2120 год. Власть на Земле и её космических колониях поделена между корпорациями. Космический корабль USCSS Maginot, принадлежащий Weyland-Yutani, терпит крушение на территории, подконтрольной корпорации Prodigy. Но огромный ущерб, который причинила авария, мало волнует магнатов. Ведь главное - то, что корабль привёз из глубин вселенной. Теперь конкуренты готовы на всё, чтобы захватить груз, даже невзирая на то, что он может представлять опасность для всей планеты...
Ридли Скотт, режиссёр первого фильма франшизы «Чужой», известный своей прямолинейностью и остротой языка, с 2009 года стабильно твердил, что Чужие себя изжили, что про них рассказать-то уже нечего, за 4 фильма было рассказано всё, что можно. Но то было лишь его мнение, которое едва ли разделяли большие шишки студии Fox. Поэтому в итоге провернули маркетинговый трюк - Скотт снял о том, о чём ему было интересно на тот момент (вопросы бытия с точки зрения андроидов - уже не божьих, а человечьих созданий), криво прицепив всё это к франшизе. С одной стороны вроде бы вернул своё детище из категории B-movie, куда ксеноморфы закатились, породнившись с «Хищником». Но с другой стороны, его философская солянка под названием «Прометей» получилась настолько неудобоваримой, что всего через несколько лет продолжение вышло опять с «Чужим» в заголовке и в кадре.
При этом понять Скотта трудновато - он поступил как истинная собака на сене, не дав Нилу Бломкампу снять «Чужой 5», прямой сиквел «Чужих». А сам в итоге снимал «Завет», будто бы в отместку и зрителям и студии - вроде не самая худшая команда сценаристов была, но получили прямого последователя всего лучшего и худшего, что было в «Прометее» - глубже в тему бытия и андроидов, глубже в тему человеческой глупости. Даже Джеймса Франко сожгли! После ещё более кислого (в том числе финансово) приёма, Ридли заявил что в продолжении ещё сильнее сосредоточится на синтетиках. И не солгал! Только это дело он продолжил на сей раз без коммерческой подпорки в виде узнаваемой франшизы - в лице запущенного им сериала «Воспитанные волками». Схожие планы, вероятно, были и на «Чужого», поскольку за месяц до того, как Disney приобрели Fox, было объявлено, что в разработку запущен сериал по франшизе. Теперь, когда мы знаем какая же идея лежит в основе, становится понятно, чем они заслужили одобрение у Скотта.
Вновь о сериале заговорили почти через два года, когда все активы были разложены по полочкам и наконец-то приняты решения относительно того, как развивать эту интеллектуальную собственность. И похоже, что одним из них является в том числе желание держать сэра Ридли подальше вместе со своими не встречающими понимание у зрителя идеями, сохраняя за ним лишь почётное продюсерское кресло. Потому с того момента мэтр лишь опять поныл про законченность франшизы, да бросил, что может быть и снимет продолжение «Завета», если подвернётся хорошая идея. Как же, как же! А тем временем Disney пошла двумя путями. На безопасном они выпустили концентрат франшизы в формате для казуалов - «Чужой: Ромул», и это предприятие окупилось, ждём сиквел. И довольно рискованным - затеяли сериал с истинно ридлискоттовскими идеями, да ещё и баснословным бюджетом (который точно улетел за 250 миллионов). И хотя итоговые цифры просмотров были не сказать, чтобы впечатляющими для такого проекта, через два месяца после премьеры последнего эпизода всё-таки было принято решение о продлении на второй сезон.
Стоит сразу оговориться. Относительно последних телодвижений идеального организма в кино бытует мнение, что Чужой стал чужим в собственной франшизе. И касаемо сериала это действительно так. Ксеноморф тут выступает не столько фигурой, тем неистребимым и непостижимым злом, что был в оригинальном фильме, а скорее фоном, или, лучше сказать, памятником. При том, что показывают его много, и не просто много - а с любовью. Что он тут делает? То же, что и всегда. С поправкой на то, что раньше странная хореография поведения идеально работала на эффект ужаса. Теперь же мы раз за разом наблюдаем, как Чужой за кадром входит в rage-мод и за считанные секунды устраивает мясорубку. А на крупных планах - внимательно рассмотрит оппонента, дыхнёт на него из второй челюсти и конечно же выльет с пол-литра слюны. Бонусом - awkward slide в иллюминаторе, к сожалению, не настолько меметично, как это сделали Торин и Бард в «Хоббит: Битва пяти воинств». Сюда же - отсутствие баланса в способностях. Сильнее всего запоминается, конечно, как ксеноморф умудряется перевернуть целый рефконтейнер, чтобы потом на равных биться в рукопашной с андроидом. В общем, дичь, творимая Чужими, всегда служила кинематографистам чтобы продемонстрировать инородность, самую суть инопланетного, которое неподвластно нашему, земному мозгу. Но в сериале все эти вещи вытащены на самое общее обозрение, а потому теперь играют против образа. В общем, любование ксеноморфом ему только во вред. А здесь почти все сцены сняты именно в подобном ключе. Раньше сцены свирепствований пришельца приводили в ужас. А теперь же как будто разделяешь улыбку авторов в те моменты, когда они спускают монстра с поводка.
