«Инферно» – это не просто фильм ужасов, это притча о саморазрушении, о падении человека в бездну отчаяния. Это путешествие по лабиринтам разума, где нет выхода, где "надежду оставьте все, кто входит". Фильм оставляет после себя не вкус крови, а горькое послевкусие безысходности, напоминая о том, что самые страшные демоны живут не в других мирах, а в нас самих.
«Восставший из ада: Инферно» (2000) – мрачное дитя пера и камеры Скотта Дерриксона, в соавторстве с Полом Харрисом Бордманом. Пятая глава кошмарной саги «Восставший из ада», она являет собой поворот к леденящим душу глубинам человеческого разума. «Инферно» – зловещий бриллиант в короне франшизы. Он не упивается кровавыми фонтанами, как его предшественники, предпочитая обрывать кадр в предвкушении неминуемого зла. Отказавшись от прямолинейного насилия слэшеров, он погружает зрителя в лабиринт психологического ужаса, где каждый угол таит нечто более пугающее, чем расчлененные тела. Это уже не пир плоти, а пир духа, истерзанного цепями порока и отчаяния. «Боль – горький плод, но сладок тот, кто его вкушает», – и в «Инферно» эта жестокая сладость ощущается в каждом кадре. «Восставший из ада: Инферно» напоминает фильм «День сурка», но здесь нет места комедии все пропитал дух безысходной драмы и инфернального ужаса.
Как и Восставший из ада-VI: Поиски ада (2002) после него, «Inferno» изначально был сценарием ужасов, не связанным с «Восставшими из ада», принадлежавшим Dimension. Чтобы сэкономить деньги на написании совершенно оригинальной истории «восставшего из ада», сценарий был быстро отредактирован, чтобы вставить Пинхеда и сенобитов
Фильм представляет собой мрачное исследование человеческой природы и ее склонности к злу, где линии морали размыты, а граница между добром и злом становится все более неопределенной.
Детектив Джозеф Торн, сомнительный детектив из Лос-Анджелеса, не считающийся с мнением окружающих, расследует убийство Джея Чо, который был убит цепями с крюками после того, как разгадал Конфигурацию Плача, которую Джозеф находит под свечой с пальцем ребёнка внутри. Изменив своей жене Мелани с проституткой по имени Дафна, Джозеф решает головоломку «Плач» в мотеле и, кажется, видит сон, в котором встречает сенобитов-близнецов Проволочных, второго сенобита-болтуна (у которого нет ног) и, наконец, Булавку, которая разрывает его лицо на части, прежде чем он просыпается и понимает, что это был сон.
Когда Джозеф приходит в полицейский участок, ему звонит Дафна, на которую напали. Джозеф и его напарник Тони Ненонен проводят расследование и находят её мёртвой. Она была убита оружием, сделанным из крючков для пирсинга, и ещё одним детским пальцем, который, как показал анализ, был отрезан при жизни. Отпечаток пальца на «Конфигурации скорби» совпадает с отпечатком мужчины по имени Леон. Когда Джозеф допрашивает его, тот говорит, что работает на жестокого серийного убийцу по прозвищу Инженер.
Джозеф начинает поиски Инженера. Какой-то парень даёт ему кассету, на которой Инженер (в странной маске, похожей на маску сенобитов) убивает Берни, стукача Джозефа. Когда другие смотрят кассету, кажется, что она стёртая, но Берни находят мёртвым в его фургоне с мороженым, а рядом с ним — ещё один палец того парня, которого Джозеф намерен найти. Доктор Пол Грегори, психиатр, похоже, много знает об Инженере, а также о конфигурации «Плач». Из-за его связи с жертвами его подозревают в убийстве.
После того как Джозеф возвращается домой, ему звонит мать и сообщает, что Инженер находится в их комнате. Она не знает, что он серийный убийца. Джозеф никогда не навещал ни мать, ни отца, который тяжело болен, что ещё раз доказывает его безответственность. Когда он приходит, они живы, а от Инженера нет и следа. Он заходит в комнату, похожую на дом его детства, а затем просыпается у себя дома. Затем повторяются следующие события: телефонный звонок о том, что Инженер находится в комнате его родителей. На этот раз, когда Джозеф приходит, его родители мертвы, а на месте преступления лежат ещё два пальца.
