Найти в Дзене

Инопланетяне зарылись под землю на Тянь-Шане и деградируют: "Узники страха" Владимира Корчагина

В предыдущей статье "Остров-призрак" и его робинзоны", посвящённой повести Владимира Корчагина "Конец легенды", я обещал рассказать о других фантастических произведениях этого автора. В моей библиотеке есть научно-фантастический роман Корчагина "Узники страха", давайте о нём и поговорим. Кстати, эта вещь идеально вписывается в рассматриваемую мною в ряде последних материалов на Дзене коллекцию приключенческих и фантастических произведений советских писателей, посвящённых затерянным мирам, неизвестным территориям и таинственным островам, хотя, честно говоря, я уже подумывал временно отойти от этой темы. Замечу, что книга "Узники страха" датирована 1991 годом, но поскольку в набор была сдана 9 апреля 1991 года, то можно уверенно сказать, что она вышла (а тем более - написана) до распада Советского Союза, то есть, её автор был писателем ещё исключительно советским.

Владимир Корчагин. Узники страха. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991 г. Тираж: 75000 экз.
Владимир Корчагин. Узники страха. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991 г. Тираж: 75000 экз.

Таким образом, роман "Узники страха" вышел на финише существования СССР, в ту пору, когда открылись все шлюзы, и в страну хлынул поток переводной фантастики: и плохой, и хорошей. Многие отечественные любители фантастики занялись её поглощением и уже не очень пристально отслеживали книги этого жанра, выходящие у нас в стране. Мне, например, "Узники страха" в 1991 году на глаза не попались, хотя нашей фантастикой и её авторами я всегда интересовался. Более того, лично знал многих отечественных фантастов, с некоторыми из них дружил, состоял в жанровых номинационных комиссиях и жюри, работал в фантастических журналах, даже проводил фантастические конференции (конвенты). Но нет ничего ужасного в том, что на фоне массового засилья зарубежного фантастического чтива российские читатели на книгу Владимира Корчагина "Узники страха" особого внимания не обратили. Да и шедевром этот роман не был. Ему бы выйти ещё лет на тридцать раньше, да в центральном издательстве, да в популярной серии типа "Библиотека приключений и научной фантастики". Вот тогда б читатели никуда не делись, заметили бы. Но с серией "БП и НФ" Корчагину не свезло...

Владимир Владимирович Корчагин (14.10.1924 - 26.12.2012). Казань, 2004 год.
Владимир Владимирович Корчагин (14.10.1924 - 26.12.2012). Казань, 2004 год.

Тем не менее, у Владимира Корчагина (я коротко рассказывал об этом авторе в предыдущем материале) есть достаточное количество поклонников, уважающих творчество писателя ещё с самого первого, самого популярного и самого известного его романа "Тайна реки Злых Духов" (1962). Эта книга, наполненная приключениями и познавательной информацией из геологии и минералогии, десятки (а, может, и сотни) своих читателей привела к осознанному выбору профессии геолога. Вот её, на мой взгляд, вполне бы можно было печатать в серии "БП и НФ". Эх, надо бы всё-таки мне про "Тайну реки Злых Духов" отдельно написать...

Владимир Корчагин. Тайна реки Злых Духов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1974 г. Тираж: 100000 экз. Рисунки В. Карамышева, оформление В. Курочкиной.
Владимир Корчагин. Тайна реки Злых Духов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1974 г. Тираж: 100000 экз. Рисунки В. Карамышева, оформление В. Курочкиной.

Теперь об "Узниках страха". В этом романе, как и в уже знакомой нам повести В. Корчагина "Конец легенды", главный герой - аспирант. Кстати, и среди персонажей романа "Тайна реки Злых Духов" тоже присутствует аспирант, благодаря которому и попали в состав геологической экспедиции трое подростков-школьников - аспиранту были нужны помощники.

Я снова отвлёкся на "Реку Злых Духов", но всё же вернёмся к роману "Узники страха". Начинается он с объявления результатов голосования по диссертации, которую только что защищал Артём Лосев, двадцатишестилетний аспирант кафедры минералогии. Учёная степень кандидата геолого-минералогических наук Лосеву была присуждена единогласно, а итоги голосования немедленно утверждены Учёным советом. В конце товарищеского ужина к Артёму подсел его давний знакомый Николай Иванович, старый геолог-производственник, недавно вернувшийся из длительной командировки на Тянь-Шань. Он занимался тематикой альпийской тектоники, близкой к научным интересам Артёма. Николай Иванович показал новоиспечённому кандидату несколько снимков, сделанных им в горах во время изыскательских работ. Среди них Артём неожиданно увидел цветное фото прекрасной девушки, стоявшей у отвесно вздымающейся скалы.

