Я неоднократно писала о детях, которые ничего не знают и которым ничего не интересно.
Допустим, девочка едет в Турцию. Спрашиваю, куда конкретно, что она там планирует посмотреть – анезнай.
У мальчика бабушка в деревне, как эта деревня называется – анезнай.
Бывшая подруга дочери, несмотря на то, что собирались вместе погулять, резко уезжает куда-то с родителями. Куда – анезнай. Ее просто берут и везут.
И мне в комментариях очень многие доказывали, что это совершенно нормально. Меня везут в Турцию – да пофиг, куда именно, не за мои же деньги. И мне все равно, потому что меня никто ж не спросит, куда повезут, туда и повезут, смысл тогда выяснять? В этом возрасте (8-11) лет дети и не должны ничем таким интересоваться, куда родители повезут, туда и хорошо. Не знаю я, как называется деревня – и что? В моей жизни от этого что-то поменялось?
Нет, нет, я не говорю, что это плохо. Я говорю, что для меня это всегда выглядело странно. Наверное, потому, что мы с сестрой всегда были в курсе всего, и дочь моя тоже.
А тут я вспомнила один наш разговор с психологом.
Она спросила меня с дочерью, какой у нас стиль отношений в семье. Кто решает глобальные вопросы, интересуются ли взрослые ее мнением.
И мы с ней в два голоса радостно вспомнили. ))
Да, когда ей было 6 лет, мы собрались в Турцию. Отель выбирали вместе, по фото. В результате остановились на том, что больше понравился ей. Точнее, так. Сначала я выбрала подходящий ценовой диапазон и другие параметры (к примеру, для нас оптимальна именно близость к морю, а не качество номеров), сохранила все, что в этом плане подойдет, а дальше мы с дочерью выбирали из имеющегося.
Когда ей было года 4, мы делали в квартире ремонт. Приехали все вместе в магазин, выбирать всякое для ванной. Ходим, смотрим. Одному нравится одно, другому другое. Бездне понравилась розовая плитка. Я вообще-то хотела ванную в черном цвете, но дедушка говорит:
– Надо желание ребенка тоже принимать во внимание, она такой же член семьи, как и мы.
Ну, мы что-то общими усилиями подумали – а что, пусть будет розовая плитка, тоже ничего. И подобрали к ней на пол темно-красную плитку и такой же унитаз. ) И занавесочку розовенькую. И стаканчики розовенькие. Ну, и всякие мочалки тоже потом покупали в розовом цвете. )
(Кстати, когда Бездна стала взрослой, выяснилось, что она вообще по приколу про эту плитку сказала, чтобы поддержать разговор. Всем что-то нравится, значит, и она должна свои пять копеек вставить. «А вы почему-то всю ванную розовой сделали... Зачем-то».)
Психолог все это послушала и говорит:
– У вас в семье горизонтальные отношения.
Если в двух словах, это примерно так: все относительно на равных, все вопросы обсуждаются, решение принимается совместно.
А вертикальные – это когда имеется кто-то главный, который все решает.
Опять же, я все очень поверхностно изложила, но общий смысл такой.
При этом горизонтальные отношения больше характерны для супругов или сиблингов, а вертикальные – для родителей и детей. Наши отношения неправильные, получается.
Вот нам и объяснили, почему у той же Бездны некоторые моменты в школе вызывали неприятие. Она привыкла, что с ней советуются, что она более или менее на равных дома. А в школе, даже если что-то можно объяснить и обосновать, никто этого делать не будет, там просто скомандуют. И многие дети этого не замечают, потому что они дома так привыкли.
То есть, допустим, им сказали, что завтра будет новая тема. А вместо нее вдруг резко дали проверочную. Большая часть класса воспринимает это спокойно: раз сказали, значит, так надо, вообще не обсуждается. Потому что и дома так. Ты сидел, что-то делал, пришли родители, сказали, что все уезжают – ты встал и поехал. Пофиг, куда, а что спрашивать, когда все равно выбора нет?
А такие, как Бездна – неспокойно. Ибо как так? Обещали одно, сделали другое, причем никак не пояснили и не объяснили. Как я поняла, если бы преподнесли в другом ключе, то она бы не рыпалась. Ну, к примеру: «Да, так получилось, что все пошло не по плану, но это сверху выдали приказ, я его обязана выполнять».
Но, понятно, у учителя другой подход. Еще я буду кому-то объяснять, я учитель, мне виднее, поэтому все делают, что я сказала. И в принципе есть случаи, когда приказы не обсуждаются.
В общем, я поняла одну вещь. Похоже, что часть проблем Бездны с учителями в старой школе заложила я сама. С другой стороны, вот это: «Я не мешок сами знаете с чем, чтобы меня подняли и понесли, а куда – не сказали, да мне и все равно», тоже заложила я.
Но, честно говоря, мне и в голову не могло прийти просто сообщить что-то вроде:
– Завтра едем в Турцию, собирайся.
Нет, ну надо же вместе посмотреть, что там и где там. Прикинуть, чтобы интересно было всем, а не конкретно мне, конкретно Бездне, конкретно кому-то. Мне всегда казалось, что это очевидно.
Хотя понятно, почему мне казалось. Потому что со мной родители тоже себя так вели. Так что, получается, это не я заложила проблемы, а они, вот. ) Только, пожалуй, я дедушке об этом сообщать не буду. А то он точно скажет, что он старался-старался, но ничего не вышло – мы как были слабоумными, так и остались, потому что недостаточно слушались мудрого пахана. )
Как вы думаете, он прав?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
Вечером я напишу про первую проблему со множественным числом среди учеников и меня (их всего три будет).
В Телеграме днем – опять извилистые мысли от моих учеников.
Вот о чем я писала 20 октября в прошлом году:
Как моя дочь феерично проработала 2 дня в одной сетевом едальном заведении
Дочь помыла пол в комнате и уже сама не поймет – чисто или нет. Зато добавила визуального шума
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.