Новое исследование показывает, что на самом деле стоит за ложью, самому себе
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Люди врут самим себе по многим причинам, в том числе из-за желания быть последовательными в своем поведении.
- Новое исследование сравнивает влияние стимулов на самообман, показывая, насколько они не важны.
- Придерживаясь своих убеждений, даже когда это трудно, мы сможем лучше следовать своему внутреннему компасу.
Ложь другим людям явно недопустима, по крайней мере теоретически. Вы вполне осознаете, когда говорите неправду. Даже если мотивы для этого безупречны (зачем ранить чувства человека, если он одет действительно уродливо?), между ложью и правдой все равно есть четкая грань.
А как насчет лжи, которую говорите сами себе? Разве вы ее не осознаете? В конце концов, вы знаете, когда «переборщили» с чем-то, что вредно. Признавать это неприятно, но это определенно правда.
Самообман может показаться довольно безобидным, особенно по сравнению с ложью другим людям. Но зачем это нужно? Вы ничего не выиграете, кроме кратковременного улучшения настроения.
Психология самообмана
В новом исследовании, проведенном Юнхао Чжаном из Калифорнийского университета в Беркли и Дэвидом Рэндом из Массачусетского технологического института (2025г.), самообман рассматривается как разновидность самоубеждения. Опять же, это может показаться странным. Зачем и/или как вы можете хотеть убедить себя в определенной позиции?
Однако оказывается, что самоубеждение имеет место, и причем весьма простым способом. Все, что нужно сделать, — это придумать аргумент в пользу той или иной стороны в данной дискуссии. И вот, вскоре вы начнете верить в эту позицию, даже если изначально ее не выбирали. Затем наступает самообман, когда начинаете убеждать себя в том, что это и есть ваши истинные чувства.
Как отмечают Чжан и Рэнд, все это напоминает то, что происходит, когда вы попадаете в неприятное состояние когнитивного диссонанса. Допустим, Ларри — торговый представитель, чья компания только что выпустила на рынок новый продукт. Изначально он считал, что этот продукт пустая трата денег, но ему все равно приходилось выходить на рынок и продавать его. Через несколько дней после того, как продемонстрировал продукт потенциальным клиентам, сам же искренне поверил в его ценность.
Согласно теории когнитивного диссонанса, самообман, заключенный в самоубеждении, возникает потому, что Ларри нужно было привести свои убеждения в соответствие со своим поведением. Возможно, он чувствовал себя лицемером, продавая бесполезный продукт.
Путь от самоубеждения к самообману
Чжан и Рэнд предполагают, что люди не стремятся лгать самим себе, они просто становятся жертвами эффекта самоубеждения. Однако предыдущие исследователи «моделируют самообман на основе межличностного обмана», то есть рассматривают его как намеренное изменение. В ходе двух крупномасштабных онлайн-экспериментов (с участием более 4000 человек) авторы проверили свою теорию о том, что одного лишь контакта с информацией может быть достаточно, чтобы начать лгать самому себе.
В первом исследовании участникам было предложено оценить, насколько они верят в шесть заранее определенных политических заявлений (например, «Вегетарианская диета полезна для здоровья человека»). Затем половина участников была случайным образом отнесена к группе убеждения, где им пообещали заплатить за то, чтобы они привели убедительные аргументы в пользу (или против) своей позиции. Другой половине участников было предложено только написать краткое изложение аргументов, опять же «за» или «против», в зависимости от случайного распределения. Результаты подтвердили прогноз, что люди изменят свою позицию в обоих случаях после того, как поддержат противоположную точку зрения. А это означает, что им не нужен был специальный стимул, чтобы перейти на другую сторону.
Во втором исследовании использовались другие политические заявления, но манипуляция была изменена таким образом, что участникам надо было подытожить аргументы или убедить других. И в этом случае «просто просьба подытожить аргументы без какой-либо цели убеждения оказалась столь же эффективной».
Эти результаты привели авторов к выводу, что мы меняем свои убеждения не из-за какого-то особого мотива, чтобы казаться последовательными, а просто потому, что принимаем другую сторону аргумента. Нам не нужно убеждать себя изменить свое мнение, мы делаем это, даже не прилагая сознательных усилий.
Как же легко тогда перейти к убеждению, которое противоречит нашей первоначальной позиции. Авторы сравнивают этот процесс с тем, что происходит, когда просто читаем вслух чужую (не нашу) сторону аргумента. Если мы не будем осторожны, то начнем верить не только тому, что говорят другие люди, но и тому, что говорим мы сами, даже если изначально совсем не это имели в виду.
Как избежать ложной обратной реакции
Очевидно, что обратная реакция на то, что для вас является неправдой, — это процесс, от которого вам нужно защищаться. Как утверждают авторы, можно впасть в обратную реакцию, потому что, начав формулировать противоположную позицию, становятся видны ранее скрытые нюансы. Возможно, в конце концов, вы заставите себя признать некоторые недостатки вегетарианской диеты, когда придется их придумать. Возможно, как и Ларри, увидите некоторые преимущества того продукта, о котором он рассказывает людям. С другой стороны, эти умственные упражнения могут отвести от честной позиции, которую вы оттачивали годами.
Подводя итог, можно сказать, что из всего вышеперечисленного следует одно: не позволяйте «простому воздействию» или отсутствию усилий изменить позиции, которые определяют вас как личность. Слишком легко обманывать себя, даже если для этого нет никаких стимулов. Найдите время, чтобы обдумать свои честные взгляды, и вы получите удовлетворение от следования своему моральному пути.
Оригинальная статья на русском языке: Почему так легко врать самому себе
ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии
Оригинальная статья: Susan Krauss Whitbourne - Why It’s So Easy to Lie to Yourself, November 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: психология, этика, мораль, самообман, ложь, сознание, осознанность, эксперимент, исследование.