Москва 1930-х годов - это хаотичный, перенаселенный город, где золотые купола церквей соседствуют с ветхими деревянными домами, а по узким, извилистым улочкам с трудом протискиваются первые автомобили. Именно такую Москву Иосиф Сталин счел недостойной великой социалистической державы.
Ему нужен был новый город — не просто столица, а грандиозный город, олицетворяющий мощь, прогресс и несокрушимую волю партии. Ответом стал Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года — документ, который на десятилетия определил судьбу города и скрывал в себе поразительные, а порой и пугающие тайны.
Официально Генплан провозглашал заботу о благосостоянии трудящихся: новые жилье, транспорт, зоны отдыха. Но между строк читалась иная цель: полностью стереть старую, «буржуазную» Москву. Под снос должны были пойти целые кварталы в Китай-городе, Замоскворечье и других районах. Речь шла не о точечных сносах, а о коренном перепланировании, где главным критерием была не историческая ценность, а удобство для проведения масштабных парадов и демонстраций. Многие храмы и памятники архитектуры были обречены.
Генплан закреплял социальное расслоение в архитектуре. Широкие проспекты и монументальные «сталинские высотки» предназначались для партийной элиты и демонстрации мощи государства. В то же время типовое жилье для рядовых граждан часто строилось на окраинах, без излишеств. Город становился каменным воплощением пирамиды власти...
Масштаб замыслов поражал воображение. Главной осью города должен был стать грандиозный Дворец Советов. На месте взорванного Храма Христа Спасителя планировалось возвести 400-метровую башню, увенчанную 100-метровой статуей Ленина. Это сооружение, выше Empire State Building, должно было стать самым высоким в мире, символом победы социализма.
Вокруг него — система широких магистралей и площадей, предназначенных для многотысячных шествий. Проспекты должны были быть прямыми, как стрела, а здания — массивными и монументальными, в стиле «сталинский ампир», призванном подавлять своими масштабами. Москва-река становилась полноправным «проспектом», с набережными, одетыми в гранит.
Одной из самых сложных задач было преобразование главной улицы — Тверской (тогда Горького). Она была узкой и извилистой, и чтобы превратить ее в парадный проспект, требовалось не просто снести старые дома по бокам, а фактически построить улицу заново!
И здесь советские инженеры совершили невероятное: они начали передвигать здания! Каменные особняки и многоэтажные дома весом в тысячи тонн ставились на специальные рельсовые тележки и с помощью систем домкратов и лебедок медленно, со скоростью пешехода, перемещались вглубь кварталов. Все коммуникации (водопровод, канализация, электричество) работали в режиме нон-стоп. Жильцы даже не всегда выселялись: они могли вечером лечь спать в одном месте, а утром проснуться в другом, выглянув в окно на свою же, но уже преображенную улицу.
Это был грандиозный спектакль, демонстрирующий мощь советской техники. Таким образом были передвинуты десятки зданий. Это позволило расширить Тверскую в два раза, не разрушая при этом все ценные постройки.
Садовое кольцо, улица Горького, проспекты, ведущие от центра — каркас города, знакомый нам сегодня, был создан именно по Генплану 1935 года. Первые очереди Московского метро, ставшие «дворцами для народа», — прямое воплощение плана. Также были созданы Крымский, Большой Каменный и другие мосты, а также гранитные набережные Москвы-реки. Строительство Сталинских высоток началось позже, но они стали логичным завершением идеи о вертикальных доминантах, заложенной в Генплане.
А вот проект Дворца Советов так и не был реализован. Начавшаяся война, а затем гигантские затраты и технические сложности поставили на нем крест. На его фундаменте впоследствии был построен бассейн «Москва», а в 1990-е годы — воссоздан Храм Христа Спасителя.
Жестокий план тотального сноса в итоге был смягчен (во многом благодаря нехватке ресурсов и войне). Это спасло множество памятников, включая большую часть Замоскворечья. Обещанного изобилия комфортабельного жилья для всех трудящихся также достичь не удалось. Индустриальное домостроение пришло позже, а в 1930-50-е строились в основном элитные дома и бараки для рабочих.
Генплан 1935 года оставил Москве противоречивое наследие. С одной стороны, это варварское отношение к историческому наследию, снос сотен храмов и перекраивание древнего города. С другой — именно тогда Москва обрела многие свои знаковые черты: широкие проспекты, величественное метро, монументальный центр.
Это был дерзкий, утопический и во многом тоталитарный проект, попытка вылепить из живого города идеологический конструкт. И, гуляя сегодня по гранитным набережным или проезжая по просторной Тверской, мы незримо соприкасаемся с призраком той, сталинской, Москвы, которая могла бы быть, но так и не случилась.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: