Рид Ричардс - талантливый учёный, который мечтает покорить космос. Его жизнь омрачает трагедия, когда в результате эксперимента погибает его друг Виктор. Десять лет спустя Рид всё-таки завершает начатое, отправляясь в космос. Но экспедиция принимает неожиданный оборот, когда её участники получают необычные способности...
Сегодня зумеры гуглят: «В каком порядке смотреть киновслененную Marvel», созданную силами Marvel Studios Inc. А ведь где-то чуть более десяти лет назад знакомство с кинокомиксами начинали не с неё, а с Marvel Enterprises, которая была специально сформирована в ходе реорганизации после банкротства для того, чтобы напрямую курировать производство фильмов по комиксам. Кто-то начинал с «Человека-паука», кто-то с «Людей Икс», а самые прошаренные - с «Блэйда». То были экранизации, основу производства которых на себя брали крупные студии в сотрудничестве с Marvel Enterprises. Но даже подобный уровень знакомства с экранизациями комиксов не делал тебя знатоком. Подлинный гик - тот, кто нашёл в себе силы смотреть экранизации комиксов, которые вышли ещё в XX веке. Коих было не мало - достаточно упомянуть, что ещё до меметичного сериала про Бэтмена из 60-ых был сериал про Капитана Америку, снятый ещё в 1944!
Первоочередная задача Marvel Enterprises состояла в том, чтобы полностью изменить подход к развитию интеллектуальной собственности. До начала нового тысячелетия комиксы, как и книги, запускались на экран нехитрым способом - продажей прав. Мы с вами прекрасно знаем сотни примеров, когда авторы грызли локти и проклинали нового правообладателя за то, как он обошёлся с текстом. Но как говорится, если танцуешь с дьяволом, он выбирает и мелодию. Потому мы и читаем так часто истории о том, как художник и комбинат воюют за право творческого контроля. Сегодня люди посмотрят скверный фильм, а завтра тиражи твоей книги рухнут, и будешь себе вытирать слёзы одним единственным чеком с гонораром за проданные права.
С приходом XXI века в Marvel наконец-то смекнули, что пора возвращать своих блудных сыновей под своё крыло, дабы они не отбивались от рук и не позорили бренд. А ведь именно так и было! Сериал «Невероятный Халк», проложивший путь в кино для Лу Ферриньо, был растащен на потешные гифки с бодибилдером в зелёнке. «Капитан Америка» снял Альберт Пьюн (чуть не снявший ещё и «Человека-паука»), режиссёр всяких B (а по факту C, D и т.д.)-movie, которые он снимал аж до 4 штук в год! О качестве при таких темпах работы можно догадаться. Был ещё «Каратель», такой типичный средний боевичок с Дольфом Лундгреном, который нынче фанаты не котируют за то, что создатели фильма лишили главного героя узнаваемого символа на униформе. Но всё это были абсолютные шалости по сравнению с тем, в какую историю Marvel угодили с самой первой экранизацией «Фантастической четвёрки», о которой сегодня пойдёт речь.
Если открыть страницу любого из кинокомиксов Marvel, то можно не без удивления для себя узнать, что путь условного «Человека-паука» начался ещё в далёкие 80-ые, когда права кочевали от студии к студии, концепции и сценарии менялись как перчатки, а воз не двинулся даже под рукой Джеймса Кэмерона (ставь лайк, если хотя бы в параллельной вселенной хочешь увидеть Арнольда Шварценеггера в роли Доктора Осьминога). Однако совершенно иной путь прошла «Фантастическая четвёрка», с которой мы познакомились в фильме 2005 года. А секрет в том, что опцион на постановку по рукам не ходил. Бернд Айхингер, продюсер и совладелец Constantin Film (которые как раз и занимались памятным опусом с Джессикой Альбой), приобрёл права на постановку практически за 20 лет до того, как первая супергеройская команда представила себя в ныне ностальгичном блокбастере. Айхингер понимал, что не стоит просто так расставаться с шансом снять фильм, способный заработать миллионы - тем более, что шанс этот был приобретён за сущие копейки (250000 долларов) по меркам Голливуда. И поэтому, когда не вышло привлечь бюджеты более крупных студий для старта производства, а часики о возврате прав тикали, ушлый продюсер принял очень необычное решение - решил продлить опцион путём... создания фильма.
What? Это действительно не шутка - в Marvel были заинтересованы перепродать права кому-то подороже, нежели пролонгировать контракт с Constantin Films. Однако если есть фильм - то нет проблемы. Но вот вопрос - а как снять фильм, если денег нет? Это Голливуд, детка, и здесь даже для таких задач есть свои специалисты. Ради создания копеечного блокбастера был приглашён ветеран Роджер Корман, способный снимать кино как в том объявлении: «Быстро, качественно, недорого» - выбрать можете только одно из трёх. Корман выбрал 1 миллион долларов бюджета (и это в 1992 году!)
