Попробуем представить себе золоченый салон XVIII века. Воздух густ от аромата розовой пудры и нервного напряжения. Дамы в фижмах, с башнями из напудренных париков, томно обмахиваются веерами. Их воспитание, строгий кодекс чести и «приличия» — броня, защищающая от грубости мира.
Но есть сила, способная в мгновение ока пробить эту броню и повергнуть в прах всю их комедию манер - искусство. А точнее — картины, которые дерзкие художники осмеливались выставлять на всеобщее обозрение...
Почему же падали в обморок эти, казалось бы, крепкие духом аристократки? Причина не в хрупкости здоровья, а в острейшем социальном конфликте. Обморок был красноречивым немым укором, публичной демонстрацией своей непорочности и утонченной чувствительности. Это был театр, где дама становилась и актрисой, и жертвой одновременно. Так какие же полотна заставляли их хвататься за нюхательные соли?..
Франсуа Буше, любимый художник мадам де Помпадур, был виртуозом эпохи рококо. Его картины — это праздник плоти, но порой мифологические сюжеты, которые он выбирал, были чересчур откровенны для изнеженной публики.
На его картине «Диана и Каллисто» изображена сцена из Овидия, где богиня-девственница Диана обнаруживает, что одна из ее нимф, Каллисто, беременна от Юпитера. Буше изображает момент, когда служанки срывают с Каллисто одежды, обнажая ее тело и ее «грех».
Хотя сцена мифологическая, она прямо затрагивает тему женской стыдливости, публичного разоблачения и «падшей» женщины. Для общества, где женская честь была главной ценностью, такая визуализация позора и наготы была шокирующей. Это была целая драма, напоминающая о социальных последствиях «неприличного» поведения.
«Обнаженная Маха» Франсиско Гойи - пожалуй, главный «обморок» европейской живописи рубежа XVIII-XIX веков. Молодая, полная жизни и здоровья женщина лежит на бархатном ложе. Никаких атрибутов богини — ни Амуров, ни нимф, ни раковин. Ее руки уверенно лежат за головой, а дерзкий, даже вызывающий взгляд бросает вызов зрителю. Это портрет конкретной, узнаваемой женщины (по слухам, герцогини Каэтаны Альбы), а не абстрактной Венеры.
Вся система приличий рухнула. Художник изобразил не миф, а современницу в столь откровенном виде. Это был уже не вымысел, а скандальная хроника. Для приличной дамы увидеть на стене портрет знакомой в таком виде было равноценно тому, чтобы подслушать непристойный слух в гостиной. Это стирало грань между искусством и жизнью, между салоном и будуаром, что было верхом неприличия.
«Смерть Марата» Жака-Луи Давида - еще один пример выхода за рамки приличия. Мертвый, еще не остывший Жан-Поль Марат лежит в ванне. Из раны на груди сочится кровь, в руке он зажимает перо, а в другой — письмо от убийцы. Композиция возвышенна, как в религиозной картине, но сюжет ужасающе реалистичен и современен.
Для аристократок, воспитанных на пасторальных сценках и легких мифах, такая прямая демонстрация насилия, политического убийства и смерти была кощунством. Искусство должно было украшать жизнь, а не показывать ее кровавую изнанку. Вид мертвого тела, да еще и в такой интимной обстановке (ванна!), был эстетическим и психологическим ударом.
Еще один известный пример - картина Генри Фузели "Ночной кошмар: Инкуб, сидящий на теле спящей женщины". Эта работа, выставленная в Королевской академии искусств вызвала настоящий фурор среди публики! Известны случаи, когда приличные дамы при виде картины падали в обморок, но это еще больше подогревало славу художника...
Обморок в XVIII веке был не слабостью, а языком. Языком протеста против грубости, против стирания границ, против того, что выносили на публику то, что должно было оставаться за закрытыми дверями. Падая в обморок при виде картины дама громко, без единого слова, заявляла: «Моя душа слишком чиста, а воспитание слишком утонченно, чтобы вынести подобную низость!».
Ирония же заключалась в том, что именно эти «скандальные» полотна, бросавшие вызов условностям, стали шедеврами, определившими путь искусства вперед. Они заставляли зрителя не просто восхищаться мастерством, а чувствовать, спорить и думать. И в этом споре, где с одной стороны был веер дамы, а с другой — кисть художника, рождалось искусство.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: