Найти в Дзене
С.Ы.Ч.

Конфигурация Страха: Цена амбиций

Двери Ада всегда открыты для тех, кто ищет слишком усердно. И иногда лучше оставить неразгаданные тайны в их мрачном покое, чем заплатить непомерную цену за утоленное любопытство. Ибо в суде Ада, приговор – это не просто слово. Это вечность, выжженная на плоти. «Восставший из ада: Приговор (Hellraiser: Judgment) 2018 – десятая глава кошмарной серии о сенобитах, снятая Гэри Дж. Танниклиффом, который не только сел в режиссерское кресло, но и написал сценарий. В этот раз в пучину боли и страха нас погружают Дэймон Карни, Рэнди Уэйн, Александра Харрис, неподражаемая Хизер Ландженкамп и Пол Т. Тейлор. Приготовьтесь, будет жутко! Сюжет фильма основанн на персонажах, созданных Клайвом Баркером. За несколько десятилетий до выхода фильма «Восставший из ада: Приговор», компания Dimension Films приобрела права на франшизы «Восставший из ада» и «Дети кукурузы», планируя расширить свои хоррор-владения. Первыми ласточками стали «Восставший из ада 3: Ад на Земле» и «Дети кукурузы 2: Последняя жертва»

Двери Ада всегда открыты для тех, кто ищет слишком усердно. И иногда лучше оставить неразгаданные тайны в их мрачном покое, чем заплатить непомерную цену за утоленное любопытство. Ибо в суде Ада, приговор – это не просто слово. Это вечность, выжженная на плоти.

изображение из открытых источников в интернете
изображение из открытых источников в интернете

«Восставший из ада: Приговор (Hellraiser: Judgment) 2018 – десятая глава кошмарной серии о сенобитах, снятая Гэри Дж. Танниклиффом, который не только сел в режиссерское кресло, но и написал сценарий. В этот раз в пучину боли и страха нас погружают Дэймон Карни, Рэнди Уэйн, Александра Харрис, неподражаемая Хизер Ландженкамп и Пол Т. Тейлор. Приготовьтесь, будет жутко! Сюжет фильма основанн на персонажах, созданных Клайвом Баркером.

За несколько десятилетий до выхода фильма «Восставший из ада: Приговор», компания Dimension Films приобрела права на франшизы «Восставший из ада» и «Дети кукурузы», планируя расширить свои хоррор-владения. Первыми ласточками стали «Восставший из ада 3: Ад на Земле» и «Дети кукурузы 2: Последняя жертва», снятые в 1991 году в Северной Каролине. Контракт обязывал Dimension Films регулярно выпускать новые фильмы обеих серий, чтобы сохранить за собой права.

Приблизительно в то же время, когда на экраны вышел «Восставший из ада: Кровное родство» (1996), мастер спецэффектов Гэри Танниклифф, ранее работавший над «Восставший из ада III» и «Кровное родство», представил Бобу Вайнштейну, исполнительному директору Dimension, свой вариант развития событий в мире сенобитов – сюжетную линию под названием «Священная война». Танниклифф даже создал раскадровку вступительной сцены, повествующей о священнике, ищущем путь в рай через врата страданий.

Несмотря на то, что Танниклифф продолжал работать над спецэффектами для последующих сиквелов, вплоть до «Восставшего из ада: Мир ада» (2005), выходивших сразу на видео, он испытывал разочарование в качестве этих фильмов. Когда приближался срок сдачи обеих франшиз, Dimension Films предложила ему самому написать сценарий и снять продолжение «Восставшего из ада». Танниклифф создал сценарий для фильма «Восставший из ада: Откровения» (2011), но из-за конфликта в расписании с фильмом «Крик 4» не смог занять режиссёрское кресло.

Идея Танниклиффа для «Приговора» изначально задумывалась как часть вселенной «Восставшего из ада». Однако, после безрезультатной встречи с представителями Dimension, потерявшими интерес к франшизе после «Откровений», он исключил элементы, отсылающие к миру сенобитов. Танниклифф представил «Приговор» Майку Джею Ригану, которому понравилась задумка, но который предложил убрать Пинхеда и его свиту для реализации отдельного проекта. Попытки снять фильм как независимый проект провалились, а кампания на Kickstarter в 2013 году не принесла желаемых результатов.

