Доктор Стрэндж сумел удержать барьеры мультивселенной, после того как неосмотрительность Человека-паука едва не привела к катастрофе. Но с того момента его начинают мучить кошмары, в которых он видит своих собственных «вариантов». Вскоре Стрэндж сталкивается с гостями из мультивселенной и понимает, что его сны - вовсе не сны, а грядущая реальность.
Некоторые люди успели окрестить этот проект долгостроем. И это действительно нетипично для кинокомиксов, чтобы сиквел увидел свет шесть лет спустя. Хотя для этого, разумеется были причины. И нужно было определённое время, чтобы выпускать на экран эту историю, и вместе с тем не выйдет же у них каждые два года клепать истории о жизни каждого супергероя.
Вот и приходится сценаристам выкручиваться, прокладывая линии сюжета о жизни отдельных индивидов в общей толпе. Другое дело, что некоторым персонажам стоит ограничиваться исключительно такими линиями – и, как ни странно, доктор Стрэндж среди них не исключение. Подобно Соколиному глазу, его собственные истории, несмотря на оригинальность, оказываются какими-то вымученными, занудными и неинтересными.
Первый «Доктор Стрэндж» запомнился редкими меметичными шутками, Вонгом и статусом фильма, который растратил впустую такой актёрский самородок как Мадс Миккельсен. После этого Верховный маг триумфально перетянул на себя одеяло в «Войне бесконечности», оправдывая своё звание. Да и прочие эпизодические появления Камбербэтча в киновселенной Marvel получились эффектными и запоминающимися.
И вот подошло время для второго сольного выступления. Постановщик первой части, больше прославившийся в жанре хоррор, поначалу казался идеальным кандидатом для сиквела. Теперь не надо мяться с неопытностью героя, лошадка объезжена, бери да рули как хочешь. Не тут-то было.
Несмотря на то, что «В мультивселенной безумия» поначалу обещали как первый хоррор в киновселенной, Дерриксон в итоге устранился, ссылаясь на творческие разногласия. В итоге Disney позвали неожиданную кандидатуру – Сэма Рейми, который когда-то прославился с трилогией комедийных ужасов «Зловещие мертвецы», и в принципе, тяготел к этому жанру – но нынче, разумеется, больше знаменит первой трилогией про Человека-паука.
Казалось бы, тоже идеальный выбор – человек имеет опыт и в хорроре, и в кинокомиксах. И в отдельных эпизодах чувствуется набитая рука – Ванда разносит Камартадж в щепки, Ванда рвёт на куски Иллюминатов – это самые добротно сделанные и атмосферные эпизоды фильма. Там, где Ванда сходит с ума – любовный привет своим же «Зловещим мертвецам» вместе с покосившейся камерой и взбесившимся интерьером.
К «Зловещим мертвецам» тут вообще столько отсылок, что это выглядит уже почти самоповтором Рэйми – который, впрочем, никогда не стыдился стилистических излишеств, если вспомнить «Быстрый и мёртвый». Но мы всё о Ванде, а что же Стрэндж?
Стрэндж лишился титула Верховного мага – а вместе с ним и своей магической удали. Персонаж опять становится мальчиком для битья – и непонятно, виноваты ли в этом сценарные условности, по которым Стрэндж должен изумлять зрителя порцией новых заклинаний, эффективность которых в борьбе со злом порой сомнительна.
В корне всех проблем фильма – сценарий Майкла Уолдрона, который раньше работал над «Локи». Возможно, что стоило дать помощников для сценариста, которому пришлось делать тьму переделок в процессе съёмок. Витиеватый текст Уолдрона то устраивает зрелищное побоище, то резко кидает героя по мирам, потом снова затормаживая для порции фактов и разговоров, чтобы потом снова кинуть через гущу событий.
Проблема в том, что это скучно. Последний раз, когда фильм ещё вызывает интерес – появление Иллюминатов. Дальнейшие приключения Стрэнджа не вызывают ничего, кроме скуки. А сценарий Уолдрона не выдерживает проверку простой логикой – откуда вообще Ванда узнала о существовании Америки Чавес?
Клише с верой в себя этой самой Америки заставляет пробить то место, где у варианта Стрэнджа вырастает третий глаз. А что касается Ванды – удивительно, как всё таки Элизабет Олсен хорошо обжилась в этой роли – после «Ванда/Вижн» она вновь удивляет и переигрывает всех, кто только есть на экране.
Отдельный момент – если вы не смотрели «Ванда/Вижн», то очень малы шансы на то, чтобы понять, что происходит. А если смотрели – то тогда остаётся ярко выраженным тот факт, что в фильме слабовато акцентировали внимание на том, что книга Даркхолд действует на читающего не хуже посоха Локи или Некрономикона.
Финал истории Ванды Максимофф, увы, удручающий. Если раньше герои могли передраться друг с другом, уладить разногласия, и объединять усилия против общего врага, то в последнее время в Marvel слишком озабочены заземлением повествования и игрой с полярностями. Слишком часто получается, что из-за небольшого недопонимания персонажи тратят фильм/сериал на то, чтобы выбить из друг друга дух, а позже от пары слов понять, что были не правы. Смотреть противно на процветание подобной бессмысленности.
Отдельно стоит пнуть и Кевина Файги с его агрессивно-осторожным форсингом ЛГБТ-дивёрсити – дело тут вовсе не в матерях-лесбиянках Америки, а в Иллюминатах. Когда команду представляют зрителя, с одной стороны испытываешь восторг. С другой стороны – раздражение. Потому что Капитан Марвел и Капитан Картер смотрят на Стрэнджа как на говно, преисполненные такого феминистического высокомерия, что в итоге радуешься итоговой судьбе этих персонажей.
В общем, второе сольное приключение волшебника из мира Marvel оставило негативное впечатление – герой топчется на месте, проявить себя ярко не может, Рэйми явно понимает, что улучшить это не может, и по возможности, оставляет приветы фанатам там, где может. И хотя лет эдак ещё через шесть нам явно сулит финальная глава о приключениях Стрэнджа, но что-то как-то не хочется. На правах заезжего гастролёра он смотрится лучше.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.