Супергерои на Земле появились не в тот день, когда Стив Роджерс стал Капитаном Америкой. И не в тот день, когда с небес впервые спустился Тор. Они жили на планете тысячелетия, десять бессмертных, обязанных защищать человечество от Девиантов - монстров, которые могли уничтожить человеческую расу в самом зачаточном состоянии. Спустя пять веков после уничтожения последнего Девианта, монстры вновь объявляются...
Этот проект Marvel их глава Кевин Файги в силу каких-то причин называл приоритетным, чуть ли не главным, что стоит ждать из четвёртой фазы киновселенной. Воспринималось это со скепсисом – какие-то ноунеймы, расширение космической мифологии – но с другой стороны, когда-то мы точно так же думали про «Стражей Галактики».
Привлечение в качестве постановщика инди-режиссёра Хлои Чжао сыграло свою роль благодаря её «Земле кочевников» - пока драма о бомжах подобно снежному кому обрастала наградами с фестивалей, ни одно упоминание в прессе «Вечных», «Хлои Чжао» или «Земли кочевников» не обходилось без этого внушительного перечня. Словно бы пока шла рекламная кампания «Вечных», все только и говорили – их сняла лауреат «Оскара».
Но что проку? «Оскар» раньше покупался, нынче даётся не по чести, а по повесточкам. А что режиссёр? Типичная современная практика Файги и его компании по привлечению молодых талантов. В прошлом остались постановщики с собственным мнением, теперь у руля ставят тех, кто обходится недорого, может что-то клепать и принесёт в компьютерную машинерию чуток человеческого придыхания.
«Вечные» - одна из самых основательных попыток такого плана, показывающая тщетность этих усилий. Чжао долго и трепетно показывает нам развитие отношений Серси и Икариса, хотя едва ли эти сцены дают зрителю чуть больше информации, чем та сцена, в которой Икарис и Серси общаются после пробуждения перед прибытием на землю.
То же самое можно сказать и про все сцены хронологического порядка, демонстрирующие подвиги Вечных в историческом контексте. Это всё к тому, что фильм очень долгий, и вся эта долгота, в общем-то, не столь необходима была – на монтажном столе можно было оставить гораздо больше. Можно было смело не вводить в фильм Дэйна Уитмана. Понятно, что в будущем он сыграет определённую роль в новых проектах Marvel, но в «Вечных» он лишний, а сцена после титров с ним – более чем лишняя.
Самих Вечных много, и естественно сценарий пытается прописать многочисленные взаимоотношения этих персонажей, представить силы и способности каждого. Но титанический хронометраж фильма этому способствует слабо – в принципе характеристика каждого героя укладывается в пару предложений. Самого приятного из персонажей пускают в расход в первую очередь.
Живая легенда Анджелина Джоли появляется в кадре только чтобы эстетски выразить вселенскую печаль – все остальные фрагменты с ней вы могли увидеть в трейлере. Про остальных в принципе можно легко забыть – зато их разнообразие очень кидается в глаза. Файги, интенсивно продвигающий расовое, гендерное и ЛГБТК+ и ещё чёрт знает какое разнообразие, кричал на каждом углу, что это первый фильм Marvel в котором представлены настолько нетрадиционные герои.
И вроде бы нет-нет, да проскользнёт человеческая интонация, которую Чжао отчаянно пытается вставить в фильм. Но проблема в том, что «Вечные» тонут в куче необязательных компьютерных битв. Экшн сцены, сами по себе довольно изобретательны. Однако их подводит элементарная неоправданность. Достаточно вспомнить всю сюжетную линию Фины.
Полемика в духе мифов древней Греции разбивается об элементарную логику. Впрочем, для Marvel это типичная проблема, когда сценарий развивается так, потому что так надо сценаристу – а не потому что тот мог одолеть того и всё прочее, что было бы логично. Финал истории вообще завершается клиффхэнгером, намекая, что нам ещё не раз придётся понаблюдать за приключениями Вечных.
Вот только негативная зрительская реакция и посредственные сборы (даже со скидкой на пандемию), вероятно, заставят Файги пересмотреть текущий курс киновселенной. Как никак, четвёртая фаза выдала подряд три фильма, ни один из которых не собрал даже полмиллиарда. Если «Вечные» были на хайпе до выхода в прокат, то нынче о них едва ли кто вспоминает – особенно после того, как в кино вышла новая серия «Человека-паука». Безусловно, можно отметить усилия сценаристов, которые пытались сделать нечто оригинальное – но в конечном итоге «Вечные» больше разочаровывают, чем обнадёживают.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.