Гротескный Столб Душ, словно добыча, угодил прямо в цепкие лапы беспринципного владельца ночного клуба. Не подозревая о зловещей силе спящей в жутком изваянии, делец решил приспособить его под диковинный арт-объект. И вот, багровый отблеск первой пролитой крови озаряет танцпол, а Пинхед, томящийся в каменном плену, заключает с хозяином заведения дьявольский договор: человеческие души в обмен на неземные дары, от которых разум готов потерять последние крохи рассудка…
«Восставший из ада 3: Ад на Земле» — это американский фильм ужасов 1992 года, где тени преисподней оживают в вихре кошмаров, снятый Энтони Хикоксом по сценарию Питера Аткинса и Тони Рэндела. В главных ролях — Терри Фаррелл, чей образ дрожит как пламя в бездне, Дуг Брэдли, воплощающий Ценобита — стража цепей ада, Пола Маршалл и Кевин Бернхардт, чьи души корчатся в паутине вечных мук. Фильм — это адское продолжение «Восставший из ада 2: Ад на Земле», третья глава франшизы «Восставший из ада», где земля истекает кровью, а шепот демонов эхом отзывается: «Мы пришли за тобой, плоть и кровь, в лабиринте боли и наслаждения».
После яростного противостояния в фильме «Восставший из ада 2» сенобит по имени Пинхед, этот безжалостный страж ада, оказывается заперт в зловещей ловушке Столб Душ — вместе с ящиком-головоломкой, среди извивающихся теней и искажённых агонизирующих лиц, вырезанных на поверхности древней колонны с замысловатой резьбой, известной как Столб Душ. Эта проклятая реликвия попадает в руки богатого и избалованного Дж. П. Монро (Кевин Бернхардт), владельца шумного ночного клуба «Бойлеррум», где пульсирует сердце городской ночи, полное соблазна и греха.
Амбициозная молодая тележурналистка Джоуи Саммерскилл (Терри Фаррелл) постепенно раскрывает завесу тайны вокруг Пинхеда и этого коварного ящика-головоломки, словно раскапывая древнее проклятие из-под слоёв лжи. Она постигает ужасающую мощь шкатулки, когда своими глазами видит, как её цепи, подобно голодным змеям, впиваются в плоть и разрывают на куски беззаботного подростка, забредшего в клуб, — сцена, разворачивающаяся в стерильном аду приёмного покоя больницы, где эхом отдаётся предсмертный крик: «Это… это не может быть правдой!».
Выслеживая шкатулку, Джоуи находит её в душной котельной, где молодая женщина по имени Терри (Паула Маршалл) похитила эту дьявольскую игрушку, словно укравшую огонь у богов. Из жутких видеоинтервью с Кирсти Коттон, записанных в мрачном Институте Ченнарда, Джоуи и Терри узнают о демонических сенобитах — этих ангелах ада с кожей, истерзанной крюками, — и о сокровенной силе конфигурации «Плач», единственном ключе, способном швырнуть Пинхеда обратно в бездну, где «страдания — это симфония вечности».
Пинхед затаивается в своей каменной тюрьме, подобный спящему вулкану, пока однажды ночью из колонны не вырываются крючковатые цепи, словно когти разъярённого зверя, и не пронзают тело одной из посетительниц клуба, соблазнительной Бриттани Виртью (Шэрон Персиваль), с которой Монро только что предался плотским утехам. Её убийство — это пир для колонны: тело Бриттани поглощается, и на её поверхности проступает её лицо, искажённое в вечном вопле, шепчущем: «Я… часть этого теперь».
Пинхед, этот мастер манипуляций, соблазняет Монро, нашептывая: «Приведи мне их, и я напьюсь их кровью, как вино забытых грехов», — побуждая того заманить в паутину членов клуба, чтобы утолить жажду и вырваться из оков столпа. Теперь он опаснее, чем когда-либо, — разорвав нити с своим человеческим «я», офицером британской армии времён Первой мировой войны по имени Эллиот Спенсер. В видении Спенсер ведёт Джоуи по краю окопа, заполненного гниющими трупами его павших солдат, и с горечью объясняет: «Пинхед — это тень моей души, тьма, что пожрала свет. Я был порядком, он — хаосом, вырвавшимся на свободу».
