоему, – она должна сидеть и книжки читать… да о нарядах думать? Не велика барыня.

-Всё ж согласись, Глафира: доброй помощницею выросла девчонка. А ежели по совести, – она у тебя не помощница… а дармовая прислуга. Годков-то сколько ей?

- Пятнадцатый! Что ж, – всё ей в куклы играть?!

-Про кукол она уж, поди, и не помнит, – невесело усмехнулась Пелагея Семёновна. – Как ни зайду к тебе – девчонка то стирает, то убирает… А пирожки – ты, Глаша, точно не испечёшь такие.

Не за себя обидно было Сашеньке… За батянечку: его сейчас упрекнула Глафира Тихоновна – мол, плохую дочку вырастил…

Подняла глаза:

- Чем мне помочь вам, матушка Глафира Тихоновна?

- Не была б такой бестолковою, – сама бы смекнула!.. У меня никаких сил не осталось – из-за отца твоего!.. Понесло его – на эту войну! Таким же бестолковым был, – как и его дочка!

-Батянечка… Он за Отечество воевать пошёл, – негромко, но неожиданно твёрдо ответила мачехе Саша.

- А мне-то – что с этого?! – разгневалась Глафира Тихоновна. – Мне-то с вами – с двумя! – что делать теперь ? У меня – ни капли сил! Катя мала… Ты не понимаешь?.. Кому-то работать надо, – чтоб дом и семью содержать! Уж сколько мне довелось хлебнуть, – чтоб ты вот такой девахой выросла! Ни днём, ни ночью покоя с тобою не знала. Иная мать о родной дочери так не заботится, как я о тебе!

-Что же мне сделать… чем сейчас помочь вам? – повторила Саша.

- Чем?.. Я недавно говорила с Агафьей, прислугою купчихи Спиридоновой. Рассказывала Агафья, что Меланье Фроловне срочно нянька нужна… и помощница кухарке. И думать тут нечего: завтра с утра отправляйся к Спиридоновым.

Саша растерялась:

- С утра?.. Мне же утром – в гимназию!..

- Говорю же: до чего бестолкова! – вспылила Глафира Тихоновна. – И какая тебе гимназия! Хватит, – выучилась!

- Отец хотел, чтобы я окончила гимназию, – возразила Саша. Это его воля. А ещё он говорил: маманюшка Марья Пантелеевна радовалась бы… что я учусь в гимназии.

- Чего выдумала!.. Отец хотел… маманюшка радовалась бы… А про то не подумала, кто тебя учить-то в гимназии станет! Кто кормить тебя будет… да одевать-обувать? Мне – хотенье отца твоего исполнять?!

- Я, матушка Глафира Тихоновна, согласная работать. Лишь учиться позвольте мне… А вернусь из гимназии, – тут и на работу пойду. Хоть нянькой, хоть кухаркиной помощницей работать буду.

Меланье Фроловне смышлёная и скромная девчонка пришлась по сердцу. Посетовала лишь, что не сможет Саша по утрам приходить. Но – согласилась: лучшую нянюшку для Федюшки не найдёшь. К тому же договорились: в выходной, когда не надо идти в гимназию, Александра будет работать целый день…

Преподаватели вскоре заметили, что гимназистка Саша Долгополова стала приходить на занятия с плохо выученными домашними заданиями…

Софья Владимировна, классная дама, велела Александре остаться после уроков:

- Что происходит, Саша? Учителя не узнают тебя. Ты же была отличницей! Мы надеялись, что ты продолжишь учёбу в педагогическом классе. Вчера Григорий Павлович сказал, что ты не готова к уроку географии… А сегодня Михаил Петрович сокрушался, что ты задачу не решила. И вид мне твой не нравится: едва ли не спишь на уроках.