Спустя пять лет после сорвавшейся постановки «Приговора», Dimension Films, вновь столкнувшаяся с необходимостью продления прав, предложила Танниклиффу написать сценарий и снять очередной фильм «Восставшего из ада». Танниклифф трижды предлагал Dimension свой сценарий «Восставшего из ада: Приговор» (получая отказ каждый раз), а также разработал сценарий для более традиционного фильма «Восставшего из ада» под названием «Во тьме», чтобы продемонстрировать свою способность генерировать разнообразные идеи. Сюжет этой истории разворачивался в психиатрической больнице, где стажёры изучают пациентов, переживших общее травматическое событие, связанное с «Конфигурацией плача», а главный врач анализирует эти данные в стремлении лично встретиться с сенобитами.

Dimension Films предложила Танниклиффу написать сценарий для фильма «Приговора» с условием, что в случае, если он не удовлетворит их требованиям, он снимет «Во тьму» без гонорара. Сценарий «Правосудия» произвёл впечатление, и студия разрешила Танниклиффу снять его как часть франшизы, после внесения согласованных правок и изменений.

Танниклифф утверждал, что «в " Приговоре" будут моменты, не похожие ни на что, что вы когда-либо видели», вдохновляясь работами Иеронима Босха, Фрэнсиса Бэкона, Дэвида Кроненберга, Дэвида Линча, Дэвида Финчера и создателя оригинального «Восставшего из ада» Клайва Баркера.

Создатели фильма жонглировали цветом, как дьявол душами, обозначая багровые вотчины сенобитов (в высях) и леденящие коридоры Стигийской инквизиции. На застывших кадрах – Пинхед, пронзающий тьму взглядом, и бесстрастный Аудитор, чьё присутствие внушает первобытный ужас.

Сжатые в тиски бюджета в 350 тысяч долларов и трех недель, съемки развернулись в Оклахоме. Танниклифф и оператор Сэмюэл Кэлвин работали с маниакальной точностью, выжимая каждую секунду экранного времени. В среднем, за день они успевали провернуть 30-35 сложнейших перестановок камеры и световых приборов. По словам Танниклиффа, каждый член команды горел своим делом, и даже в самые напряженные дни рабочий день не превышал тринадцати часов. Съемочной площадкой стало заброшенное здание, прокуренный бар, роскошный жилой дом с пентхаусом, интерьер церкви, детская площадка, мрачные переулки, сцены и декорации, любовно возведенные художественным отделом. Порой приходилось уговаривать актеров приехать на площадку, что было неизбежно при таком скромном бюджете. Танниклифф вспоминает: "Я убежден, что нужно выжимать максимум из времени на площадке. Максимум двенадцать-тринадцать часов в день, и я ненавижу перерасход времени и денег. Мне нужен четкий план, и мой способ – проиграть весь сценарий со своим оператором-постановщиком, прожить каждую роль в каждой сцене. Только после этого мы выбираем ракурсы." Местные жители помогли со съемками, подсказывая укромные уголки, а автосалон предоставил фургон для нужд фильма. Тейлор снимал свои сцены в студии в Оклахома-Сити, где с нуля были построены "адовы офисы". Параллельно, там же и тогда же, снимали и "Дети кукурузы: Побег", спродюсированный Майком Лихи. Режиссером "Побега" был Джон Гулагер, засветившийся и в "Правосудии". Лихи с усмешкой говорил: "В Оклахома-Сити льется кровь рекой!". Судьба этих двух хорроров – сорвать куш зрительских симпатий… Еще три недели были отведены на монтаж, и скудный бюджет, увы, не позволял разгуляться с длиной склеек. Затем в дело вступили цветокоррекция, звук и музыка, написанная Дероном Джонсоном под влиянием Трента Резнора и саундтрека к фильму "Семь". Изначально Танниклифф видел оркестровые отсылки к музыке Кристофера Янга из "Восставшего из ада" и "Восставшего из ада 2", но здравый смысл (в лице бюджета) настоял на более современном звучании. Цветовая дифференциация адских сфер сенобитов и Стигийской инквизиции была нарочитой: для сенобитов – ледяная синева, для инквизиции – болезненная "мочевая" желтизна.

Краткое содержание этого жуткого и кошмарного фильма:

В бездонной пропасти Ада, где стоны грешников сплетались в симфонию вечного страдания, Пинхед, архитектор мучений из секты сенобитов, и Аудитор, безжалостный вершитель казней из Стигийской Инквизиции, вели мрачный торг. "Как нам поживиться душами в век, когда технологии затмевают боль?" — вопрошал Аудитор, его голос звенел как удар молота по наковальне отчаяния. "Конфигурации - зеркала в Ад - тускнеют, словно умирающие звезды".

