- То есть понимаете в чем негодование карательных органов? Как это мы признаем убийцу непричастным к совершению преступления, то есть реабилитируем преступника? Да никогда в жизни такого не будет. И вот начался тихий саботаж следственными органами вновь принятой части 2.2 статьи 27 УПК РФ. К этому саботажу прокуратура подтянула и суды, которые, не обращая внимание на эту норму продолжали по старинке рассматривать такие уголовные дела и выносить обвинительные приговоры с освобождением осужденного от наказания.
- ! Адвокат Дмитриев Д.Н., кандидат юридических наук, профессионально занимаюсь адвокатской практикой более 24 лет. Представляю интересы в судах, готовлю журналистские материалы по судебным делам. Пишу апелляционные и кассационные жалобы на вынесенные решения и приговоры судов.
- Вот один из результатов такого саботажа в Пермском крае нашей страны, где незаконно осудили ШИРИНКИНА Леонида Александровича по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Приговором Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2024 года и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 26 ноября 2024 года ему было назначено 9 лет лишения свободы и он был освобожден от наказания в связи с истечение срока давности.
В судейской среде сложилась негласная позиция не применять никаких послаблений, а также не замечать никаких процессуальных нарушений по делам об убийствах и других особо тяжких преступлениях. Статистика отмен таких приговоров в апелляционном и кассационном порядке по жалобам защиты только подтверждает такой тезис.
Ровно такая же позиция распространяется и на дела с истекшими сроками давности. По части второй статьи 105 УК РФ сроки давности суды вообще не применяют, поскольку таковое находится в прерогативе суда. А суды не берут на себя смелость признавать такие убийства утратившими общественную опасность. А вот как быть с «убийствами прошлых лет», квалифицируемым по части первой статьи 105 УК РФ, по которым срок давности истек?
По истечению 15 лет с момента совершения преступления на предварительном следствии следователь был обязан разъяснить обвиняемому порядок прекращения уголовного дела, а если таковой не согласен, то продолжить расследование и направить уголовное дело в суд.
Ну вот к досаде прокуратуры и СКР федеральным законом от 13.06.2023 N 220-ФЗ была введена часть 2.2 статьи 27 УПК РФ, которая гласит: «если производство по уголовному делу продолжено в обычном порядке в связи с наличием возражений подозреваемого или обвиняемого против прекращения уголовного преследования по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, и уголовное дело не передано в суд или не прекращено по иному основанию в порядке, установленном УПК РФ, уголовное преследование подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления), по истечении 12 месяцев производства предварительного расследования с момента истечения сроков давности уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления».
То есть понимаете в чем негодование карательных органов? Как это мы признаем убийцу непричастным к совершению преступления, то есть реабилитируем преступника? Да никогда в жизни такого не будет. И вот начался тихий саботаж следственными органами вновь принятой части 2.2 статьи 27 УПК РФ. К этому саботажу прокуратура подтянула и суды, которые, не обращая внимание на эту норму продолжали по старинке рассматривать такие уголовные дела и выносить обвинительные приговоры с освобождением осужденного от наказания.
________________________
! Адвокат Дмитриев Д.Н., кандидат юридических наук, профессионально занимаюсь адвокатской практикой более 24 лет. Представляю интересы в судах, готовлю журналистские материалы по судебным делам. Пишу апелляционные и кассационные жалобы на вынесенные решения и приговоры судов.
👉 ddn7777@mail.ru
Телеграмм https://t.me/dmitrievdn77
📞. +79643574343
___________________________
Вот один из результатов такого саботажа в Пермском крае нашей страны, где незаконно осудили ШИРИНКИНА Леонида Александровича по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Приговором Мотовилихинского районного суда г. Перми от 1 октября 2024 года и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 26 ноября 2024 года ему было назначено 9 лет лишения свободы и он был освобожден от наказания в связи с истечение срока давности.
И кстати, на моем ТГ юридическое сообщество 74 процентами голосов тоже проголосовали за то, чтобы дело Ширинкина по убийству с истекшим сроком давности прекращать за непричастностью было нельзя. Его нужно было направить в суд.
Проголосовать можно здесь. Однако, у кассации сложилось иное мнение.
Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции 18 сентября 2025года по делу № 77-2580/2025 оба судебных акта отменила и вернула уголовное дело по ст. 237 УПК РФ прокурору.
Позиция кассации.
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения особо тяжкого преступления истекло 15 лет.