В отличие от прежних фильмов, где сенобиты воплощали холодный порядок ада, здесь Пинхед — чистый вихрь разрушения, не скованный цепями Левиафана, жаждущий лишь сеять хаос, словно бурю, что разит без разбора. Он вырезает всех в котельной, куя из их мук новых сенобитов — уродливых порождений боли, с лицами, изломанными в гримасах вечного крика. Пинхед жаждет уничтожить шкатулку-головоломку, чтобы навсегда разорвать мост в ад, провозглашая: «Больше нет возврата — только вечный пир страданий в мире смертных!».
Времени тает, как воск под адским пламенем, и Джоуи должна сплести мир, чтобы швырнуть Пинхеда и его новорождённых чудовищ обратно в бездну ада, иначе она и весь мир обречены на симфонию мук, где каждый вздох — это крюк в плоти, а каждый миг — вечная агония
Это был первый фильм франшизы «Восставший из ада», снятый в Соединённых Штатах Америки. Изначально Клайв Баркер предложил сюжет, в котором мистическая «Плачущая конфигурация» напрямую связана с древнеегипетскими пирамидами, а Пинхед оказывается пойманным в ловушку реликвии внутри церкви. Пит Аткинс развил последнюю идею, в то время как Баркер отошёл на второй план, выступив в роли исполнительного продюсера. Первоначально режиссёром картины должен был стать сам Пит Аткинс, однако после того, как компания Miramax приобрела права на серию, она сочла его недостаточно опытным и пригласила на эту должность Энтони Хикокса. Значительная часть бюджета ушла на строительство клуба Джей Пи «Бойлер Рум» — ключевого места действия, которое требовало детальной реконструкции для передачи атмосферы подпольного мира. Многие роли статистов исполнили члены съёмочной группы или их близкие друзья, что придало процессу съёмок особую сплочённость. Сам Пит Аткинс предстал в кадре как бармен и в роли пиротехника-сенобита, подчёркивая его глубокую вовлечённость в проект.
Сцена в церкви, где Пинхед входит в храм и принимает позу распятого Иисуса Христа, создала для съёмочной группы две серьёзные проблемы. Во-первых, ни одна церковь не предоставила разрешения на съёмки на своей территории, что вынудило команду искать альтернативные решения. Во-вторых, по словам Энтони Хикокса, последующие реплики Пинхеда в сценарии подразумевали бы прямое указание на существование Бога, что стало бы беспрецедентным моментом в истории фильмов «Восставший из ада» и могло вызвать споры. В итоге иллюзию церковного интерьера создали с помощью матовой картины, а в реальном времени использовали только проходы между скамьями и алтарь как реквизит, сохранив таким образом художественную целостность без компромиссов.
Режиссёр Хикокс также отметил трудности, возникшие при первой съёмке Пинхеда в солнечном свете — в коротком эпизоде фильма. По его мнению, грим персонажа, с его сложной текстурой и теневыми акцентами, идеально смотрелся в тёмной, зловещей атмосфере, но терял выразительность под яркими лучами дневного солнца, что потребовало дополнительных корректировок освещения и постпродакшна. Саундтрек картины выполнен в стиле хэви-метал, усиливая напряжённую, агрессивную эстетику. Кроме того, Клайв Баркер снял музыкальный клип для песни «Hellraiser» группы Motörhead, где Лемми Килмистер и Пинхед собраны за карточным столом в сюрреалистической сцене, а также интегрированы фрагменты из самого фильма, гармонично связывая рок-культуру с хоррор-мифологией франшизы.
