Если вы хоть раз обещали себе начать новую жизнь с понедельника, но снова ложились спать под утро перед дедлайном — эта статья для вас. Постоянный завал работой и домашними делами сигнализирует о том, что стоит пересмотреть подход к планированию. Управление временем — целая наука.
Принципы тайм-менеджмента
Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.
- Приоритизация. Чтобы выполнить задачу, нужно определить, насколько она срочная, сложная и важная, и только потом приступить к ее выполнению.
- Планирование. Чтобы выполнить задачу, нужно разобраться, когда ее следует сделать и сколько времени на это уйдет.
- Структурирование. Чтобы выполнить задачу, нужно понять, как отслеживать ее выполнение и результаты.
1. «Метод помидора»
Техника тайм-менеджмента, предложенная итальянским студентом Франческо Чирилло в конце 1980-х годов. Название происходит от итальянского слова pomodoro — «помидор», потому что Чирилло использовал кухонный таймер в форме помидора для отсчёта времени.
Цель метода — увеличить эффективность работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов. Используйте технику для чтения сложной литературы, решения задач или написания частей курсовой работы. Короткие интервалы делают задачу менее пугающей, а регулярные перерывы предотвращают умственную усталость, поддерживая концентрацию на высоком уровне.
- 25 минут — вы работаете, не отвлекаясь на соцсети и сообщения.
- 5 минут — обязательный перерыв. Встаньте, разомнитесь, попейте воды.
- После четырёх таких циклов устраивайте длинный перерыв — 15–30 минут.
2. Принцип «Трёх ключевых задач»
Ежедневный to-do list из десятков пунктов часто невыполним и демотивирует. Принцип, популяризированный бизнес-коучем Крисом Бэйли, предлагает сфокусироваться на главном.
- В начале дня определите три наиболее важные задачи, выполнение которых будет означать значительный прогресс. Эти задачи не обязательно самые срочные, но самые значимые для ваших учебных целей.
- Избегайте расплывчатых формулировок: вместо пункта «заняться английским» сформулируйте «выучить 20 новых терминов по специальности».
Метод учит расставлять приоритеты и отделять важное от второстепенного.
3. Недельное планирование
Выделите 30–40 минут в воскресенье для анализа предстоящей недели и зафиксируйте в календаре все обязательные события: пары, рабочие смены, встречи. Определите ключевые задачи недели (подготовка к контрольной, черновик проекта) и распределите для них временные блоки. Внесите в расписание время для отдыха, спорта и общения. Это предотвращает истощение ресурса.
4.Структурирование информации и задач
Использование специализированных приложений минимизирует нагрузку, связанную с запоминанием дедлайнов и хранением материалов.
- Task-менеджеры – для создания иерархических списков задач (по предметам, проектам) и установки напоминаний.
- Системы для проектов – для комплексной работы над курсовыми и исследованиями. Позволяют хранить материалы, план, заметки и отслеживать прогресс в одном месте.
Вот список некоторых приложений для управления временем
Focus To-Do — таймер Pomodoro и таск-менеджер одновременно.
Forest — таймер для телефона: пока вы не трогаете свой смартфон, на его экране растет дерево. Стоит вам разблокировать его в неположенное время, дерево погибает.
Todoist — планировщик, который можно настроить под разные методы планирования, в том числе матрицу Эйзенхауэра.
Singularity App — таск-менеджер, который умеет переделывать письма из электронной почты в задачи.
Цель тайм-менеджмента — не запереть себя в жёсткие рамки, а наоборот — создать себе пространство для манёвра и свободы. Когда вы управляете временем, вы меньше тревожитесь, больше успеваете и оставляете силы на то, что вам действительно нравится. Начните с одного метода — например, «Помидора» для выполнения одного задания. Постепенно вы выработаете свою собственную систему, которая поможет учиться эффективнее и сбережёт ваши ресурсы.
И помните, тайм-менеджмент не научит делать курсовую за ночь. Но поможет хотя бы начать её вовремя.