Титульный разворот романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).
Титульный разворот романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).

"Голова незнакомки была непокрытой. Ветер разметал по плечам ее длинные густые волосы. Они были совершенно необычного цвета, цвета догорающих в камине углей. С трудом верилось, что это удивительное сочетание огненно-красного и индигово-фиолетового тонов — естественная окраска женских волос, а не игра воображения экстравагантного художника. Впрочем, необычным в незнакомке было всё: и легкая одежда, напоминающая древнегреческий хитон, из белой почти прозрачной ткани, сквозь которую легко просматривались линии ее гибкой стройной фигурки, и непривычно глубокий поворот головы на длинной тонкой, будто лишенной косточек шее, и неправдоподобно бледное лицо, точно изваянное из молочно-белого мрамора, и взгляд её, в котором смешались и любопытство, и растерянность, и страх, и, конечно же, глаза. Огромные, цвета темного янтаря, с неестественно расширенными зрачками, они будто светились изнутри. Но самое удивительное заключалось в том, что фотоаппарат запечатлел ее у подножья голых заиндевевших скал, далеко за линией вечных снегов, а одета она была как древнеегипетская царица где-нибудь в знойной долине Нила или, по крайней мере, как прима-балерина на сцене Большого театра".

Николай Николаевич объяснил, что снимок этот случайно затесался в число рабочих, что он, альпинист-любитель, сделал его прошлым летом на высоте три тысячи семьсот метров во время восхождения на один тянь-шанский пятитысячник. Девушку он увидел, выйдя утром из палатки, во время последнего привала перед вершиной, а когда на миг отвернулся, незнакомки и след простыл. Геолог сначала думал, что это мираж: "В горах случаются галлюцинации и почище этой. Через неделю я почти забыл о необычной встрече. А когда месяц спустя, уже на базе, начал проявлять свои пленки, то увидел вот это. Ясно, что галлюцинацией тут и не пахло…". Геолог рассказал, что на шее у загадочной девушки висел красный шарик (что-то вроде медальона), а в руках была мелкоячеистая чаша из блестящей металлической проволоки. "Не успел я навести свой аппарат, как она что-то нажала, и этот ажурный зонт мгновенно свернулся в небольшую круглую коробку... Сразу, как только свернулась антенна, она отвела шарик в сторону, и из «медальона» ввысь, в самый зенит, ударил тонкий голубой луч. Поднялся, прочертил в небе замысловатый вензель и пропал. И тут… Хочешь верь, хочешь нет, только сразу вслед за этим, как бы в ответ на её сигнал, из-за вершины, поднялся другой такой же луч и так же принялся чертить в небе какую-то хитроумную фигуру...".

Ну всё. Прекрасная незнакомка в прозрачном хитоне имеется (и даже подаёт сигналы), наличествует и холостой двадцатишестилетний аспирант Лосев... Даже не аспирант уже, а целый кандидат наук! Ясное дело, они должны встретиться и немедленно пожениться познакомиться. И в самом деле, Артём почти добился командировки на Тянь-Шань этим летом для сбора научного материала, но в связи с финансовыми затруднениями Совет перенёс её на следующий год. Расстроенный этим решением, не желая встречаться ни с кем из знакомых, Лосев отправился из института домой не кратчайшей дорогой, а через городской парк, кружным путём, по дальней боковой аллее, мимо площадки аттракционов. И тут в научно-фантастическом романе начались события сказочные...

Вторая полоса обложки романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).
Вторая полоса обложки романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).

Над головой Лосева загрохотал гром, а с неба обрушилась лавина воды. "Артем бросился было под ближайшее дерево, но тут же увидел в свете прорезавшей тьму молнии большой оранжевый шар, стоявший между мачтой «гигантских шаров» и макетом «космической ракеты». Прежде он этого аттракциона не замечал. Не обратил бы внимания и сейчас, если бы не призывно раскрытая, болтающаяся на ветру дверца, ведущая внутрь объёмистого металлического ананаса. Недолго думая, Артем перепрыгнул невысокий штакетник, ограждающий площадку аттракционов, подскочил к шару и, легко протиснувшись через овальный люк, потянул за собой раскачивающуюся на ветру дверцу. Та сразу захлопнулась, издав мягкий мелодичный щелчок. Внутри шара было темно и тихо. Шум дождя еле пробивался сквозь оболочку странного сооружения. Воздух, прогретый за день, казался густым, тягучим. Пол под ногами слегка пружинил. Пахло лаком и хорошо выделанной кожей. Артем нащупал рукой нечто, похожее на скамью, и опустился на неё, с удовольствием вытянув натруженные ноги. Его охватило успокоительное чувство уюта...".