Фильм, как скромный искатель сокровищ в безжалостных просторах Голливуда, собрал в американском прокате 12 525 537 долларов — жалкую добычу при бюджете, что раздулся, как парус в шторм, от 2 000 000 долларов на рассвете съёмок до 3 000 000 на их закате. Несмотря на этот тусклый блеск, что лишь приоткрыл врата для грандиозного триумфа «Восставшего из ада: Родословной», картина утонула в вихре смешанных и яростно отрицательных отзывов. Критики, точно стаи голодных волков, вцепились в дизайн сенобитов, раздирая его на части: фанаты в ярости восклицали, что эти твари выглядят как «подделка под массовку бордов» — жалкие тени былого ужаса, лишенные первозданного блеска. Ныне на Rotten Tomatoes рейтинг фильма корчится в агонии на 29 процентах, словно раненый зверь в паутине забвения.
Дуг Брэдли, верный страж Пинхеда, ринулся в бой за честь ленты, провозгласив с пылом воина: ему в тысячу раз больше по душе была работа с американской съёмочной бригадой, чем с родными английскими тенями, ибо янки горели огнём энтузиазма, выжимая из нищенского бюджета шедевр, достойный легенд. Однако даже он, с горечью в голосе, обрушил молнии критики на дизайн и грим своего воплощения — эти «наименее понравившиеся из трёх первоначальных вариантов» предали его образ, словно предатели в рядах верных.
Интересные факты
· Это кульминационный шедевр саги «Восставший из ада» — последний фильм, где Пинхед, этот демон в маске ада, сбрасывает свою адскую оболочку и предстаёт в хрупком, человеческом облике, словно тень забытого греха, вырвавшаяся из бездны.
· Это был пионерский прорыв в серии «Восставший из ада» — первый раз, когда камеры, жаждущие новых ужасов, покинули туманные берега Великобритании, устремившись в неизведанные дали, где кошмары расцветают под чужим небом, как ядовитые цветы в саду забвения.
· На оригинальном американском постере фильма, словно в робком шепоте теней, не мелькнула зловещая фигура Пинхэда — стража ада с лицом, изрытым гвоздями, как древний алтарь, истерзанный молниями. Официальные стражи морали, эти суровые цензоры, провозгласили: «Этот демон слишком страшен, слишком ярок в своей жуткой ярости, чтобы осквернять невинные сны американских детей».
· Продюсер картины Лоуренс Морторфф (Lawrence Mortorff), воплотившийся в образе ветхого бомжа — призрака улиц, пропитанного гарью нищеты, — с драматическим рывком «толкнул» владельцу клуба статую Пинхэда, разбудив тем самым бурю кошмаров, что вот-вот поглотит сцену.
В «Восставшем из ада 3: Ад на Земле» проблескивают достойные моменты. Картинка сочная, хотя кошмарно-готический стиль первых двух фильмов мне милее, но тут все выглядит стильно, да и визуальные эффекты не лезут из кожи вон, наоборот, кажутся даже более выверенными, чем во второй части. Музыкальная тема въедается в память, а сцены убийств, снятые в каком-то лихорадочном трансе, особенно сцена с Пинхедом в церкви – просто зубодробительно круты, мурашки бегут табунами, и при этом умудряешься хохотать. Однако фильму не хватает гнетущей атмосферы первых частей. Присутствуют нелепый юмор и сумбурный сюжет. Диалоги и некоторые кровавые сцены неуместны, а концовка выглядит притянутой за уши. Сенобиты уже не так зловещи, а остальные актеры не впечатляют.
«Восставшего из ада 3» замучили пересъемками так, что чуть в могилу не загнали, прежде чем Американская ассоциация кинокомпаний соизволила дать ему рейтинг «R». Баркер откровенно намекнул, что вся эта возня из-за его острых высказываний на социальные темы и бешеной популярности "Восставшего из ада". Мол, раньше никто всерьез не воспринимал эти фильмы, считали их слишком замороченными, а тут вдруг на тебе – пристальное внимание.
p.S. Вновь безжалостное Зло, словно вырвавшись из кошмарного сна, обрушивается на мир, сея хаос и отчаяние. И, как это ни горько, лишь одному хрупкому созданию, хрупкой надежде, воплощенной в облике милой тележурналистки Джоун, суждено встать на пути этой кромешной тьмы, принять на себя всю тяжесть борьбы за свет и добро. В ее сердце, полном сострадания, горит огонь, способный растопить лед вечного мрака.