Здесь боль – это холст, а кровь – краска, и каждый кадр – крик измученной души, затерянной в бесконечных лабиринтах страданий.
«Восставший из ада 8: Мир ада (Hellraiser: Hellworld)» – леденящий душу фильм ужасов 2005 года, сошедший из-под пера Джоэла Суассона и воплощенный на экране Риком Ботой. В главных ролях блистают Лэнс Хенриксен и Кэтрин Винник, погружая зрителя в кошмарный мир. Эта картина – восьмая глава в жуткой саге «Восставший из ада».
Идея фильма возникла из-за необходимости снять восьмой «Восставший из ада» фильм параллельно с «Восставшим из ада: Мёртвый» в соответствии с условиями контракта на съёмки в Румынии. Сценарий был основан на рассказе Джоэла Суассона «Тьма не может дышать», который Карл В. Дюпре адаптировал для серии «Восставший из ада», первоначально называвшейся «Восставший из ада: Мёртвый мир». Многие актёры, в том числе Кэри Пэйтон и Лэнс Хенриксен, были наняты случайно после того, как они завершили съёмки в Румынии в таких проектах, как «Дракула II: Вознесение» для Пэйтон и «Мимик 3: Страж» для Хенриксена. "Случайности не случайны", - шептали темные силы, направляя их к вратам восьмого круга кинематографического ада.
В фильме главную роль ведущего исполнил Лэнс Хенриксен. Любопытно, что некогда маэстро предлагали облачиться в личину Фрэнка Коттона в первом, культовом "Восставшем из ада", но Хенриксен, ведомый иным творческим порывом, отверг дьявольское предложение ради главной роли в вампирском триллере "Почти темнота" (1987), где тьма сплетается с жаждой. Генри Кавилл, подобно восходящей звезде, озаряет фильм одной из своих первых ролей, словно предвещая грядущую славу.
И, словно эхом уходящей эпохи, это последнее кинополотно, где Дуг Брэдли, словно демиург боли, воплощает на экране кошмарный образ Пинхеда, запечатлев навеки свой вклад в пантеон кинематографического ужаса. Его уход – как закрытие древнего гримуара, хранящего тайны мук и страданий.
Фильм рассказывает о группе молодых людей, которые пристрастились к онлайн-игре Hellworld, основанной на серии фильмов «Восставший из ада». Картина начинается с похорон Адама, одного из друзей, чья одержимость игрой довела его до самоубийства – чтобы отдать свою душу сенобитам. Тяжкий груз вины давит на оставшуюся пятёрку друзей, ведь они не смогли его остановить.
Два года спустя судьба заманивает их на закрытую вечеринку Hellworld, устроенную в мрачном, заброшенном особняке. Майк, Деррик и Эллисон горят предвкушением, а Челси идёт как на заклание. Джейк, по-прежнему сломленный смертью Адама, плетётся за ними. Хозяин, импозантный мужчина средних лет, встречает их с распростёртыми объятиями. Он предлагает выпивку, проводит экскурсию по особняку, который, по слухам, когда-то был монастырём и лечебницей, построенными самим Лемаршаном, и раздаёт мобильники для связи с остальными гостями. С каждой минутой вечеринка становится всё более зловещей. Эллисон, Деррик и Майк оказываются запертыми в разных уголках дома, где их поджидают жестокие убийства от рук Хозяина, Пинхеда и его приспешников – Болтуна и Связанного. Джейк и Челси тщетно пытаются достучаться до остальных гостей и вызванной Челси полиции, но те их словно не видят. Вскоре они сталкиваются с самими сенобитами (в том числе с Эллисон и Майком), но те оказываются лишь кошмарными галлюцинациями.
Челси докапывается до ужасной правды: Хозяин – это отец Адама, жаждущий мести за смерть сына, виновников которой он видит в его друзьях, игроках в Hellworld. Вдвоём они пытаются бежать из превратившегося в склеп особняка, но их останавливает Хозяин. Он признаётся, что опоил пятерых друзей мощным психоделиком, закопал их за домом в гробах с трубками для дыхания и звонил им на мобильники, чтобы внушать самые жуткие образы. Всё пережитое ими ранее было лишь плодом разыгравшегося воображения, подпитанного внушениями Хозяина.
