Продолжаю обзор приключенческих и фантастических произведений советских авторов, посвящённых затерянным мирам, неизвестным территориям и таинственным островам. В этот ряд органично встраивается научно-фантастическая повесть Владимира Корчагина "Конец легенды" (1984). Кстати, я прочёл её впервые совсем недавно, в предыдущие десятилетия не до того было. И не жалею, что прочёл, потому как автор умело наполнил занимательный приключенческо-романтический сюжет своей повести интересными научными сведениями.
На последней странице издания (см. второе фото в галерее выше), напечатаны слова "Для детей среднего и старшего школьного возраста", но, уверяю вас, что пенсионерам младшего, среднего и старшего возраста эта книга тоже понравится: ясное изложение, безостановочный конвейер увлекательных событий, дружелюбие хороших людей, козни недругов, непрерывные приключения, трогательная любовь и, как я уже сказал выше, лёгкое, не напрягающее читателя, научное наполнение. На всякий случай добавлю, что полный тираж этой книги - 100 тыс. экземпляров, половина тиража была выпущена в твёрдом переплёте, половина - в мягкой обложке с тем же оформлением.
Владимир Владимирович Корчагин (1924 - 2012) - автор достаточно известного приключенческо-познавательного романа "Тайна реки Злых Духов" (1962) о небольшой группе геологов, среди которых - три шестнадцатилетних подростка (два мальчика и девочка), попавшей в авиакатастрофу и оказавшейся в тайге. Это - дебютная прозаическая работа писателя. Корчагин умело совместил в ней приключенческую составляющую и любопытную информацию из геологии и минералогии. Знаменитый русский фантаст и учёный Иван Антонович Ефремов в своё время тепло оценил "Тайну реки Злых Духов", которая стала бестселлером для целого поколения мальчишек и девчонок, да и взрослых читателей равнодушными не оставила. А Владимир Корчагин в 1968 году написал своеобразное продолжение этой книги - роман "Путь к перевалу" об энергичной жизни геологического факультета университета неназванного города, где учатся и герои "Тайны реки Злых Духов".
Если добавить, что писатель Корчагин получил высшее образование в Казанском государственном университете, где был студентом (окончил КГУ в 1951 году), потом - аспирантом (окончил аспирантуру в 1954 году), а затем - доцентом (с 1962 года) кафедры минералогии геологического факультета КГУ; если напомнить, что Корчагин - автор нескольких монографий и учебных пособий по геологии и минералогии, станет понятно: Владимир Владимирович хорошо знал то, о чём пишет. Случилось счастливое совпадение: основательные научные познания кандидата геолого-минералогических наук, доцента КГУ Владимира Корчагина, за четыре десятка лет исследовательской и преподавательской работы объездившего почти всю страну, были удачно оплодотворены его литературным талантом.
Героями произведений Корчагина закономерно становятся молодые разведчики земных недр, учёные-геологи и студенты. Юный читатель, заинтересованно следя за их приключениями, путешествиями и переживаниями, учится ценить научные знания и настоящие человеческие отношения, а читатель взрослый - молодеет душой. Кстати, в одном из своих интервью Владимир Корчагин говорил, что после того, как его научно-приключенческая книга "Тайна реки Злых Духов" вышла в свет, число желающих поступить на геологический факультет КГУ возросло в десять раз.
Владимир Корчагин был членом Союза писателей СССР и Татарстана. Долгое время руководил секцией русской литературы Союза писателей Татарстана, трудился литературным консультантом, через его руки прошли сотни рукописей начинающих прозаиков. Этот деятельный и благожелательный человек никогда не отказывал молодым авторам в поддержке и добром слове.
Что ж, пора перейти к более плотному знакомству с одной из книг В. Корчагина, содержание которой отлично вписывается в рассматриваемую мною в последних статьях на Дзене совокупность "затерянных миров", созданных советскими писателями. Казалось бы, "затерянный мир" Корчагина из его повести "Конец легенды" (1984) исключительным, эксклюзивным вовсе не является, ведь писатель разместил его в старых традициях на "таинственном острове". Но зато какой это остров!