Тем временем, на Земле, три тени, именуемые детективами - братья Шон и Дэвид Картеры и Кристин Эджертон, плели нить правосудия в лабиринте злодеяний серийного убийцы, прозванного Наставником. Его преступления были высечены на скрижалях греха, каждая жертва - нарушение заповеди, кровавая глава в книге тьмы.

Зловещая нить связала одну из жертв с Карлом Уоткинсом, местным отбросом, исчезнувшим в тени заброшенного дома, словно тень, поглощённая бездной. Шон, ведомый чутьём хищника, вступил в мертвое царство дома и провалился в небытие. Очнувшись, он обнаружил себя в сердце вотчины Стигийской Инквизиции, где души взвешивались на весах греха. Но когда инквизиторы готовились обрушить свой гнев на Шона, явился ангел Иофиил, словно луч света в кромешной тьме, и провозгласил: "Да будет он свободен!". Шон, словно вор, вырвал из лап Ада шкатулку-головоломку, сокрытую тайной, и бежал. Аудитор же, в смятении, обратился за советом к Пинхеду, чьё лицо было испещрено шрамами вечности.

Шон и Дэвид вернулись в проклятый дом, но не нашли ни следа преисподней, ни знака инквизиции. Ночь же принесла Шону кошмары, видения сенобитов, шепчущих обещания "суда и искупления" любому, кто осмелится открыть шкатулку. "Любопытство сгубило кошку", - прошептал ветер, проникая сквозь щели страха.

Шон и Кристина, словно охотники, выслеживающие зверя, направились в морг, где обнаружили в теле жертвы Наставника мобильный телефон, последнее дыхание которого было зафиксировано GPS. Они нашли логово убийцы, где Шон, словно змея, обездвижил Кристину и прошептал: "Я - Наставник". Дэвид, словно гончая, разгадал личность убийцы и встретился с коронером, а затем помчался к логову тьмы. Там Шон, словно кукловод, обезоружил брата и признался, что держит в заложниках его жену Элисон, "виновную" в измене. Под прицелом пистолета он заставил Дэвида и Элисон открыть шкатулку, словно врата в Ад, выпуская на волю сенобитов, воплощения боли и наслаждения.

Зная, что Ад потребует плату за его дерзость, Шон, словно Иуда Искариот, попытался предложить Пинхеду Элисон и Дэвида. Но Пинхед, словно древний демон, ответил: "Они поплатятся за нарушение границ. Но твоя душа принадлежит другой силе". Появился Аудитор и объявил Шону вердикт Инквизиции: "Виновен!". Но Иофиил, словно глас Божий, снова вмешался, заявив, что Шон - лишь пешка в небесном плане, предназначенном вселять страх в сердца грешников. В ярости Пинхед уговорил Кристину убить Шона и расправился с Иофилом, словно со сломанной игрушкой. В наказание Бог изгнал Пинхеда из Ада, обрекая его на смертное существование. В сцене после титров группа мормонских миссионеров в Германии, словно наивные овечки, подошла к дому и попала в сети Стигийской Инквизиции, в новую главу вечного кошмара.

Факты о фильме:

· Улица Лодовико, 55. Этот адрес эхом отзывается в памяти киноманов, ведь именно там разверзлись врата ада в культовом "Восставшем из ада" 1987 года.

· Косметика для Аудитора изначально задумывалась как концептуальная интерпретация обновленного образа Pinhead. Она была представлена студии в тот период, когда проект Hellraiser находился на этапе выбора между полной перезагрузкой и продолжением. Когда было решено остановиться на прямом продолжении, команда гримеров сохранила разработанные дизайны и превратила их в нового персонажа — Аудитора.

· Продюсеры, по просьбе Тунниклиффа, связались с женой Дэймона (Шона Картера) Карни и тайно добыли истории, полные интенсивных моментов из его прошлого. Эти драгоценные воспоминания были использованы без ведома Дэймона во время сцены, когда он был «одитирован». В конечном итоге, исчерпанный и потрясенный, Карни воскликнул: «Что, черт возьми, только что произошло?!… Я был по-настоящему УДАЛЕН!»

