Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Шедевр с изъяном: что не так с картиной Мане?

На протяжении всей истории искусства великие мастера часто прятали в своих работах загадки, аллегории и двойные смыслы. Иногда это было вызвано цензурой, иногда — желанием бросить вызов общепринятым нормам, а порой — стремлением заставить зрителя не просто смотреть, но и видеть.

Эдуард Мане, бунтарь и новатор своего времени, как никто другой преуспел в этом. Его картина «Бар в «Фоли-Бержер», на первый взгляд кажущаяся зарисовкой парижской жизни, на самом деле является сложным лабиринтом, где ни одна деталь не является случайной…

Художник работал над этой картиной в 1881–1882 годах, будучи уже тяжело больным. Его организм разрушался из-за последствий сифилиса, перенесенного в юности: мучительные боли, слабость и нарушение координации не оставляли ему сил...

Несмотря на это, он был полон решимости завершить работу. Художник делал наброски прямо в баре, расположенном справа от сцены в знаменитом парижском кабаре «Фоли-Бержер» — месте, популярном среди богемы и среднего класса. Когда выходить из мастерской стало невозможно, Мане создал в ней точную копию барной стойки и установил большое зеркало, чтобы работать над финальной версией полотна.

Фоли-Бержер, 1880.
Фоли-Бержер, 1880.

Для картины ему позировали знакомая барменша из «Фоли-Бержер» по имени Сюзон и друг художника, баталист Анри Дюпре, который стал прообразом мужчины в цилиндре, беседующего с девушкой. Эта работа стала для Мане последней крупной картиной, представленной публике — через год после ее завершения, в 1883 году, его не стало.

На первый взгляд, сюжет картины прост: перед нами молодая барменша за стойкой, за спиной у которой огромное зеркало, отражающее сияющий огнями зал варьете с нарядной публикой. Однако именно эта кажущаяся простота и таит в себе главную загадку.

-3

Центральная фигура — барменша Сюзон. Ее поза и выражение лица контрастируют с окружающей обстановкой: вместо улыбки и кокетства, ожидаемых от работницы такого заведения, мы видим отрешенный, грустный взгляд, устремленный в никуда. Она стоит, опираясь руками о стойку, на которой разложен настоящий натюрморт: бутылки с шампанским, стеклянный бокал с двумя розами, которые уже начали увядать, апельсины в хрустальной вазе.

Но настоящая головоломка раскрывается в зеркальном отражении. Именно здесь Мане нарушает все законы логики и оптики, создавая то, что искусствоведы называют сознательным искажением воспринимаемой действительности. Девушка, которую мы видим лицом к лицу, смотрит на нас прямо. Но в зеркале за ее спиной отражена не она, а совсем другая сцена — та же барменша, но склонившаяся к клиенту-мужчине, и их общение, судя по близкому расстоянию, носит доверительный, даже интимный характер.

-4

Отражение барменши в зеркале смещено вправо относительно ее реального положения. Если бы она стояла так, как показано на переднем плане, ее отражение находилось бы прямо перед ней, а не сбоку! Да и бутылки на мраморной стойке и их отражения в зеркале не соответствуют друг другу по расположению. Предметы как бы живут своей собственной жизнью в двух параллельных реальностях.

Рентгеновские исследования картины, проведенные в 1980-х годах, подтвердили, что эти несоответствия были преднамеренными. Изначально Мане расположил отражение более реалистично, но сознательно изменил композицию, чтобы усилить выразительность.

-5

Существует несколько теорий, объясняющих эти сознательные «ошибки». Историки из Института Курто предполагают, что, «раздвоив» изображение героини, Мане намекнул на ее двойную жизнь. Писатель Ги де Мопассан, современник Мане, недаром называл таких девушек «продавщицами напитков и любви». Печальная реальная девушка и ее кокетливое отражение в зеркале могут символизировать вынужденную роль, которую ей приходится играть ради заработка. Мане намекает на это и бутылками шампанского — их форма почти в точности повторяет очертания фигуры Сюзон — она сама становится «товаром» на этой «витрине».

Другая трактовка предлагает увидеть в этом контрасте чувство одиночества и отчуждения, которое человек может испытывать даже в самой оживленной обстановке. Погруженная в свои мысли барменша существует отдельно от бурлящего вокруг нее мира развлечений.

-6

«Бар в «Фоли-Бержер» — прекрасный пример того, как шедевр может десятилетиями хранить свои тайны, раскрывая их лишь тем, кто обладает знаниями и внимательным взглядом. Умение «читать» произведение искусства, понимать не только его сюжет, но и скрытые символы, контекст создания и личный почерк художника — это ключ к совершенно новому уровню восприятия культуры.

Именно этим навыкам — видеть неочевидное, понимать язык искусства и разгадывать его загадки — можно научиться на профессиональном курсе «Как стать искусствоведом» от лектория «Синхронизация». Это прекрасная возможность не просто получать информацию, а развить в себе тот самый аналитический взгляд, который превращает простое разглядывание картин в увлекательный диалог с гениями прошлого.

-7

Курс предлагает структурированное погружение во все эпохи и стили — от Античности до современного искусства. За 10 месяцев вы научитесь понимать искусство и посещать выставки без экскурсовода, оценивать картины и скульптуры, писать о них статьи, рецензии, а также интересные посты для соцсетей!

Курс ведут искусствоведы с профильным образованием и большим опытом, а гибкий формат онлайн-обучения без дедлайнов и экзаменов поможет изучать материал в удобное время. Доступ ко всем материалам курса останется у вас навсегда и вы сможете вернуться к ним в нужный момент и освежить знания. А еще студенты получат диплом о профессиональной переподготовке, чтобы официально работать по специальности в области искусства!

-8

Научитесь видеть скрытые смыслы в известных произведениях искусства, и мир откроется перед вами во всем своем богатстве и многообразии. Скорее записывайтесь по ссылке! 

Курс стартует 11 ноября. По промокоду ARTSTOBE скидка 10 000 рублей.

Реклама. ООО «Культурная платформа «Синхронизация». ИНН 9721220961. Erid: 2W5zFHrvrHe