Начинается повесть с переживаний двадцатитрехлетнего аспиранта кафедры петрографии Дениса Крымова, опасающегося, "что материала подготовленной им пробной лекции не хватит на академический час и придется отвечать на всякого рода каверзные вопросы, какие студенты специально приберегают для начинающих преподавателей". Денис вроде бы правильно рассчитал продолжительность лекции, но без заковыристых вопросов всё же не обошлось... Помимо прочего, студенты спросили у Крымова, почему выстилающие океанические впадины породы, возникшие за счёт подводного вулканизма, а именно - стекловатые туфы типа пемз, имеющие удельный вес меньше, чем у воды, не отделяются от общего субстрата и не плавают по морям и океанам? Знающий своё дело аспирант Крымов успел до звонка более-менее прилично на все вопросы ответить, и тут же про них забыл. Забыл он и о вопросе про плавучие пемзы. А зря! Но тут Дениса срочно затребовали к заведующему кафедрой: вызов в кабинет обычно означал одно - шеф чем-то недоволен.
Но на этот раз профессор вызвал Крымова не для разноса, а чтобы поздравить его с приглашением на стажировку в США, в Пенсильванский университет: "Завтра же вам надлежит быть в Москве. А там – Ленинград. И океаном – в Нью-Йорк". В отличие от произведений некоего автора, про которого я никак не соберусь написать (уж больно медленно и скучно в его книжках, вышедших в детлитовской серии "БП и НФ", развиваются события) у Владимира Корчагина всё максимально динамично. Уже на шестой странице повести "Конец легенды" аспирант Денис Крымов на большом теплоходе плывёт по океану. А уже на двадцатой странице теплоход идёт ко дну...
За те несколько суток (и страниц повести), что Денис Крымов пробыл на борту теплохода, он успел заскучать: "Весь день - вода и вода. На палубах – одни скучающие старухи. Вся интересная публика в каютах или в барах. Но бары не привлекали Дениса. Да и финансовый регламент его не предусматривал такого времяпрепровождения. Единственное, чем он мог скрасить однообразие длинного пути, это прислушиваться к разговору случайных собеседников и приучать свой слух к английскому языку. Но разговоры о ценах на дамские чулки и состоянии какого-нибудь Макгифферта или Иглтона скоро наскучили Денису. Впрочем, сегодня ему определенно повезло. На прогулочной палубе собралась большая компания подвыпивших старичков, по-видимому, бывших моряков, которым было что рассказать друг другу". Поясню, что английский язык наш аспирант знает неплохо и на рассказы бывалых мореходов об "островах-призраках" внимание обратил. А попутно познакомился с бывшим капитаном яхты "Даная" Уильямом Греем, который поведал Крымову и прибившейся к их компании любопытной американской журналистке Эвелине Хинтон загадочную историю о странном пари братьев Томпсонов.
Владелец яхты "Даная" Джордж Томпсон, беспринципный бизнесмен, едва ли не самый богатый человек в Луизиане, пригласил своего двоюродного брата Роберта (Роберт преподаёт литературу в колледже) с женой и восемнадцатилетней дочкой Нормой на морскую прогулку. Капитан Грей вспоминает: "Яхта шла обычным прогулочным курсом, пока не наткнулись мы на этот чертов остров. Остров крохотный. На картах моих не был даже обозначен. Пальм, правда, там не было. Но столько зелени, такая чистота, свежесть! Было это, как сейчас помню, ясным летним утром. Вошли мы в удобную круглую бухту, причалили к белому пляжику и решили недельки полторы-две поробинзонить… На пятый или шестой день, когда миссис Томпсон с дочкой гуляли по острову, между братьями возник спор. Не помню уж, с чего он начался. Только кончился тем, что хозяин предложил брату крупное пари, якобы не веря, что тот сможет остаться на острове один или с семьей месяца на два – на три в роли Робинзона. Я присутствовал при их разговоре. И очень мне не понравилось это пари. Но пари было заключено. Норма пришла в восторг от такой затеи. Она прыгала и хлопала в ладоши, словно получила невесть какой подарок...".
Джордж Томпсон оставил своих родственников с необходимым снаряжением и припасами на острове, а "Даная" отправилась в Пуэрто-Рико. А когда яхта через оговоренное спорящими время возвратилась, прекрасного зелёного острова на прежнем месте не оказалось...
Вернёмся к аспиранту на тонущем теплоходе. Точнее, уже не на теплоходе (после сильного взрыва корабль за считанные минуты, словно "Титаник" встал на попа и вертикально ушёл под воду ), а на какой-то доске посреди волн. Подробности ужасной катастрофы я опущу, сообщу лишь, что журналистку Эвелину Крымов из океана выловил. Вдвоём они провели тяжёлую ночь и лишь на рассвете увидели землю, а когда солнце поднялось к зениту, "совершенно обессиленные, измученные страхом и жаждой, почувствовали, наконец, под ногами дно и, бросив доску, выбрались на узкую полоску пляжа".
