Жизнь Питера Паркера наладилась - и тут же вновь обратилась в кошмар. Чуть ранее Паркер раскрыл тайну своей личности Квентину Беку, который оказался злодеем, но был повержен. Мистерио напоследок умудрился совершить грандиозную подлянку для Человека-паука, рассказав правду о нём всему миру. Это так же сильно порождает проблемы и для всех близких Питера. Пытаясь всё исправить, Человек-паук ненароком только усложняет своё положение...
Как быстро летит время, как славно работает конвейер Disney. Кто бы мог подумать в 2017, после столь неудачного сольника Человека-паука, что его триквел станет самой громкой премьерой 2021 года, и это в эпоху пандемии! Быть может, если бы не все ограничения, то фильм уже бы побил рекорды «Титаника» и «Аватара». В чём же секрет такого успеха?
Сейчас невольно начинаешь по памяти вспоминать «Возвращение домой» и задумываешься, а так ли плохо там всё было, или же тут дело привычки? Ставки знатно подняли в сиквеле, выведя качество на новый уровень и в плане развития истории, и в плане зрелищности. Мир замер в ожидании, после того сумасшедшего клиффхэнгера, что нам внезапно продемонстрировали в сценах после титров.
Удивительно, как оперативно штаб Кевина Файги разработал историю для продолжения. Ведь изначальный питч Джона Уоттса был очень далёк от того, что мы в итоге получили. Четвёртая фаза киновселенной Marvel – это уже не про истории становления героев, и не про Камни бесконечности. В «Нет пути домой» нам приоткрывают тот ящик Пандоры, что называется Мультивселенная.
Это развязало авторам руки на то, чтобы наконец-то как-то оригинально задействовать весь тот опыт жанра кинокомикс, который существовал в этом мире в эпоху до «киновселенной». Добавьте к этому то обстоятельство, что в кинематографе в последние годы пошла повальная мода на ностальгию – сперва по 80-ым, а нынче вообще по всему.
Как никак, нынче модно выложить некий предмет, бывший приметой 2007 года – и сказать, мол, почувствуй себя динозавром. Тенденция, конечно, печальная – вплоть до того, что начинают ностальгировать по вещам, которые вышли из употребления буквально три года назад. И люди здравомыслящие иронично замечают, что нет, все кто это застал уже вымерли. Впрочем, эти мысли в сторону призваны лишь подчеркнуть, насколько важным элементом поп-культурной жизни стала ностальгия.
Если раньше камео персонажа вызывало бурный восторг, то нынче в Marvel этим едва ли можно удивить того, кто продолжает следить за развитием событий. Что же, на ближайшие года 4, кажется, Файги и его команда придумали, чем удивлять теперь. Однако всё это предисловие говорит лишь о том, почему «Нет пути домой» вызвал такой ажиотаж – в отличии от предыдущих серий. А как насчёт самого фильма?
Увы, всё дышит неровностью. Уоттс всё глубже понимает персонажа, находит массу креативных решений в постановке, юмор становится более уместным и убойным. Но едва экшн-сцена сменяется на какие-то диалоги, призванные здесь и сейчас «раскрыть», как это ныне модно называть, того или иного персонажа – динамика жутко проседает, а в самих этих сценах присутствует знатный элемент постановочности и вообще неловкости. В эту же корзину играют и привлечённые из прошлых серий исполнители.
Ранее была замечена дурная тенденция за некоторыми персонажами, что сольные выступления получались хуже командных. Триквел «Человека-паука» - всё-таки больше командный фильм, но именно по этой части ужасно проигрывает. Все сцены со всеми злодеями, и все сцены со всеми супергероями, увы - наихудшие по исполнению.
Финальная сцена в кофейне, где Питер словно пытается поставить точку в этой непростой главе своей жизни – вся сцена кажется невероятно затянутой, вымученной, неестественной. Замысел режиссёра очевиден – показать, каково в этот момент Питеру, словно всё происходящее кажется будто бы сном, в который невозможно поверить. Но из зала так и хочется крикнуть: люди так не общаются.