И начались съёмки, люди ходили на работу и делали её. О качестве поговорим позже, но по ходу дела ни у кого вопросов не возникало - все знали, что проект малобюджетный (мягко говоря), а потому с пониманием относились к таким издержкам, как, например, необходимость зайти в кадр в собственной одежде. Но когда казалось, что премьера уже не за горами, всем вдруг дали срочное распоряжение: сворачиваем все мероприятия по продвижению фильма, получаем чек за свою работу и до скорой встречи. Такой поворот событий всех весьма насторожил. А как иначе? Кинопроизводство - это не то дело, где могут просто так взять и отменить фильм, когда он уже снят. Чаще получается наоборот, когда проблемы с финансированием в итоге не позволяют продукту дойти до стадии готовности. В данном же случае всё было наоборот - сперва публику готовили к новому фильму - а затем резко принялись всех убеждать, дескать, и фильма-то не было, так, пытались пилот для сериала снять, и пресса всё неправильно поняла. Почуяв неладное, кто-то из съёмочной группы додумался сделать нелегальную копию смонтированного материала - и таки чуял правильно, потому что в скором времени произошло нечто неожиданное. Marvel выкупили у Айхингера негативы и несколько сделанных копий, для того чтобы этот фильм никогда никто не увидел. Вот это поворот!
И так бы история и осталась на уровне слухов о казусах производства, если бы не пиратская копия, которая медленно но верно начала ходить по рукам, а позже обрастать и новыми копиями. История вновь всплыла, когда Айхингер уже совместно с Marvel Enterprises готовились к съёмкам фильма 2005 года. Вот тут-то журналисты и вспомнили про «неповторимый оригинал». В Marvel поначалу отрицали сам факт существования фильма. Но когда в сеть просочились пруфы (век пиратства же наступал), отпираться было бессмысленно. Дальше пошёл новый цирк - Айхингера и Кормана обвиняли в том, что они намеренно саботировали выпуск фильма. Те украдкою кивали на Ави Арада, главного продюсера по Marvel до прихода Кевина Файги, мол, ему фильм не понравился, отчего тот так беспощадно распорядился его уничтожить. Тот после некоторых отрицаний всё же не стал припираться и признался, что были приложены все усилия, чтобы фильм не увидел свет, поскольку подобный продукт мог ударить по репутации бренда. А теперь самое главное. Права были куплены за четверть миллиона, фильм снят за полтора миллиона, а права на него (по словам Айхингера) были проданы Marvel за сумму порядка 4-5 миллионов (2 миллиона по словам Арада). Ай да фриц!
О фильме вновь громко вспомнили в 2015 году, за месяц до премьеры провальной «Фантастической четверки» Джоша Транка. В документальном фильме «Обреченный: Нерассказанная история «Фантастической четверки» Роджера Кормана». У всех участников той истории брали интервью и в целом фильм задавал тон фанатский, как бы педалируя на тему того, что люди же старались, вложили душу, фильм непременно должен был увидеть свет! Но здесь мы подбираемся к самому интересному. А должен ли был? Самую первую «Ф4» снял Олей Сэссон, клипмейкер, карьера которого не шибко взлетела - в 90-ые он пытался пробиться в кино, работая в мелкобюджетном сегменте - его самой известной работой можно назвать разве что триквел «Кровавого кулака» с Доном «Драконом» Уилсоном. Собственно, понятие «клипмейкер из 80-ых» уже весьма красноречиво говорит о таланте, поскольку «Фантастическая четвёрка» снята практически полностью в манере какого-то максимально дешёвого клипа рок-ансамбля второго эшелона - а, на минуточку, даже первый эшелон не может особо похвастать действительно впечатляющими клипами, из которых потом бы вырастали Финчеры с Майклами Бэями. Проявляется это абсолютно во всём - костюмы как самопал для сценической постановки; мизансцены, в которых воображение легко меняет четвёрку главных героев на гитаристов с ударником; актёрская игра за гранью фола; сюжет, вполне достойный своей стройностью всё тех же клипов, сваянных на одной площадке из одних только палок. Единственное, что реально запомнится после просмотра - это достойная быть растасканной на мемы сцена, в которой Существо безуспешно пытается подкатить к девушкам на улицах Нью-Йорка. Драматизм музыкального сопровождения прямо пропорционален возможности умереть от смеха. Если удастся выиграть сражение со сном во время просмотра, то остаётся лишь один вопрос - и из-за этого до сих пор кто-то плачет?
В 2024, когда права на «Четвёрку» вернулись к Marvel и те готовились к выпуску своей, «киновселенной» версии, сыгравший в фильме 1994 года Доктора Дума актёр Джозеф Калп инициировал петицию с требованием официально выпустить фильм. Видимо, для Marvel это не осталось незамеченным - и те сделали совсем ненужный, но душевный жест, задействовав актёров из опуса 1994 года в камео. Если вы как истинный гик интересуетесь, с чего всё начиналось, то лучше всё-таки придушить своё любопытство и не тратить время. Это не то чтобы дилетантское или любительское, а, можно сказать, кино снятое вообще людьми, не имеющими даже минимальных представлений о том, как снимать кино. Если бы во всём этом было что-то действительно цепляющее - поверьте, вас бы никак не смутило качество VHS-формата, на которое многие ссылаются, дескать, оно не позволяет проникнуться тем малобюджетным очарованием, которое якобы есть у этой постановки. Единственное, для чего можно всё-таки рискнуть и посмотреть этот фильм - разве что убедиться, что несмотря на выросшие в сотни раз бюджеты, кинокомиксы XXI века по глупости не шибко далеко ушли от своих, так сказать, позорных предшественников. Впрочем, если вы не согласны с тем, что между «Обезглавить Гидру» и «Первый мститель: Другая война» не более десяти отличий, то тогда всё-же не стоит.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!