Впрочем, не только к Чужому шоураннер Хоули относится с любовью. То же можно сказать и о его героях, поскольку сериал и его основные темы в большей степени именно про них. Тут стоит вспомнить, что Хоули - сын Луизы Армстронг, активистки из сферы защиты детей - и до начала своей писательской, а позже и кинематографической карьеры он более десяти лет трудился именно в этой же стезе в Обществе юридической помощи. Кроме того, в сериале он появляется лично в эпизодической роли отца главной героини и её брата, а вместе с ним на экране появляется его сын, играющий маленького Хермита. Что ещё сильнее подчёркивает общий настрой и основной посыл. Да, как это ни странно, но в сериале, который назван в честь кислотнокровных монстров, а главные герои представляют собой достижения технологий, основной темой является рефлексия о детях, их взрослении, их уязвимости и тех сложных выборах, которые ждут их в будущем. Ребёнок как феномен неповторимой уникальности остаётся таким по духу, даже если его запереть во взрослом теле.
«Чужой» всегда был не только про критику империализма, капитализма и корпоративной системы. Побочным мотивом всегда шёл иносказательный сюжет о том, как изобретя лестницу, человек решил, что теперь вполне могёт сесть рядом с Богом - но закономерно получал по шапке, едва добравшись до последних ступенек. В сериале одним из основных мотивов вновь становится та же тема - жажда переиначить наше бытие, взломать божественную программу и написать собственный код. Вопрос в том, на ком всё будут отрабатывать - и ответ мы знаем уже с первого фильма франшизы. В мире, где деньги уже настолько правят миром, что корпорации вытеснили институты власти, легко утратить право на собственную личность при пересадке её в кредитное тельце. В расхваленной критиками 5 серии так же всплывает наболевшее у тех, кто после криосна оказывается в той же ситуации, что и МакКонахи в «Интерстелларе». При том, что власть имущие влезают в жизнь пролетариата всё больше (запрет на отношения для участников экспедиции), а сами от них всё дальше - эпизод с голосовым помощником при попытке Хермита изменить свою карьеру.
Но вот есть один неприятный нюанс, который прямо таки режет глаза. Хоули поднимает массу интересных вопросов, ведя повествование в канве философской научной фантастики, но при этом предлагаемые им концепции / ситуации / сюжетные повороты - не выдерживают никакой проверки банальной логикой. Рубрику «Неудобные вопросы» тут можно пополнять бесконечно. К примеру - сходка двух глав корпораций. Вот так, по мнению Хоули, мировое правительство решает важные вопросы? Этикет встречи - отсутствует. Глашатай он же некий представитель от лица всех 5 компаний, кажется, исполняет функцию свидетеля, а не функционера, который по идее нужен, чтобы как раз таки следить за балансом в этом океане гигантов, норовящих сожрать друг друга. Смешнее другое - госпожа Ютани проявляет деловую хватку примерно... ну... это даже детсадовским уровнем не назовёшь. От этой сцены ждёшь чего-то вроде хитрой психологической дуэли, а получаешь примерно следующее: дурак надавил на ещё большего дурака. И кстати про дураков - отдельно стоит сказать про господина Кавальера.
Этот персонаж, в детстве бывший настолько вундеркиндом, что уже в 6 лет смог собрать собственного андроида, понятное дело, должен отличаться от окружающих. И даже заявка есть, когда он говорит о своих мечтах - пообщаться с кем-то, кто умнее него. Но совместными усилиями режиссёра и актёра мы получаем ходячий штамп: если гений, то обязательно с эксцентричными манерами придурка. Кавальер одержим идеей уникальности детского разума - видимо, благодаря этому и открывает возможность пересадки психики в синтетическое тело, пока она ещё обладает достаточной пластичностью. При том злодейская сущность персонажа, по логике вещей, должна была бы заключаться в том, что подспудно Бой должен ощущать скоротечность времени и подкрадывающиеся годы (30-тилетний актёр тем более располагает к такому прочтению). И потому его инфантильные манеры - не что иное, как воплощённое желание противостоять времени, остаться вечным мальчиком. Символично, что настольной Библией для Кавальера становятся книги Джеймса Мэттью Барри про Питера Пэна. Но эта концептуальная характеристика всё равно не шибко вяжется с итоговым результатом на экране - а под самый занавес ещё и получаем намёк, что гениальность нашего гения может быть частично продиктована психическим расстройством. Великий полководец Александр Суворов учил: держи ноги в тепле, а голову в холоде - и пришёл к успеху. Кавальер поступил иначе - ноги держал исключительно на морозе в любых ситуациях, а голова его с причёской «барашек style» явно нуждалась в проветривании. Добавьте к этому ещё и то, что весь гардероб Кавальера состоит из десятков одинаково дурацких пижам.
