В одном из недавних своих материалов на Дзене я писал, что хотел бы «открыть» какую-нибудь новую общую, связующую тему для обзоров советской фантастики. С отечественной хронофантастикой прощаться не стану, но ненадолго отложу. Думаю, что можно «пообзирать» произведения, связанные с усилением и умножением человеческих способностей. Способностей, в первую очередь, интеллектуальных, но не только. Усиленных разными способами. Я когда-то занимался изучением непростой биографии и творчества писателя Севера Гансовского, так вот, у Севера Феликсовича есть подходящий, можно сказать, классический рассказ в тему. Называется он «Пробуждение» (1969).
Дюжину лет назад я посмотрел американский фильм Нила Бёргера «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером и сразу обратил внимание на поразительное сходство его сюжета и рассказа Гансовского "Пробуждение": волшебные таблетки и деятельная гениальность во всём, наступающая у того, кто их принял, пропадающая после прекращения действия вещества. Не буду, как некоторые горячие коллеги, сотрясать эфир словом «плагиат». Если уж и предъявлять претензии, то явно не кинорежиссёру, ведь фильм Бёргера снят по одноименному роману «The Dark Fields» (2001) ирландца Алана Глинна. Читал ли Глинн рассказ Гансовского - я не знаю. Это догадки как раз из области тьмы. Могу лишь заметить, что в 1989 году «Пробуждение» было переведёно на английский, и теоретически Глинн вполне мог с его текстом ознакомиться. Добавлю, что похожий сюжет (появившаяся и бесследно исчезнувшая гениальность) присутствует в широко известном культовом рассказе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», вышедшем в США в далёком 1959 году и переведённом на русский язык в 1966 г.: см. 10-й том знаменитой «Библиотеки современной фантастики» (Антология фантастических рассказов английских и американских писателей, 1967 г.). Сами понимаете, Гансовский «Цветы для Элджернона» наверняка читал. Таким образом, мы тут имеем вопрос из области: что раньше - курица или яйцо. Кстати, Киз позднее переработал свой рассказ в роман, который вышел в 1966 г. и был неоднократно экранизирован. Роман «Цветы для Элджернона» в России переиздавался десятки раз.
Но вернёмся к «Пробуждению» Севера Гансовского. Впервые этот рассказ под чуть-чуть другим названием («Пробужденье») был напечатан в журнале «Химия и жизнь» (№№ 11 и 12 за 1969 г.). При жизни Гансовского был опубликован в его авторском сборнике «Идёт человек» (1971). Кстати, обложку и внутренние иллюстрации к этому сборнику выполнил сам Север Феликсович методом пуантилизма (рисования точками), о котором я писал на Дзене в материале «Фантаст Север Гансовский был художником-пуантилистом». Следующая книжная публикация "Пробуждения" в России состоялась ровно через двадцать лет, в 1991 году, уже после смерти писателя, в его авторском сборнике "Стальная змея". Обложку "Стальной змеи" выполнила дочь Севера Гансовского - художница Илона Гансовская. В выходных данных сборника её фамилия написана через "а", но известно, что позднее Илона Северовна Гансовская стала Гонсовской.
О чём рассказ? Завотделом антирелигиозной пропаганды журнала «Знания и жизнь» Фёдор Васильевич (или Федя, как он рекомендует себя при знакомстве) Пряничков случайно принимает белую таблетку, оставленную решительным мужчиной с яркой каштановой бородой, похожим на геолога. После этого сонный, скучный, безынициативный, абсолютно ничем ни примечательный, ко всему безразличный и давно перегоревший Федя превращается в сгусток бьющей ключом энергии. Он коренным образом меняет поведение, образ жизни и мебель в квартире. Он делает грандиозные успехи в живописи, музыке, изучении иностранных языков и науке. Он фонтанирует идеями, демонстрирует фотографическую память, выдающееся человеколюбие и поразительную работоспособность. Он преподносит неожиданные приятные сюрпризы жене и начальству, он живёт полной жизнью, вовлекая, увлекая и очаровывая окружающих.
Как вы догадываетесь, действие таблетки заканчивается, а тетрадку со статьёй о её создании, оставленную геологом в редакции «Знаний и жизни», невзрачный и безразличный Федя выкинул ещё до того, как в его организме начался изумительный прогресс. Короткий взлёт героя закончился, яркое пробуждение сменилось апатией, безразличие ко всему вернулось и всецело поглотило Пряничкова.
Рассказ, особенно его начало, написан необыкновенно смачно: «Он прошел мимо окна, и через минуту Федя услышал в коридоре редакции тяжкий грохот сапожищ. Запахло кожей, вещмешком, солью, пылью, солнцем, перцем, сосновой смолой и еще всяким таким, чего Пряничков и определить не мог. В комнате стало тесно, паркетные половицы прогибались, жиденькие редакционные стулья разлетались в стороны. Мужчина поздоровался, представился - Федя тотчас забыл и названную фамилию, и профессию. Пришелец снял вещмешок со спины, развязал горловину и достал снизу, из-под связок книг и всякого другого имущества, порядочно замусоленную нетолстую тетрадку в дерматиновом переплете. С нею он подошел к Феде и сказал, что хотел бы представить для опубликования результаты некоторых опытов по сну и бодрствованию, вкупе с теоретическим истолкованием экспериментов».
Эх, были у нас писатели-фантасты, легко и умело играющие словами! Таблетки для интенсификации литературного таланта и умножения художественного мастерства Северу Гансовскому явно не требовались.
© Владимир Ларионов
#Гансовский #ФантастическиеСпособности #ФантастическиеХудожники #библиотекаВЛ #СоветскаяФантастика
Я писал о Севере Гансовском и его творчестве на Дзене:
Фантаст Север Гансовский был художником-пуантилистом
"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Советская хронофантастика-14. Север Гансовский. Фантастическая повесть "Винсент Ван Гог"
Советская хронофантастика-15. Север Гансовский-2. "Млечный путь"
Советская хронофантастика-17. Север Гансовский-3. "Побег"
Ещё о фантастических сверхспособностях в моём Дзене:
Советская фантастика и умножение способностей человека-2. "Семь Пядей" Владимира Малова