Джозеф смотрит в окно и видит, как Тони убивает Инженер. Ему звонят и велят идти домой. Джозеф приходит и видит, что его жена и дочь мертвы и лежат в луже крови. Появляется Пол Грегори, который и звонил Джозефу, чтобы тот отправился в дом своего детства. Он предстаёт в образе Инженера и раскрывает свою истинную личность — Пинхед. Джозеф отправляется в дом своего детства, где вспоминает себя в детстве. Затем на него нападают все, кого убил Инженер, и он стреляет в них. Затем он заходит в тёмную комнату, находит мальчика, которому отрубили пальцы, и понимает, что это он. Инженер снимает маску и оказывается, что это тоже Джозеф.
Пинхед объясняет, что Джозеф находится в аду, потому что разгадал загадку шкатулки, что ребёнок — это его душа, а Инженер — его плоть, которая вредит его душе. У ребёнка остался один палец для ещё одной смерти; Пинхед разрывает Джозефа на части своими крючковатыми цепями. Он просыпается на полу в мотеле и думает, что всё это было сном, пока Дафна не звонит ему в полицейский участок. Он понимает, что всё начинается сначала, поэтому стреляет себе в рот и снова просыпается на полу в отеле. Финалом истории становится бесконечно повторяющийся кошмар тех, кто не соблюдает законы жизни, пытаясь сбежать от суда и наказания всеми доступными способами.
В 1996, вскоре после выхода "Восставшего из ада: Родословная", Клайв Баркер обмолвился в онлайн-чате на AOL, что Dimension Films планирует снять пятую часть франшизы. Сценарист Питер Аткинс тоже намекал, что доснятые сцены специально оставили задел как минимум для двух сиквелов. Одна из идей, названная "Восставший из ада: Адский огонь" от Стивена Джонса и Майкла Маршалла Смита, предполагала, что Керсти Коттон столкнется с культом, стремящимся выпустить Левиафана и Сенобитов в наш мир, что привело бы к масштабному появлению Плача над Лондоном. Увы, проект зарубили из-за бюджета, решили сразу выпустить на видео.
Баркер подумывал вернуться в качестве исполнительного продюсера в 1999 году, но из-за разногласий со студией его отстранили от производства и запретили вмешиваться в процесс. Боб и Харви Вайнштейны поручили Полу Харрису Бордману и Скотту Дерриксону написать сценарий. Дерриксону дали 10 тысяч долларов на постановку одной сцены, а потом утвердили режиссером.
Дуг Брэдли как-то сказал, что сценарий Бордмана и Дерриксона изначально не планировался как "Восставший из ада", а его переписали позже, чтобы вплести в серию. Дерриксон парирует, что сценарий сразу предлагался как продолжение и всегда им задумывался. Bloody Disgusting в ретроспективном обзоре тоже опроверг слухи о происхождении сценария, назвав их просто "слухами".
Вышедший сразу на DVD, фильм вызвал бурю противоречивых эмоций. Критики и фанаты разошлись во мнениях, а сам Баркер открестился от проекта, словно от чумного. Кое-кто, впрочем, разглядел в картине проблески оригинальности, отметив упор на психологический саспенс, а не на реки крови. Особенно отмечали Пинхеда в блистательном исполнении Дуга Брэдли, предстающего здесь скорее демоническим арбитром, чем серийным убийцей. Правда, экранного времени ему досталось ещё меньше, чем в первом фильме, что, как оказалось, стало приятным исключением на фоне последующих сиквелов. Отзывы о фильме были неоднозначными, в основном потому, что фильм изначально не был написан как продолжение, а тон больше напоминает психологический фильм ужасов, чем обычный фильм ужасов, как первые четыре фильма.
P.S. "Инферно" – это не просто фильм, это нисхождение в кипящую бездну протестантской этики, где ад – не метафора, а неумолимая реальность. Наказание здесь не просто ждёт – оно преследует, дышит в спину, шепчет о неотвратимости расплаты. Ад найдет тебя, как он нашел героев в "Сердце Ангела", опутывая тьмой их души. Хочешь вырваться из этого пекла? Наивная надежда… Слишком поздно. Слишком поздно протягивать руку тому, кто уже давно сгорел в огне собственных грехов.