То, что Лосев (эта фамилия напоминает мне другую, похожую) принял за новый парковый аттракцион, на самом деле оказалось гондолой аэростата. Незадачливые администраторы привязали летательный аппарат к забору, и теперь аэростат, поднятый грозовым вихрем в небо, оторвав участок штакетника, похожий на громадный гребень, летел неизвестно куда вместе с ошарашенным Артёмом внутри гондолы... Всё-таки полезно знать популярную классику: я вспомнил инженера Лося из "Аэлиты" Алексея Толстого, Элли из "Волшебника Изумрудного города" Александра Волкова и, одновременно, Дороти из "Удивительного волшебника из страны Оз" Лаймена Фрэнка Баума.

Подозреваю, что читатели уже догадались, куда через пару суток прилетит наш аспирант... "Артем вгляделся в бегущие навстречу скалы. Да, несомненно, аэростат стремительно терял высоту. Теперь под ним была гигантская чаша, со всех сторон окружённая отвесными обрывами, и аэростат опускался в эту чашу, скользя вдоль одного из её бортов. Вот он уже миновал крутой заснеженный склон, пронёсся над узкой, заросшей травой террасой, чиркнул до сих пор болтающимся на канате обломком штакетника по густым зарослям кустарника, на миг зацепился им за ветви одиноко стоящего дерева, с визгом поволок гондолу по щебенчатой осыпи. А дальше — снова заросли кустарника и за ними — опять обрыв… — Теперь или никогда! Артем рывком распахнул дверцу гондолы, сильно оттолкнулся обеими руками и бросился вперёд, вниз, в несущийся навстречу откос..."

Конечно же, Артём прибыл на Тянь-Шань, где в спрятавшейся среди отвесных скал долине живут эрхорниоты - потомки пришельцев с планеты Эрхорн, за несколько сотен лет изоляции практически полностью утратившие духовную культуру. У них нет литературы, письменности, религии, музыки и других искусств... Кстати, я пытался сообразить, откуда автор взял слово "эрхорн". По созвучию в голову пришёл Иерихон - древнейший город мира, упомянутый в Библии, многократно завоёванный и разрушенный, но существовать не переставший. Но эта аналогия как-то не очень подходит к нашему случаю... Слово "эрхорн" можно сконструировать сочетанием древнегерманского "ēra" (честь, слава) и латинского "cornu" (рог). Во многих германских топонимах horn - это общее название утёса, горной вершины. Получается "честь-рог" или "честь- утёс". При желании всё это можно связать с обозначением неприступного утёса, то есть крепости. Вот это уже ближе. Кстати, в Германии есть город Эрхорн...

Наверное, это "Аэлита"...
Наверное, это "Аэлита"...

О жизни Артёма среди странного племени эрхорниотов и пойдёт речь в романе. Естественно, Лосев встретит здесь прекрасную О-Стелли (дочь Мудрейшего из Мудрейших О-Брайна - верховного руководителя этого народа) и влюбится в неё. Здесь автор "Узников страха" опять идёт по стопам классика: вспомним неземную любовь инженера Лося и нежной Аэлиты - дочери властелина Марса Тускуба. О-Стелли входит в тройку Мудрейших, она научит Артёма языку эрхорниотов, не просто укрывшихся в затерянной горной котловине, а основательно обосновавшихся в подземном лабиринте, да ещё и под озером. Кстати, загадочные озёра с тайнами - любимый приём писателя Корчагина, подобное озеро есть и в другом его фантастическом романе "Астийский эдельвейс" (может быть, об этой любопытной книге я тоже напишу). Особо посвящённые эрхорниоты могут через разветвлённую систему подземных тоннелей выходить за пределы долины. Когда-то пришельцы, чтобы обеспечить продолжение своего рода, даже похищали девушек-горянок из соседних селений, ведь в экипаже их космического корабля были только мужчины. Кстати, автор объясняет, почему в горах Тянь-Шаня приземлился лишь один из челночных кораблей с огромного галактического звездолёта эрхорниотов, и куда потом делся корабль-матка, но эти подробности ищите в книге.

