Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Тайны Янтарной комнаты: как создавался и куда пропал шедевр

Янтарная комната (изначально Янтарный кабинет) — шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны. Попасть в него можно из Портретного зала Екатерининского дворца — настоящую жемчужину вполне справедливо называемую одним из чудес света!

Возникновение Янтарной комнаты овеяно многочисленными легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты.

-2

Начало восемнадцатого века – время расцвета янтарного дела в Германии. Любители этого материала с удовольствием пользовались его способностью при смачивании на время становиться прозрачным. Например, крышки шкатулок украшали янтарными пластинами, а под ними прятали миниатюрные рельефы из слоновой кости.

Стоило немного смочить крышку – и изображение проступало, а затем исчезало вновь. Другим развлечением, связанным с янтарем, было помещение внутрь камня так называемых природных инклюзов в виде насекомых. Бабочки и жучки, застывшие в ярком кусочке "балтийского золота", символизировали величие времени, соединение прошлого и настоящего.

-3

Создание Янтарной комнаты по планам Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте было начато в 1701 году датчанином Готтфридом Вольффрамом и закончено спустя 10 лет данцигскими мастерами Эрнстом Шахтом по заказу прусского короля Фридриха I. Его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Тот по достоинству оценил подарок:

"Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали" — писал он жене Екатерине.

-4

Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Первое время разобранный на части Янтарный кабинет находился в Меншиковском дворце, где за ним присматривал губернатор города - светлейший князь А. Д. Меншиков, а затем упакованные в ящиках янтарные панно сложили в нижнем зале в Людских палатах Летнего сада, где они пролежали четверть века!

-5

Вспомнили о них, когда на престол взошла дочь Петра I - Елизавета Петровна. В 1743 году она повелела установить "по наилучшему искусству" Янтарный кабинет "в Зимнем Ея императорского величества доме покоев" (третьем Зимнем дворце, стоявшем на месте нынешнего, четвёртого) и поручила это дело итальянскому мастеру Александру Мартелли, дав ему в помощники тогда ещё молодого архитектора Б. Ф. Растрелли.

-6

Всё было сделано в наилучшем виде. А когда в начале 1750-х гг. Елизавета Петровна задумала построить загородную резиденцию, не уступающую по размаху и роскоши лучшим парадным резиденциям Европы, она повелела уже обер-архитектору двора Растрелли построить парадный дворец и перенести туда Янтарный кабинет, существенно его исправив.

Растрелли ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала-пилястры и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под его надзором кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши.

-7

Уникальность парадному залу придавали мозаики, выполненные во флорентийской технике. Они разместились в специально подготовленных рамах, заменив собой картины. Каждая из аллегорий изображала одно из человеческих чувств: вкус, зрение, слух, обоняние, осязание.

Для их производства использовались цветные пластинки из полудрагоценных камней. Результат выглядел поистине роскошно, практически не отличаясь от настоящей живописи.

-8

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешала Великая Отечественная война...

У Янтарной комнаты необычная и сложная судьба. За 300 лет своего существования она пережила несколько переездов, всемирную славу, а в середине XX века исчезла и сейчас ее местонахождение неизвестно.

-9

В 1941 году после нападения Германии, комната была демонтирована и вывезена нацистами в Кёнигсберг. С тех пор судьба Янтарной комнаты остается одной из величайших тайн XX века...

В начале войны сотрудники музея столкнулись с проблемой: стоит ли эвакуировать хрупкий шедевр или оставить его на месте? После обсуждения было принято решение о консервации комнаты на месте. Панно упаковали в вату, марлю и плотную бумагу, надеясь защитить от бомбардировок. Увы, эти меры предосторожности лишь облегчили работу нацистам, захватившим Пушкин осенью 1941-го.

-10

В октябре 1941 года немецкие специалисты по вывозу культурных ценностей приступили к демонтажу комнаты. Через две недели разобранный шедевр доставили в Кёнигсберг, где его частично восстановили и даже выставили для показа в местном замке. Но судьба приготовила комнате новые испытания.

-11

Летом 1944 года, когда авиация начала активные бомбардировки Кёнигсберга, замок получил повреждения. Опасаясь полного уничтожения шедевра, немцы опять демонтировали комнату, тщательно упаковав ее элементы в ящики. В январе 1945 года, когда советские войска приближались к Восточной Пруссии, нацисты предприняли эвакуацию ценностей. Именно в этот момент следы Янтарной комнаты теряются навсегда...

-12

После взятия Кёнигсберга в апреле 1945 года советские исследователи тщательно обследовали замок и окрестности, но не обнаружили ни одного ящика с панно...

-13

В 1979 году началась работа по воссозданию комнаты в Екатерининском дворце. Работа заняла более 20 лет и потребовала более шести тонн янтаря! В 2003 году мир увидел возрожденную Янтарную комнату. Российские мастера, используя калининградский янтарь и сохранившиеся чертежи, воссоздали комнату в мельчайших деталях.

-14

Захватывающая история Янтарной комнаты и красота панелей каждый год привлекают в Екатерининский дворец миллионы посетителей со всего мира. Воссоздание Янтарной комнаты, интерес к которой остаётся неизменным и сегодня, показало, что в мире появилась и сохранена уникальная российская школа реставраторов, возродившая утраченные ремёсла и технологии XVII–XVIII веков – создание многоцветных художественных изделий из янтаря и камнерезное искусство в технике флорентийской мозаики.

-15

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: