В параллельной вселенной светлое будущее наступило на Земле ещё в 60-ые, когда мир преобразился благодаря Фантастической четвёрке - команде учёных, получивших невероятные способности. Они - главная надежда и опора всего человечества. Но когда им приходиться столкнуться с угрозой, многократно превосходящей их силы, встанет вопрос - а готовы ли жители Земли отплатить тем же?
Путь самой первой супергеройской команды на большие экраны начался ещё в 1983 году, когда комиксом заинтересовался немецкий продюсер Бернд Айхингер, совладелец кинокомпании Constantin Film. Права ему удалось приобресть в 1986, сроком до конца 1992 года. Привлечь финансы со стороны крупных студий за эти годы не вышло, а терять недорогие права на съёмку потенциального блокбастера не хотелось. Пролонгировать контракт можно было только одним способом - и этому посвящена отдельная интересная история. Айхингеру вновь повезло с наступлением нового века, когда новая волна кинокомиксов вроде «Блэйда», «Людей Икс», а самое главное, суперуспешного «Человека-паука» доказала, что вполне может приносить прибыль. Тогда-то ему и удалось наконец привлечь большие деньги со стороны 20th Century Fox Film Corporation, которые уже успешно вкладывались в «Людей Икс». Неуклюжая дилогия была не особо радушно встречена критиками, да и окупалась не так радужно, как хотелось бы, посему в трилогию (как планировалось) не превратилась. Более того, фильмы Тима Стори вышли аккурат в последнее время перед тем как едва сформировавшийся канон кинокомикса начал претерпевать перемены. Сперва глянули Нолан со Снайдером, а параллельно запустилась и киновселенная Marvel. Fox смекнули, что поспешили с тем, чтобы завершать «Людей Икс», отчего франшизу понесло (во всех смыслах). Но делать ребрендинг «Четвёрки» на тот момент они всё-таки не решились.
Решение пришло в виде ребута с новой концепцией и новым актёрским составом. Правда, в ходе съёмок выяснилось, что вроде бы и со старым попрощались, а в новое идти страшненько - особенно, когда у руля поставили режиссёра-буйную голову (а где сейчас Джош Транк, которого на момент анонсов все боготворили?). Скандалище вышел за пределы съёмочной площадки, производственный ад тенью лёг на маркетинговую кампанию - и фильм провалился. Очередная запланированная трилогия не досчиталась двоих. Что не помешало, однако, и дальше вести разработку возможных новых версий - в том числе, заказывали у Ноа Хоули фильм про Доктора Дума. Однако все эти вялые планы были заморожены, когда в 2019 активы Fox купила компания Disney. Кевин Файги, доселе вынужденный осваивать активы Marvel путём ухода в сторону малоизвестных уголков комиксов, наконец-то довольно потирал ручки - самая основа Marvel вернулась в отчий дом.
Однако несмотря на мгновенное обещание ввести команду в киновселенную, Файги не спешил. И тому есть две причины. Во-первых - ни одна из предыдущих киноадаптаций не считается за успешную. Хотя люди с синдромом утёнка нынче готовы боготворить версию с Джессикой Альбой, но мы-то с вами знаем. Очередной ребут обязан был со 100% гарантией не ударить лицом в грязь, преломив то проклятие творческих (и коммерческих) неудач, что преследовало команду начиная с самой первой версии. А во-вторых - перед Файги стояла задача разорвать оковы ещё и собственного проклятия, которое легло на киновселенную после «Мстители: Финал». Да, вполне справедливо разделить перманентное нытьё на тему «после «Финала» Marvel сдулись», а как иначе? Пандемия охладила те шестерёнки хайпа, на которых в своё время вывозили кассу вещи вроде первого «Капитана Марвел». С 2019 года, страшно даже подумать, Marvel выпустили почти три десятка проектов! Из которых успешными (и то, с большим, огромным знаком вопроса) вышли только три - режущий по ностальгии «Человек-паук: Нет пути домой», делающий тоже самое, но с изрядным обезболивающим в виде нескончаемого юмора «Дэдпул и Росомаха», ну и дембельский аккорд от Джеймса Ганна перед окончательным уходом в DC. В среде сериалов дело шло ещё хуже - достойным даже повторного ознакомления можно назвать только «Лунного рыцаря». К концу пятой фазы Файги с каждой премьерой как мантру повторял в каждом интервью: «Юг поднимется, мы снова лезем на коня, покажем что можем как раньше и бла-бла-бла», но увы. И давайте не забывать, что вместе с покупкой активов Fox у творческой группы Marvel появилась новая огромная головная боль - необходимо было изобретать какое-то заднее число для всех персонажей, которые прогуляли битву с Локи, Альтроном, Таносом и прочими, кто посягнул на территориальную целостность Нью-Йорка, а заодно и остальной планеты Земля.