Земля оказалась островом, покрытым зеленью, где они встретили ещё одного спасшегося - немца Курта из ФРГ и начали обустраиваться на этом безымянном куске суши. В основном хозяйничает Денис, потому как ни Эвелина, ни Курт ничего делать не умеют, да и не хотят. При Курте - плоский чемоданчик, который он бережёт, как зеницу ока. В чемоданчике - документы, подтверждающие, что он законный сын миллионера Джорджа Томпсона. Своего недавно скончавшегося отца предприимчивый Курт толком не знал, но документы, подтверждающие статус наследника, у него имеются: перед смертью папаша "узаконил" одного из своих многочисленных отпрысков, разбросанных по белу свету.
Читатель, конечно, понимает, что сведения о плавучей пемзе и "островах-призраках" автор разместил на первых страницах своей повести неспроста. Но наш умница-аспирант на удивление долго не может сообразить, почему на острове отсутствуют приливы, брошенные в воду коряги и палки в разные дни уплывают в разные стороны, а солнце встаёт вообще откуда захочет. Читатель давно догадался, что герои находятся на огромном, созданном природой плоту из пемзы, перемещающемся в океане по замысловатой траектории, а Денис по-прежнему недоумевает... Я на сто процентов уверен, что всё это - хитрый ход автора Корчагина, потихоньку подыгрывающего читателю: ведь как приятно этому самому читателю почувствовать себя умнее героя, а ещё лучше - умнее автора. По себе знаю: не переводятся псевдознатоки, пытающиеся подловить меня на ошибке или неточности. Кстати, я действительно могу допустить в статье опечатку-ошибку и всегда рад корректным и умным поправкам, но безграмотные "корректировщики", надменно и безапелляционно пишущие "поправочную" чушь в своих комментариях, обязательно получают от меня соответствующую их заслугам "ответку". А доброжелательным комментариям я всегда рад. Как и чистосердечным донатам любого размера.
Но я отвлёкся, вернёмся к нашим робинзонам. В первый же день к ним присоединился ещё один потерпевший кораблекрушение - двадцатидвухлетний студент-француз из Реймса Жан Пуатье. Отношения островитян складываются не лучшим образом, тем более, что Курт - махровый неофашист. Положение Дениса ещё более усугубилось, когда через несколько дней француз, часто ругающийся с немцем, бесследно исчез, а на острове появился второй немец, объединившийся с Куртом. Тем временем Крымов начинает догадываться, что на острове присутствует ещё кто-то. И этот кто-то ему помогает: подбрасывает обсидиан для добывания огня; спасает тонущего, потерявшего сознание Дениса, из водоворота; запускает камень точно в голову Курта, когда тот начинает одолевать Крымова в драке и т. д.
Всяческие интересные нюансы, подробности и захватывающие тайны, из которых состоит повесть, пересказать нет никакой возможности, тем не менее, без спойлеров мне не обойтись... Выясняется, что остров - тот самый, куда три года назад нехороший предприниматель Томпсон (дядюшка Джордж) высадил хорошего преподавателя Томпсона с женой и дочкой. Основа острова - колоссальный полый массив плавучей пемзы, потому и не оказалось этого кусочка суши на том месте, куда через три месяца вернулся нехороший Томпсон. Он знал тайну острова, поэтому так всё и подстроил, а уж зачем это ему было нужно - читайте в повести. Хорошие мисс и мистер Томпсон ещё до появления Дениса Крымова на острове ушли из жизни (и к этому тоже приложил руку дядюшка Джордж), а на плавучей территории, полной загадок, осталась только Норма, их дочь. Девушка, которая и в восемнадцать лет была сказочно красива, за три года на острове превратилась в настоящую лесную богиню. "Высокая, на голову выше его, Дениса, с густым ворохом бронзово-красных волос, с тонкими, стремительно вскинутыми руками и удивительно гибким станом, с быстрыми, почти неуловимыми движениями и трепетно раздувающимися ноздрями, – она поражала какой-то особенной – жгучей, пьянящей, пронзительной красотой. Крепкие, сильные, идеально очерченные ноги ее были босы, голова открыта, грудь обнажена. Волосы свободно струились по спине, плечам, закрывали большую часть бюста, падали на лицо. Она не пользовалась никакой одеждой, если не считать некоего подобия юбки из клетчатой красно-синей ткани, едва прикрывающей верхнюю часть бедер. На шее у нее висел небольшой золотой крестик, а на бедре у пояса блестел узкий и, должно быть, очень острый нож...".