Исходя из требований ч. 3 ст. 78 УК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
Таким образом, по смыслу закона, единственным и безусловным основанием пресечения срока давности привлечения лица к уголовной ответственности является факт его уклонения от правосудия.
Указанные требования УПК РФ по данному уголовному делу нарушены.
Так, Ширинкин Л.А. обвинялся и осужден за убийство <данные изъяты> т.е. за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, отнесённого законодателем к категории особо тяжкого.
При этом уголовное дело по факту обнаружения ее трупа по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, возбуждено 3 мая 2005 года (т. 1 л.д. 1).
13 июля 2005 года по подозрению в совершении этого преступления задержан Ширинкин Л.А., 15 июля 2005 года он допрошен в качестве подозреваемого (т. 1 л.д. 141, 154).
19 июля 2005 года судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (т. 1 л.д. 200), которая отменена постановлением следователя от 23 июля 2005 года, поскольку в течение 10 суток обвинение Ширинкину Л.А. не предъявлено (т. 1 л.д. 223).
12 ноября 2005 года предварительное следствие по данному уголовному делу приостановлено в связи с тем, что установить лицо, совершившее данное преступление, не представилось возможным (т. 1 л.д. 246), а 29 ноября 2005 года возобновлено (т. 1 л.д. 249).
Постановлением следователя от 29 декабря 2005 года предварительное следствие вновь приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (т. 2 л.д. 2).
18 января 2006 года данное постановление отменено заместителем прокурора, производство по уголовному делу возобновлено (т. 2 л.д. 5), однако 18 февраля 2006 года вновь приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ (т. 2 л.д. 10).
14 апреля 2006 года постановлением следователя снова возобновлено и 14 мая 2006 года приостановлено, поскольку установить лицо, совершившее преступление, не представилось возможным (т. 2 л.д. 13, 21).
8 мая 2024 года производство по уголовному делу вновь возобновлено (т. 2 л.д. 22-23), 15 мая 2024 года обвинение по данному уголовному делу в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, предъявлено Ширинкину Л.А.
При этом сведений о том, что на протяжении всего указанного периода времени он скрывался от следствия и суда, материалы дела не содержат.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ, в совершении которого обвинялся Ширинкин Л.А., относится к категории особо тяжких, совершено 30 апреля 2005 года.
При таких обстоятельствах срок давности уголовного преследования Ширинкина Л.А. истек еще 30 апреля 2020 года.
В соответствии с имеющимся в уголовном деле заявлением Ширинкина Л.А. 15 мая 2024 года ему разъяснено право на прекращение уголовного дела и уголовного преследования в связи с истечением срока давности, однако против прекращения уголовного дела он возражал (т. 2 л.д. 44).
Возражал против прекращения уголовного дела следователем Ширинкин Л.А. и при выполнении требований ст. 217 УПК РФ.
Несмотря на это, и вопреки требованиям ч. 2.2. ст. 27 УК РФ, обязывающих следователя при таких обстоятельствах вынести постановление о прекращении уголовного преследования Ширинкина Л.А. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, – непричастность обвиняемого к совершению преступления, прокурором было утверждено обвинительное заключение, 3 июля 2024 года уголовное дело поступило в суд для рассмотрения по существу.
Допущенное нарушение закона являлось существенным, не могло быть устранено судом, исключало возможность постановления законного и обоснованного приговора либо вынесение иного решения, в связи с чем уголовное дело подлежало возвращению прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ.
Вопреки этому суд первой инстанции рассмотрел уголовное дело по существу с вынесением в отношении Ширинкина Л.А. обвинительного приговора, чем ухудшил его положение, нарушив требования УПК РФ.
Как видно кассационный суд признал обязанность следователя прекратить уголовное дело за непричастностью и запретил направлять такое дело в суд.
Спасибо, за то что прочитали статью! Напишите комментарий что об этом думаете!
Дмитриев Д.Н., ноябрь 2025г.
! Адвокат Дмитриев Д.Н., кандидат юридических наук, профессионально занимаюсь адвокатской практикой более 24 лет. Представляю интересы в судах, готовлю журналистские материалы по судебным делам. Пишу апелляционные и кассационные жалобы на вынесенные решения и приговоры судов.
👉 ddn7777@mail.ru
Телеграмм https://t.me/dmitrievdn77
📞. +79643574343
Прочитайте другие статьи автора по материалам судебной практики ВС РФ и кассационных судов округов за 2025год