Спасение нашли в мультивселенных. Однако едва ли ожидание премьеры сопровождалось радужными восторгами. Спасибо кастингу - на одну безупречную Ванессу Кирби здесь пришёлся целый невнятный Педро Паскаль, унылые усы которого были такими же унылыми, как и его карьера, пока с ним не приключилась «Игра престолов», а в последние пять лет он вообще, кажется, стал Голливудским любимчиком - роли в громких проектах на него так и сыпятся. В остальном - опять миллион громких обещаний от Файги и Ко. Кажется, проявленная Marvel осторожность всё-таки сыграла им на руку. Сборы всё ещё на уровне второй фазы, но рядом с последними двумя релизами цифры уже выглядят как успех. Купленная критика, разумеется, вся в восторге. А главное, что концепция мультивселенной позволила безболезненно показать новую версию команды, чтобы далее её как уже нечто устоявшееся можно было интегрировать в основную игру. Вот только... всё это вышло до смерти скучным. Историю становления команды скипнули по примеру нового «Человека-паука», и это не есть плохо. Но складывается такое ощущение, будто и весь последующий фильм смотришь как быстрый монтаж из хроники событий. Глазу не за что зацепиться.
Как было сказано в одном из главных российских фильмов: «Жизнь без армии - всё равно, что любовь в резинке: движение - есть, прогресса - нет». Эту фразу не раз вспомнишь в ходе просмотра, потому что несмотря на заявленную масштабность и оригинальность, кино получилось какое-то ну совершенно стерильное. Начиная с актёров. У нас был интересный вариант Рида Ричардса в исполнении Джона Красински, но вместо него получили пресного Педро, усы уныния которого особо тяжко прогибаются по грузом ответственности за жизнь целой планеты. Одним из интересных моментов сценария становится та негибкость, которую являет самый гибкий человек по возвращении из космоса. Вместо того, чтобы хорошенько всё обдумать, он с порога обращает свою команду из любимчиков в изгоев, честно рассказав о сделке, которую предложил Галактус. Понять персонажа, зная его характер в комиксах, можно, но в фильме это всё равно выглядит глупо. Но вся эта потенциально интересная линия в один момент прикрывается, когда сильная и независимая Сью Сторм толкает перед толпой одну пламенную речь, тут же меняющую отношение всего мира к команде. Ещё можно в такое поверить, когда это спасает героев от десятка присяжных в суде. Кастинг Кирби как «главной по родам в кино» (после «Фрагментов женщины») тоже получился стерильным. Холодная красота британки ещё сильнее скована за плотным мейкапом, и она выглядела куда более живой даже в таком тупом и искусственном фильме как «Форсаж: Хоббс и Шоу». Если в своё время Джессику Альбу хотя бы безбожно эксплуатировали в качестве услады для глаз, то в случае с Кирби оператор старательно избегает малейших намёков на сексуальность. Единственный, кто из исполнителей действительно интересен, так это Джозеф Куинн - причём интересен не новой интерпретацией образа, а именно своим перфомансом. Про Существо из этой версии можно сказать только две вещи - он еврей и он бородат. Всё. В попытке создать самую душевную версию и без того самого душевного участника команды, авторы фильма каким-то макаром сделали каменного героя предельно тождественным камню.
Ровным счётом так же в никуда ушли старания и прочих исполнителей. Сколько бугурта было по поводу того, что Серебряным Сёрфером теперь будет женщина - а что толку? Замечательная актриса Джулия Гарнер преступно растрачена в роли Шалла-Балл, а её старания в двух минутах экранного времени и пяти репликах, что есть у персонажа, похоронены под слабой компьютерной графикой. Да и сюжетная линия у неё совершенно дурацкая - после того, как Человек-факел разменит пикап на воззвания к голосу совести, Шалла-Балл куда-то улетит, чтобы за кадром переобуться и потом ВНЕЗАПНО стать deus ex machina. Неудивительно, что урезана роль Пола Уолтера Хаузера, который вполне мог бы тут украсть всё внимание в роли Человека-Крота. При том, что сюжет мог прекрасно обойтись и без него. Похоже, то же самое мог сделать и Джон Малкович в роли клюквенного злодея Красного Призрака - он мелькнул в трейлере, но был полностью вырезан из фильма.