Денис, сердце которого совершенно свободно (перед отъездом на стажировку он простился с аспиранткой Тоней, которая заявила, что не любит его, и что сам он её тоже не любит) ещё на теплоходе по красочному и восторженному описанию старого капитана Грея заочно влюбился в чудесную Норму с синими глазами, источавшими мягкое теплое сияние, и роскошными волосами цвета сургучной яшмы. Тем более, что "все время, сколько он помнил себя, его влекла мечта встретить девушку необыкновенной судьбы, необыкновенной внешности, необыкновенного склада души. Она рисовалась ему то женщиной с иной звезды, иной планеты, то чудесным образом ожившей амазонкой из глубины веков, то переброшенной в наше время силой какого-то невероятного эксперимента девушкой из будущего. И может быть, поэтому так волновали его образы Нефертити, Таис Афинской, прекрасной Нормы из храма Друидов". А прекрасная Норма с момента появления Дениса на острове, немедленно, всем сердцем полюбила русского аспиранта как доброго принца, воплотившего её мечты о спасении и возвращении в огромный мир людей и человеческих радостей. Девушка поначалу повсюду тайно сопровождала Крымова, стараясь помочь ему и уберечь от неприятностей. Пылкой девичьей страсти совсем не мешало то, что Денис на голову ниже Нормы (это не каламбур, так получилось). Когда влюблённым всё-таки удаётся через несколько месяцев покинуть остров, прекрасная островитянка уже носит под сердцем ребёнка...
Про любовь островную я не мог не рассказать, а про всё остальное вы узнаете, если прочитаете повесть. Тем более, что автор скучать читателю не даёт: приключение в "Конце легенды" следует за приключением. Фантастическое допущение, сделанное Корчагиным - существование плавучего острова из пемзы с грунтом и буйной растительностью - позволило автору развернуть вполне логичную, непротиворечивую и захватывающую историю, нафаршированную конфликтами идеологий и характеров. Конечно, историю достаточно наивную, но в этом её и прелесть. К сожалению, по недоброй традиции создателей "затерянных миров" (вспомните "Кратер Эршота" Пальмана, или "Сказание о граде Ново-Китеже" Зуева-Ордынца, или "Пропавшее ущелье" Шейнина, о которых я недавно здесь писал) в финале повести автор стирает с лица океана легендарный остров-призрак...
В этом произведении писатель Корчагин, как обычно, следует своему кредо просветителя и популяризатора. Из повести "Конец легенды" можно узнать, что является на нашей планете основным источником кислорода (вовсе не деревья), откуда на Земле появилась вода, почему при расширении океанов не уменьшается площадь материков. Но опасаться обилия сухой наукообразности не стоит: научную информацию автор даёт дозированно и лёгким слогом, основному приключенческо-романтическому содержанию повести она ничуть не мешает.
На встрече с читателями, прошедшей в Музее истории Казанского университета в 2002 году, писатель Владимир Корчагин говорил, что образы своих героев он часто списывал с реальных людей. Например, в романе "Путь к перевалу" девушка Люся - это некогда тайно обожаемая им студентка. Лишь для неё одной, признался автор, он читал лекции. И произошло чудо, девушка, сидевшая где-то на задворках аудитории, пересела в первый ряд и буквально стала пожирать лектора своими огромными глазищами… Владимиру Владимировичу ничего не оставалось, как переселить её на плавучий остров - одну из загадок природы, которую он раскрыл своим читателям в научно-фантастической повести "Конец легенды"...
А я, наверное, ещё вернусь к фантастическим произведениям Владимира Корчагина, если мои читатели не будут сильно возражать.
Дорогие читатели, поддержите автора материала хотя бы небольшим, символическим донатом!
Читайте на Дзене другие мои материалы о затерянных мирах:
Инопланетяне зарылись под землю на Тянь-Шане и деградируют: "Узники страха" Владимира Корчагина
Золото, алмазы и живые мамонты в "Кратере Эршота"
"Сказание о граде Ново-Китеже" Зуева-Ордынца - ещё один затерявшийся мир
"Экипаж "Снежной кошки" и "Сигнал Ту-Эллы": фантастические "затерянные миры" Пальмана
"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова
О фантастических способностях человека в моём Дзене:
"Пробуждение" Севера Гансовского
"Барьер". Фантастическая повесть Павла Вежинова и фильм по ней
"Ночной орёл": версии. Ломм и Аркадий Стругацкий
Что у женщины в голове? Рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" надо читать 8-го марта
Советская фантастика и умножение способностей человека. "Семь Пядей" Владимира Малова
Игорь Сахновский. Человек, который знал всё
Анатолий Курчаткин. Чудо хождения по водам