Эллисон, Деррик и Майк действительно погибли в этом кошмарном эксперименте, но Челси и Джейка полиция спасла несколько дней спустя. Как выяснилось, на могилы их навёл таинственный звонок из пустующего особняка. В финальной сцене в окне дома мелькает призрачный силуэт Адама.
Позже, Хозяин сидит в спальне, перебирая вещи, оставшиеся от сына. Он находит и открывает настоящую шкатулку Лемаршана, тем самым призывая сенобитов. Пинхед хвалит Адама за изобретательность и насмехается над неверием Хозяина. В отчаянии Хозяин пытается проснуться, списав всё на кошмар, но Болтун III и Связующий II разрывают его на части.
Джейк и Челси едут навстречу рассвету, когда вдруг раздаётся звонок от Хозяина, а секунду спустя он материализуется на заднем сиденье их машины. Едва не попав в аварию, им удаётся затормозить. В заключительной сцене мы видим, как полиция входит в спальню, где Хозяин открыл шкатулку. Стены забрызганы кровью, а на полу валяется шкатулка Лемаршана.
Фильм получил негативные отзывы критиков. На основе 6 рецензий он набрал 17 % на Rotten Tomatoes со средней оценкой 4,10 из 10. Тим О’Нил из PopMatters, словно произнося эпитафию, назвал его приемлемым ужастиком, но провальным продолжением, посетовав: «Хотя Hellworld — довольно хороший фильм в жанре ужасов, это ужасный Hellraiser film», словно констатируя осквернение святыни. Среди всеобщей хулы лишь JoBlo.com осмелился подать голос одобрения, выставив 7 баллов из 10 и воскликнув: «В целом, этот фильм чертовски хорош!», словно луч света в царстве тьмы.
Должен сказать, что, честно говоря, я не был в восторге от этого фильма. Я предан оригинальным "Восставшим из ада", и в душе теплится надежда на достойное продолжение, хотя она угасает с каждым днем.
С другой стороны, я видел фильмы и похуже, но этот, кажется, слишком отошёл от традиционного слэшера. И знаете, что самое горькое? В нем мерцают искры прекрасных идей. Но они так и остались лишь искрами, не разгоревшись в пламя.
Интересные факты:
· В фильме показан 92 раза мобильный телефон Nokia 3310.
· Фильм снимался одновременно с «Восставший из ада VII: Армия мертвецов» (2005), с октября по декабрь 2002 года.
· На вечеринке в честь окончания съёмок Лэнсу Хенриксену подарили пиньяту в виде Пинхеда в натуральную величину. Ему пришлось её выбросить, потому что у него аллергия на шоколад.
· Спустя годы после выхода этого фильма один фанат спросил Лэнса Хенриксена о нём на конвенте, но Хенриксен был в полном замешательстве, так как не помнил, чтобы когда-либо снимался в фильме «Восставший из ада», и вспомнил, что «Адский мир» был самостоятельным проектом, не связанным с сериалом.
То, что мы видим в «Адском мире», — это настоящий посредственный подростковый слэшер: пятеро молодых людей, которые когда-то были преданными игроками в интернет-игре «Адский мир», но после самоубийства одного из них стали относиться к ней спокойнее, получают приглашение на большую вечеринку. С самого начала всё кажется странным, и вскоре наши герои начинают погибать один за другим... и на этом все заканчивается. Пинхед, существо, когда-то вселявшее неподдельный ужас, низведен до банального серийного убийцы, лишенного всякой фантазии. Где же та кошмарная философия: «Ты осмелился открыть шкатулку, и теперь мы пришли, чтобы терзать тебя вечно»? Она канула в Лету. Очевидно, что сценарий написан в отрыве от канонов «Восставшего из ада». И поистине загадка, как он удостоился чести стать частью этой прославленной серии, ведь он мог бы влачить жалкое существование вполне самостоятельно…
P.S. Даже самые жуткие кошмары могут быть порождены не сверхъестественными силами, а глубинами человеческого горя и жаждой мести, способными исказить реальность до неузнаваемости.