- Я… я не успела выучить географию… – сбивчиво объяснила Саша. – Я к следующему уроку всё выучу…

Софья Владимировна задумчиво покачала головою: в гимназии знали, что Сашин отец, Андрей Макарович Долгополов, ушёл на войну добровольцем… Знали и о том, что Саша осталась с мачехою. Война уж окончена, солдаты возвращались домой… (Русско-японская война – вооружённый конфликт между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем. Длилась с 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года по 23 августа (5 сентября) 1905 года).

Классная дама внимательно взглянула в глаза гимназистке:

- От отца есть известия?

Саша не сразу ответила… И голосок её горестно прерывался:

- Друг его вернулся. Они на патронном заводе вместе работали… Егор Филимонович рассказал, что отец… погиб при обороне Владивостокской крепости…

И у Софьи Владимировны перехватило дыхание. Она участливо опустила руку на Сашино плечо:

- Рассказывай.

- Мне… мне работать надо… Батянечка… отец не вернётся. Сестрица Катенька мала ещё… А Глафира Тихоновна не может работать. Значит, мне надо.

- И где же ты работаешь?

- Я нянюшкою работаю – у Спиридоновых. После уроков… и в выходной. Ещё кухарке помогаю.

- Тебе нельзя бросать учёбу. Подумай, как огорчился бы твой отец, коли узнал бы, что ты перестала готовиться к урокам. Ты должна окончить гимназию – ради памяти отца… солдата, погибшего за Отечество. Мы найдём решение.

А вечером пришёл Сашенькин крёстный. Он уже знал, что Андрей Долгополов, рабочий сталелитейного цеха, не вернётся домой, к жене и дочерям… Дошли до Петра Алексеевича и слухи о том, что крестница, гимназистка, работает нянькой у купца Спиридонова. Сдержанно пристыдил Глафиру Тихоновну:

- Что ж ты, Глаша… – так-то с девчонкою… Я знаю, что Андрей тебя не нищею оставил. И пенсия за погибшего солдата тебе назначена.

-А не твоё дело! – гневно бросила Глафира Тихоновна. – Свои деньги считай! И в своей семье распоряжайся! Учить меня пришёл?!

- Надо будет, – поучу. Не выйдет, Глафира, по-твоему. Александра будет учиться. – С насмешкой окинул взглядом Андрееву вдову: раздобрела… Вон какая пышная да крепкая. И щёки – что маков цвет. – Учёбу крестницы я беру на себя. Учти, Глафира Тихоновна: сам следить буду. А ты, ежели хочешь, ступай к нам в цех уборщицею. Работа не тяжёлая, – считай, домашняя. А то – могу найти тебе место прачки.

Глафира Тихоновна задохнулась от возмущения:

- Ты… Ты смеешь мне… Жену свою в прачки… да в уборщицы посылай! Ступай прочь из моего дома!

- Я, Глафира, не к тебе пришёл. И не в твой дом. Я в дом моего кума пришёл – к крестнице моей. Запомни: твоего разрешения спрашивать не стану.

Попечительским Советом женской гимназии было принято решение: оплачивать учёбу дочери погибшего солдата… Кроме того, - Александре Долгополовой, как одарённой гимназистке, назначить стипендию.

А Софья Владимировна улыбнулась:

- Я тебе ученицу нашла: по выходным ты будешь заниматься с дочерью Селезнёва, техника с патронного завода. Дашенька собирается поступать в первый класс – вот ты и подготовишь нам будущую гимназистку. Заодно попробуешь свои силы в педагогике. Да и деньги лишними не будут.

… Глафира Тихоновна и при отце любила наряжаться… А нынче могла часами – ровно девчонка-невеста! – вертеться перед зеркалом. Ещё и напевала при этом.

Наблюдательная Катенька по секрету сказала сестрице:

-Сдаётся мне, Саша, – мама себе жениха нашла.

Саша строго взглянула на сестру:

-Ты что говоришь такое!

-А что?.. То и говорю! – дерзко улыбнулась Катя. – Сама увидишь! Потом и скажешь – права ли я.

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6

Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»