Отдельного упоминания стоит центральный антагонист фильма, великий и ужасный Галактус. После того, как не удалось заманить на эту роль Антонио Бандераса или Хавьера Бардема, роль предложили Ральфу Айнесону, который ранее снимался в эпизодической роли в первых «Стражах Галактики», и позднее в ещё нескольких проектах от Disney. Что-то подсказывает, что это предложение невиданной щедрости было сделано в качестве извинения от Disney, против которых Айнесон два года назад подавал судебный иск за полученную на съёмках «Уиллоу» травму, и его роскошный баритон тут не при чём. В целом, попробуйте найти десять отличий между Галактусом и аналогичными сценами с Целестиалами (про которые все обязательно говорят, что это надо смотреть в IMAX), например, и восторги сойдут на нет. Понятно, что фанаты будут прыскать слюнками в восторге от такой каноничной версии после того, как этого персонажа сделали облачком во «Вторжении Серебряного Сёрфера». Но давайте начистоту - а получили ли мы полноценное представление персонажа? Едва ли. Кто смотрел достаточно годный анимационный сериал «Серебряный Сёрфер», тот по-настоящему понимает, что Галактус чуть ли не мученик. А вот для тех, кто ни сном ни духом и впервые видит его на экране, вряд ли он станет понятной фигурой благодаря той паре фраз, что сценаристы ему отвели (реплики персонажей второго плана тут действительно можно подсчитать по пальцам). И примерно в таком ключе как раз и подана вся история - чуть ли не скороговоркой. Кино буксует на ненужные сцены с Человеком-кротом или же семейную жизнь команды, но во взаимодействиях команды ни друг с другом, ни с другими персонажами этой истории нет ни искорки, подобно тому, как Джонни Шторм теперь лишился прежних замашек сексистски настроенного ловеласа.
Обещанный упор на практические спецэффекты в итоге усладит только тех, кто будет смотреть материалы со съёмок фильма. Поскольку в конечном итоге всё опять переделано с помощью графики, качество которой оставляет желать лучшего. Тут и Серебряный Сёрфер какой-то совершенно безжизненный, и Существо в кадре иногда существует отдельно от окружающего мира, испытывая те же проблемы, что и Женщина-Халк. То же самое касается и физики движений во взаимодействии с некоторыми объектами. Очень сильно бросается в глаза та экономная хореография, которую продумали для Рида Ричардса - ведь этот персонаж вообще почти никогда не отличался убедительными метаморфозами на экране. Впрочем, тут больше вопросов не к графике, а к сюжету. Тащить в космос беременную женщину? Ловушка для Галактуса и вовсе получилась такой, будто древнейшее и умнейшее создание во вселенной по интеллекту приравняли, скажем, к Кинг-Конгу. И это ещё с поправкой на то, что Рид не сделал никаких предварительных сёрчей на предмет того, какие вообще сверхспособности и возможности есть у космического титана. «Первые шаги» апеллируют к эпохе 60-ых, вместе с их оптимизмом в отношении покорения космоса, даже пресловутый «Звёздный путь» был в качестве одного из основных источников вдохновения. Но вместе с тем сценарий наступает и на те же грабли, кои ныне торчат из наивной эпохи. Отсюда мы имеем и бредовые повороты сюжета вроде переобувающегося населения Земли, которое сперва преисполняется ненавистью к своей единственной надеждой на спасение, а потом внезапно вообще оказывается способно коллективно экономить электричество. Безостановочное производство? Анархисты? Не, не слышали.
В конечном итоге это кино вышло в большей степени не столько скучным, сколько ужасно проходным, будто моргнул - и уже титры. «Фантастическая четвёрка» прекрасно справляется с задачей «посмотрел и забыл», вместе с тем чтобы в грядущих «Мстителях» уже выступать в качестве узнаваемых лиц. Когда пыль от хайпа уляжется, про «Первые шаги» уже вряд ли кто-то будет вспоминать, поскольку в фокусе будет как герои будут противостоять Доктору Думу (заявившемуся в сцене после титров). Мэтт Шекман, главный идеолог «семейной» концепции фильма, куда сильнее трогал душу зрителя в достаточно личном «Ванда/Вижн». Пожалуй, лучше всего это кино отражает сцена родов в космосе. HISHE уже удачно пошутили на тему того, что роды в невесомости будут выглядеть не так уж и красиво и романтично. Вот и история вышла максимально прилизанной, стерильной и беззубой. Поскольку попытавшись сгладить любые потенциально острые углы, авторы явно переоценили свои силы в попытке создать кино «без права на ошибку». «Первые шаги» должны были бы выглядеть куда более цепляющими за счёт солянки из тем жертвоприношения и самопожертвования, обречённости и судьбы, сложностей супружеской жизни и родов, а так же темы единения. Но итоговый фильм - совершенно безжизненный, будто старательно подчищенный некими космическими силами от признаков человеческих чувств. Ну и скажите на милость, как после такого не поддаться заразе синдрома утёнка и не пойти пересматривать экранизацию 20-тилетней давности? В которой заурядная история становления вместе со всеми её ошибками выглядит всё-таки чуть энергичнее, нежели тот полуфабрикат, что выдал Шекман ныне.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!