Масштаб сериала тоже вызывает некоторые вопросы в том плане, что он одновременно претендует на что-то глобальное - но такое чувство, что даже овладев многомиллионным бюджетом, Хоули ментально застрял в четырёх стенах - в том смысле, что не может вывести повествовательную структуру на более объёмный и глубокий уровень, в сравнении с тем, где обычно начинают сценаристы недорогих телесериалов. Проблем со стенами нет - населять некем. Корпорация с оборотами в триллионы долларов у Хоули состоит из... всего 5 человек. Идущая на корм ксеноморфу массовка из охранников не в счёт. И можно было бы посетовать, мол, остальные за кадром, но... их нет! Поскольку это считывается во многих деталях. Закроем глаза на то, что Кавальер наобум решает отправить свежих андроидов прямо в эпицентр катастрофы. То, что может случиться банальный обвал и 6 экземпляров стоимостью в несколько миллиардов каждый будут превращены в металлолом - без комментариев. Но - если прямо сейчас это самый приоритетный проект, коим создатель так одержим, то почему же эти дети гуляют без присмотра? Один из эпизодов прямым текстом демонстрирует, что при желании вполне можно осуществлять полноценный мониторинг за вашими подопытными. Но по факту мы получаем, что служба охраны занимается дуракавалянием - никто не смотрит в камеры (хотя они на каждом углу), никто не ведёт прослушку - и конечно же, никаких предохранителей на случай бунта машин нет. Да что уж там - главная героиня вообще лишена каких-то лимитов - как Скайнет обучается в геометрической прогрессии, с лёту овладевая умением взламывать любые сети. Альтрон бы заплакал, да конструкция не позволяет.
Впрочем, Венди, вместо того, чтобы перевести все деньги со счетов Yutani на счета Prodigy, уныло использует свои мощности, чтобы наблюдать за своим братом. Их взаимоотношения будут иметь смысл и дадут плоды только в последней паре серий. До того же они смотрятся абсолютно неуместно. Ну, буквально - у вас на хвосте Чужой, тут уже можно было бы целый кирпичный завод произвести да научиться летать от чувства ватности ног. Но вместо этого Хермит будет истекать ностальгией по тем временам, когда смотрел с папкой бейсбол (одержимость американцев данным видом спорта порой раздражает). А его встреча с сестрой отдаёт лёгким ароматом индийского фильма. Ксеноморф, до этого гнавшийся за героями что есть мочи, в такие моменты разумеется делает паузу и кушает Twix. Чтобы опосля выдавать молниеносный выпил фрагов, неуклюже чередуемый с драматическим подходом к жертве из числа основных действующих лиц. При этом стилистически создатели так и норовят навалить какого-нибудь сюрреалистического ужаса в духе «Апокалипсис сегодня» - влияние которого довольно сильно ощущается в нередко используемом монтажном приёме Superimposition - иначе говоря, наложение кадров. Хоули гонит ксеноморфа сквозь бетонные, а позже - тропические джунгли, чтобы дать пару незабываемых сцен. Но вряд ли что-то переплюнет бойню, которую пришелец учинил на костюмированной вечеринке в стиле Бурбонов. Участникам которой совершенно параллельно, что в помещение врезался космический корабль.
Дальше - больше. Главные персонажи каким-то чудом вернувшиеся восвояси, продолжают удивлять. Венди ВНЕЗАПНО начинает слышать, понимать и говорить на ксеноморфьем; Ниббс ВНЕЗАПНО решает, что залетела; у доктора Сильвиа, ответственного за эксперименты с детишками, ВНЕЗАПНО пробуждается совесть. Первое стало лакмусовой бумажкой для выявления истинных христиан среди критиков - их не радует, что в этом мире стоит цепляться за возможность диалога. Второе в финале будет перебито козырем получше - после того, как Ниббс вусмерть расстреляют, она целой и невредимой явится в новой серии. А касательно третьего интересно, какие же альтернативы предложат создатели. «АНИИХУБИЛИ!!!» - восклицает кто-то из персонажей, выражая авторскую позицию относительно гуманности процедуры пересадки детской психики в тело андроида. То есть, по мнению Хоули, бедняжки должны были бы умереть от рака и прочих неизлечимых недугов, коими Господь наградил их в столь невинном возрасте? На минуточку - хотя серый кардинал Кавальера, Атом, говорит о том, что все пятеро - собственность Prodigy, он лишь на словах Лев Толстой, на деле - описано выше. Так что тут всё так вилами по воде да вкривь да вкось, что даже тяжело было бы упрекнуть верхушку Prodigy в собственничестве.