Я коротко пересказал лишь первые два десятка страниц "Узников страха". Далее Лосев будет вести среди неграмотных эрхорниотов-простецов просветительскую и агитационную работу, возрождать культуру, устраивать субботники и менять власть. Как это у него получится - читайте роман... Эмоционально меня зацепил момент, когда Лосев неожиданно для себя спел жителям подземелья, никогда не слышавшим музыки, дорогую его сердцу песню "Я люблю тебя, жизнь". Конечно, можно отнестись к этому эпизоду с иронией, но я вспомнил, как много лет назад, ещё в молодости, я выпивал с начальником нашей лаборатории, и вдруг по радио Марк Бернес запел эту песню, а мой шеф, ушедший на фронт юношей и получивший на исходе войны тяжёлое ранение, со слезами на глазах признался, что "Я люблю тебя, жизнь" - его гимн... Писатель Владимир Корчагин и мой шеф из прошлого - примерно ровесники, а эта песня для многих представителей их поколения действительно была гимном. Она и эрхорниотов в романе Корчагина воодушевила. Пение - удивительное действо, которому они не знают даже названия, привело их в восхищение...

Третья полоса обложки романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).
Третья полоса обложки романа В. Корчагина "Узники страха" (1991).

Отдельно отмечу, что в книге есть страницы, демонстрирующие серьёзную озабоченность автора возможной термоядерной катастрофой. Именно из-за её смертоносных последствий звездолёт эрхорниотов экстренно покинул свою погибающую родину. Да и закопались они на Тянь-Шане под землю, от всего отказавшись, потому как опасались повторения ядерного апокалипсиса уже на Земле. Изучая структуру форм земной государственности, оценивая генеральную линию развития земной цивилизации, глава пришельцев понял, что приютившая их планета тоже состоит из враждующих стран, что львиная доля материальных ресурсов тратится на создание средств уничтожения, что, "не решив элементарнейших вопросов взаимоотношения с природой, земляне ринулись в атаку на атомное ядро, а это, при тенденции использовать все новейшие достижения науки в военных целях, неизбежно приведет к созданию ядерного оружия...".

Выходные данные книги В. Корчагина "Узники страха" (1991).
Выходные данные книги В. Корчагина "Узники страха" (1991).

Что показалось мне в романе странным, так это сплошь англосаксонские имена эрхорниотов, только с добавлением буквы "О" впереди: О-Брайн, О-Гейм, О-Регги, О-Гримм, О-Горди и т. д. Что этим хотел сказать автор, ума не приложу... Но моё нейтральное, даже почти положительное отношение к роману подкосила одна вроде бы незначительная орфографическая ошибка. Только высшие руководители эрхорниотов (Мудрейшие) имеют доступ в секретное помещение - камеру челночного корабля, где сосредоточены все важнейшие приборы и автоматы, сохранившиеся от цивилизации Эрхорна. Называется это место - "Врата в небо". Так вот, в тексте романа в родительном падеже вместо "Врат в небо" несколько раз написано: "Вратов в небо". То ли корректоры (их было двое, фамилии приведены в выходных данных книги) ошибку автора не заметили, то ли как раз именно корректоры текст автора так откорректировали. Спросить теперь не у кого...

Владимир Корчагин. Астийский эдельвейс. Казань: Татарское кн. изд-во, 1994 г. Тираж: 5000 экз.
Владимир Корчагин. Астийский эдельвейс. Казань: Татарское кн. изд-во, 1994 г. Тираж: 5000 экз.

А сейчас я читаю роман Владимира Корчагина "Астийский эдельвейс". Читаю полный вариант, изданный в Казани в 1994 году, а не тот, что был в два раза сокращён для издания 1982 года в молодогвардейской "Библиотеке советской фантастики". Пока нравится.

Дорогие читатели, поддержите автора этого канала маленьким, но искренним донатом!

Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только... | Дзен

Читайте в моём Дзене интересные материалы о затерянных мирах в книгах отечественных писателей:

"Остров-призрак" и его робинзоны. "Конец легенды" Владимира Корчагина

"Пропавшее ущелье": затерянный мир из фантастико-приключенческой дилогии А. Шейнина "Полынов уходит из прошлого"

Золото, алмазы и живые мамонты в "Кратере Эршота"

"Сказание о граде Ново-Китеже" Зуева-Ордынца - ещё один затерявшийся мир

"Экипаж "Снежной кошки" и "Сигнал Ту-Эллы": фантастические "затерянные миры" Пальмана

"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова

О советских коллективных сборниках фантастики на моём канале:

"ЯНТАРНАЯ КОМНАТА" и другие сборники серии "В мире фантастики и приключений"

"ДОРОГА БОГАТЫРЕЙ": о сборниках советской фантастики пятидесятых

"ДОРОГА В СТО ПАРСЕКОВ": о сборниках советской фантастики конца пятидесятых

"НЕВИДИМЫЙ СВЕТ": о сборниках советской фантастики конца пятидесятых

В фантастическое будущее - с фантастическим прошлым!