Команду гримёров-визажистов возглавляли Майк Риган и Майк Мизимер. Образ Пинхеда в исполнении Тейлора должен был предстать не просто сдержанным, но исполненным трагической серьёзности, отринув прежние бойкие остроты. Это преображение нашло отражение в каждой детали грима и костюма: более длинные, словно осколки льда, серебряные булавки, глубокие раны от лезвий, зияющие чернотой глаза, и гардероб, исполненный строгого, почти аскетичного изящества. Оригинальный наряд персонажа уступил место рваной мантии и юбке мясника, сплетённой из мерцающей кольчуги. Его прежний арсенал орудий пыток заменил обтекаемый инструмент для снятия шкур, зловеще намекающий на его предназначение. Некоторые сетчатые разрезы претерпели изменения: по одному квадрату исчезло с каждой стороны челюсти и добавилось на затылке, словно подчёркивая глубину его мудрости и страданий. На обнажённой груди был вытатуирован ромб, символ Левиафана, божества сенобитов. В глубине этого дьявольского облачения таилась отсылка к символике Ока Агамотто из вселенной Доктора Стрэнджа, намекая на непостижимые измерения боли и познания. Конфигурация «Плач» также обрела новую форму: она была выполнена из выбеленного дерева, украшенного медным травлением, словно запечатлевшим предсмертные крики жертв. Самоповреждения на лице Аудитора должны были быть менее упорядоченными, чем ритуальные раны сенобитов, хаотичными и безумными, отражая его роль вершителя справедливости, погрязшего в собственной жестокости. Расположение порезов на лице было позаимствовано из непрошеного редизайна Пинхеда, созданного Танниклиффом для отменённого ремейка «Восставшего из ада» Паскаля Ложье. Окровавленная рубашка и поношенный костюм-двойка лишь частично скрывали порезы, покрывающие тело Аудитора, словно карту его грехов. Браслет на его правом запястье несёт на себе религиозные символы, сорванные с шей виновных, а чёрные очки создают впечатление бездушных, беспросветных глаз.

изображение из открытых источников в интернете
изображение из открытых источников в интернете

Танниклиффу приходилось жонглировать обязанностями режиссёра и контролем за созданием спецэффектов. О качестве кровавых спецэффектов он отозвался так: «Я думаю, дело не столько в количестве крови, сколько в её природе, в том, что она выражает и в каком контексте она появляется. Некоторые из наших кровавых сцен, на мой взгляд, обладают поистине завораживающей красотой. Когда видишь, как кровь изливается на обнажённую и истерзанную девушку со скоростью 300 кадров в секунду, невозможно отвести взгляд от этой завораживающей динамики жидкости». Тейлор, в свою очередь, сравнил смоделированные кровавые сцены с тем, что было в серии фильмов «Пила»: «Я думаю, что зрители будут одновременно в восторге и в ужасе от этих сцен, которые, я бы сказал, балансируют на грани хоррор-порно. В фильме присутствуют элементы этого жанра, и это, безусловно, найдёт отклик у поклонников «Восставшего из ада» и любителей современного хоррора, который порой переходит все границы дозволенного». Позже он уточнил: «Я думаю, [кровавые сцены в фильме] сделаны с изысканным вкусом, в соответствии с общей стилистикой и эстетикой. Это не просто демонстрация насилия ради насилия, а художественное выражение ужаса, и давайте не будем опускаться до примитивного смакования крови на экране».

Танниклифф отправлял в костюмерную эскизы, отражающие его видение облика персонажей, а костюмеры снимали мерки с актёров. Костюмы для сенобитов были разработаны и пошиты непосредственно в отделе Танниклиффа. Он сознательно отказался от использования костюмов для некоторых персонажей, решив, что обнажённые тела будут выглядеть куда более эффектно, нежели дешёвые наряды. Костюмеры изготовили слепок головы Тейлора, чтобы создать идеально облегающую маску Пинхеда, скрывающую всю голову, за исключением ушей. Несмотря на то, что костюм и грим причиняли ему ощутимый дискомфорт, он сумел направить эти ощущения в русло своей роли, воплощая образ садомазохиста. Увидев своё отражение в зеркале, преображённое гримом Пинхеда, он почувствовал мгновенновенное слияние с персонажем. Тейлору показалось, что грим обладает настолько мощным эффектом, что он решил играть свою роль в минималистичной манере, полагая, что попытки выглядеть пугающе привели бы лишь к переигрыванию.

Главное, за что этот фильм можно и нужно похвалить, – это его визуальная составляющая. Чувствуется, что над гримом было проделано много работы; создатели выжали из мизерного бюджета все возможное. Однако, к сожалению, в остальном у картины имеется слишком много проблем, в первую очередь касающихся сценария. Гэри Танниклиф стремился вдохнуть новую жизнь в серию, немного расширив мифологию. Идея, безусловно, хороша, но ее воплощение получилось крайне неоднозначным.

P.S. Любопытство открывает не двери, а раны; за их созерцание всегда приходится расплачиваться. В суде Ада приговоры не читают — их вырезают.