Но едва мы ловим очередной клиффхэнгер, стартует уже многими обласканный 5 эпизод, снятый лично Ноа Хоули, огроменный реверанс в адрес фильма-отца. В нём нам вновь разжёвывают, что какой бы важной ни была миссия - люди всё равно имеют свойство расслабляться, ложить на свои обязанности, терять бдительность и вообще всячески демонстрировать новые грани человеческого фактора. Поэтому у нас тут есть учёная, которой пожрать важнее соблюдения правил карантина; доктор, который проводит операции только после опрокинутой фляжки; но лучше вех конечно же запоминается буддист-вуайерист, который обожает пялиться на тян в криосне. Забавно конечно, насколько беспалевно Кавальер проворачивает свои манипуляции, компрометируя себя в чёрных ящиках самым идиотским образом. Ещё больше удивляет, насколько Бой уверен в успехе предстоящей диверсии - казалось бы, что могло пойти не по плану. Сразу стоит отметить игру Ричи Мурджани - а именно тот момент, когда она так неубедительно ломилась к Морроу. Выше уже описано, что может произойти с человеком, после того, как ему доведётся хоть разок побегать от ксеноморфа.
Но если у вас были какие-то претензии к логике, к неубедительности, то знайте - всё худшее ещё было впереди! Кинематограф иногда удивляет в самом худшем смысле слова. Как, например, фильм «Звёздные войны: Последние джедаи» (8 эпизод), во время просмотра которого (а именно в сцене битвы с шагоходами на Крэйте) хотелось прямо в кинотеатре вскочить с места и орать матом, ибо идиотизм происходящего был просто неимоверных масштабов. Вот и в сериале «Чужой: Земля» есть такой момент, когда Айзек пошёл покормить мух. Служба безопасности конечно ковыряла в носу, не глядя на камеры. Можно было позвонить старшему. Можно было отложить кормление. Можно было попробовать починить дверцу. Можно было бы позвать кого-то из техперсонала. Но по логике Хоули, любопытство юнца, а ещё его желание произвести на Кирша впечатление, продемонстрировав свою самостоятельность, перевесили инстинкт самосохранения. Внимание, вопрос. Вы в свои 10 лет стали бы входить в клетку к смертельно опасному животному? Да, не спорю, тут всё индивидуально - доводилось видеть отчаянных ребят, которые рискуя глазом не гнушались ухватить страуса за горло. Но не до такой же степени! В общем, как сказал бы Джокер: «You Get What You F****** Deserve!»
Финал первого сезона разочаровал. Куча заделов на продолжение, а обрывается всё на самом интересном месте будто бы Хоули изначально всё писал с расчётом на игру в долгую. В целом нельзя сказать, что сериал вышел прямо уж полным провалом. Масса интересных идей в дорого-богатом исполнении, смотрится на удивление интересно, редкий образец сезона, который в лёгкую смотришь запоем. Снято красиво, местами изобретательно, что тоже всё-таки работает на историю. Визуальные приветы фильмам «Апокалипсис сегодня» и «Бегущий по лезвию» порой чрезмерны, тоже можно сказать и про ксеноморфа. Есть несколько хороших актёрских работ. Например Эдриен Эдмондсон, почему-то сильно напоминающий Рутгера Хауэра. Отличную работу провёл Бабу Сизей, который несмотря на скуфское телосложение производит довольно грозное впечатление, да и образ ему достался достаточно многогранный. Чертовски колоритен Тимоти Олифант. Но больше всех удивила Сидни Чендлер. Вот где настоящая живость и непосредственность. Можно только пожелать Чендлер больше хороших ролей в будущем, ей есть, куда приложить свои таланты.
Ноа Хоули всё-таки не помешало бы прислушаться к критике и проделать работу над ошибками в будущем сезоне. Поскольку пока что его подход всё-таки слишком детский - буйное воображение не подкреплено жизненным опытом, красивые идеи на практике являют собой полную непригодность относительно реального мироустройства. А ведь есть куда расти! Авторы вполне себе могут расширять мифологию и плавно уходить подальше от Чужих, но только при условии, что новый предложенный ими материал будет служить хорошей альтернативой или как минимум отличаться качественной проработкой. А пока на эту роль не претендует даже многозрачковый осьминог, вся прыть которого куда-то испарилась, стоило его просто накрыть крышкой.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о сериале!