Это, конечно, уже не столь абсурдно, как в «Возвращении домой», но всё же Уоттсу ещё есть к чему стремиться. Что касается экшн-сцен – едва ли удалось переплюнуть тот уровень визуала, что был предложен во «Вдали от дома». Здесь, вероятно, сыграло роль распределение бюджета. Хотя он заявлен в размере 200 миллионов без учёта маркетинговых затрат, кажется, что денег было потрачено больше. Вот только распределение ли бюджета оказало такой эффект или же сроки производства – но объём и качество графики складывают такое впечатление, что на экшне по итогу пытались сэкономить.
Есть безусловно один образцовый момент – схватка с Доктором Осьминогом на мосту. Она потрясающе срежиссирована, преисполнена напряжения и полна эффектных моментов. Все прочие элементы, кажется, специально обыграны в потёмках, дабы сэкономить на графике. Иногда это даёт неплохой эффект – например, сцена рукопашной схватки с Зелёным Гоблином, приправленная стилистикой ручной камеры, задаёт тон очень жёсткого поединка на смерть.
Но, например, если брать финальный замес на Статуе Свободы – совершенно не получается оттуда вспомнить что-то, кроме уже ставшего легендарным кадра с эффектным супергеройским приземлением трёх воплощений наших любимых героев. Выглядит это всё в конечном счёте не очень занимательно, схватки людей в трико уходят далеко на второй план.
Претензии к логике сценарных ошибок в принципе можно было бы списать на концепцию мультивселенной. Если вы видите на экране Песочного человека, не факт, что он именно из фильма «Человек-паук: Враг в отражении». Хотя тут скорее проблема в другом. Как ранее упоминалось, фильм был в рекордные сроки написан с нуля и снят - с учётом всех ограничений из-за пандемии и вообще объёмного материала.
В итоге он напоминает «Терминатор 2: Судный день», тоже павший жертвой скорострельного производства. С одной стороны вау-эффект, потрясающе увлекательное действие. С другой стороны - фильму стоило выйти попозже, дабы быть всё-таки доведённым до ума, отшлифованным до совершенства. Поскольку он и скроен не ладно, и пошит не крепко.
Что же касается ностальгии – и набора антагонистов. Здесь всё упирает в то, любители ли вы предыдущие фильмы. В детстве трилогия Сэма Рейми для многих казалась вершиной искусства. Ныне есть две основополагающие школы. Первые с ностальгичной пеной у рта кричат, что Тоби - лучший. Вторые скептично смотрят на эти слабые по художественному исполнению фильмы. Что уж говорить про беднягу Гарфилда, который заочно проигрывал Тоби ввиду неприятия всего нового в штыки.
Поэтому на всё поведанное нынче смотришь вообще без ностальгического фанатского восторга. Замечательный артист Уиллем Дефо, которого режиссёры любили поэксплуатировать в качестве эксцентричного антагониста, возвращается к тому образу, что был создан им 20 лет назад. Тут интересно конечно наблюдать, как актёр, несомненно выросший с годами в профессиональном плане, заходит в ту же реку. Другое дело, что Норман Озборн - далеко не лучшая его работа.
То же касается и Альфреда Молины, Эндрю Гарфилда и Тоби Магуайра. Джейми Фокс тут чисто ради искупления хейта на волне BLM. Наиболее занятным элементом фильма становится основополагающее зерно главного героя, который в предыдущих сериях словно рвался из тени отцовских фигур, учился ответственности и пытался наладить личную жизнь.
Вот по этой части «Нет пути домой» пожалуй, заслуживает наибольшей похвалы, потому что ни в одной из предыдущих серий эволюция Питера Паркера не была показана столь внятно и убедительно. Этим дополнительно хорош концепт мультивселенной – в довесок к той массе проблем, что учинил для него Мистерио, сделавши Питера публичной личностью, для Паркера встаёт ещё и дилемма того, как поступить с набежавшими из разных миров злодеями.
Конфликт Доктора Стрэйнджа и Человека-паука достаточно красноречиво выводит на экран тот идеализм, что всегда был присущ Паучку – и всё то, что его таким сделало. Один из этих эпизодов даже прошибает на слезу – а вместе с тем, всё более крепчающий в актёрском искусстве Том Холланд и его очаровательные сайдкики вызывают большие зрительские симпатии.
Хоть этот фильм и вышел чертовски неровным, с не самым изящным экшном, спорными решениями и опять таки далёким от канона по многим статьям – но итоговое впечатление скорее положительное, ввиду того, что режиссёр хоть и не справился с балансом, но в некоторых местах сделал это кино весьма душевным.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.