После Первой мировой войны двум молодым девушкам удалось ввести в заблуждение Артура Конан Дойля, создателя величайшего в мире литературного детектива.
В начале XX века по Европе прокатилась мощная волна спиритизма. То, что начиналось как салонные игры и театр, резко изменилось во время и после Первой мировой войны, в ходе которой погибло 6% всех взрослых мужчин Англии. Внезапно гораздо больше людей викторианской эпохи стали интересоваться общением с призраками.
В то же время в викторианской Англии укоренялась совершенно новая религия. Теософия меньше интересовалась миром духов, сосредоточившись на восточном мистицизме, божественном знании и скрытых тайнах вселенной. Среди этих предполагаемых тайн были телепортация, телекинез, реинкарнация и «существа ниже человеческого уровня», также известные как феи.
Игра в саду
Летом 1917 года девятилетняя Фрэнсис Гриффитс и её мать переехали в Йоркшир, в дом своей двоюродной сестры, шестнадцатилетней Элси Райт. Отец Фрэнсис был солдатом, служившим во Франции во время Первой мировой войны, а до этого семья жила в Южной Африке.
Несмотря на разницу в возрасте, девочки хорошо ладили и часто играли у оврага в глубине сада семьи Райт в деревне Коттингли. Только когда девочки стали слишком часто возвращаться домой в мокрой и грязной одежде, взрослые в доме догадались спросить, что они делают в саду. Их ответ? Играют с феями.
Вместо того чтобы сразу отпустить девочек, отец Элси одолжил им свой фотоаппарат. Вскоре они вернулись, и Артур отнёс пластинки в свою фотолабораторию. Когда после проявки на двух фотографиях действительно обнаружились существа, похожие на фей, мистер Райт отнёсся к ним пренебрежительно, хотя и с улыбкой. Его жена отреагировала иначе.
Она взяла фотографии с собой на лекцию о феях, которая проходила в местном отделении Теософского общества, положив начало серии событий, которые стали сенсацией национального масштаба.
Самая важная вещь в мире
Летом 1917 года девятилетняя Фрэнсис Гриффитс и её мать переехали в Йоркшир, в дом своей двоюродной сестры, шестнадцатилетней Элси Райт. Отец Фрэнсис был солдатом, служившим во Франции во время Первой мировой войны, а до этого семья жила в Южной Африке.
Несмотря на разницу в возрасте, девочки хорошо ладили и часто играли у оврага в глубине сада семьи Райт в деревне Коттингли. Только когда девочки стали слишком часто возвращаться домой в мокрой и грязной одежде, взрослые в доме догадались спросить, что они делают в саду. Их ответ? Играют с феями.
Вместо того чтобы сразу отпустить девочек, отец Элси одолжил им свой фотоаппарат. Вскоре они вернулись, и Артур отнёс пластинки в свою фотолабораторию. Когда после проявки на двух фотографиях действительно обнаружились существа, похожие на фей, мистер Райт отнёсся к ним пренебрежительно, хотя и с улыбкой. Его жена отреагировала иначе.
Она взяла фотографии с собой на лекцию о феях, которая проходила в местном отделении Теософского общества, положив начало серии событий, которые стали сенсацией национального масштаба.
«ФОТОГРАФИИ ФЕЙ»
Дойлу было поручено написать статью о феях для декабрьского номера журнала The Strand Magazine за 1920 год, и он надеялся разместить в ней фотографии Фрэнсис и Элси. Он также рассчитывал на большее количество фотографий. Он лично подарил каждой девушке дорогую камеру Cameo в надежде, что они смогут запечатлеть на пленку ещё одно неуловимое существо.
Ждать ему пришлось недолго: девушки тут же предоставили еще три фотографии.
После публикации статьи в журнале Strand Magazine « Феи на фотографиях » пресса (и публика) была в восторге от фей из Коттингли. Чуть больше чем через месяц после публикации фотографий в статье Дойла, газета The Guardian сообщила о толпе журналистов у уже переполненного театра, где Эдвард Гарднер читал очередную лекцию. Имена девушек и место их жительства были предусмотрительно изменены для статьи.
Тем временем Конан Дойл приступил к работе над книгой об этом феномене; в 1922 году он опубликовал «Пришествие фей». Он писал, что фотографии были «либо самой изощрённой и изобретательной мистификацией, когда-либо разыгрываемой над публикой, либо же они представляют собой событие в истории человечества, которое в будущем может оказаться эпохальным по своему характеру».
Дебаты продолжаются
Конечно, не все сразу поверили в подлинность фотографий. В ноябре 1922 года одна из калифорнийских газет опубликовала статью под заголовком «Бедный Шерлок Холмс — безнадёжно сумасшедший?».
Майор Джон Холл-Эдвардс, британский врач, ответил ещё более язвительно. Он опубликовал опровержение, заявив : «Как врач, я считаю, что внедрение таких абсурдных идей в сознание детей приведёт в будущем к проявлениям нервных расстройств и психических отклонений». Он также рассказал, что Элси Райт, старшая из двух девочек, когда-то работала ученицей местного фотографа.
Конан Дойл ещё раз подчеркнул свои убеждения в «Пришествии фей», перепечатав критические замечания, высказанные по поводу фотографий, и ответив на каждое из них отдельно. Споры разгорелись с новой силой.
Тем временем Фрэнсис и Элси (наслаждавшиеся относительной анонимностью во время этой катастрофы) выросли и продолжили жить дальше. Элси сначала отправилась в Америку, а затем в Индию, где жила с мужем до 1949 года.
Фрэнсис Гриффитс вышла замуж за солдата (как и её отец) и много времени проводила за границей, в основном в Египте . В конце концов, обе девушки вернулись в Англию, и к тому времени шумиха вокруг фей практически улеглась. Артур Конан Дойл умер в 1930 году в возрасте 71 года.
Разгадана тайна, длившаяся десятилетиями
Лишь в 1980-х годах эта история снова оказалась в центре внимания. Британский журналист Джеффри Кроули опубликовал статью в British Journal of Photography, подтверждающую, что фотографии были подделкой. Вскоре он с удивлением получил письмо от одного из фотографов, сделавших снимки, Элси Райт.
На момент написания статьи Элси было уже за восемьдесят, и она поблагодарила журналистку за понимание ситуации, в которую они с Фрэнсис ввязались из-за фотографий. Она объяснила, что эти фотографии были её идеей, своего рода «розыгрышем» над семьёй, которая быстро вышла из-под контроля, когда её мать принесла фотографии Эдварду Гарднеру.
Чтобы создать фей на фотографии, Элси скопировала прозрачные иллюстрации фей из «Подарочной книги принцессы Мэри», а девочки подготовили их для фотографирования с помощью шляпных булавок.
К моменту публикации «Пришествия фей» девочки были в смятении и боялись рассказать правду. Фрэнсис дразнили в школе из-за скандала, а Элси чувствовала себя слишком виноватой, чтобы признаться. Она видела и слышала язвительную критику, которой подвергался Артур Конан Дойл, стойко защищавший их фотографии, и не хотела, чтобы его опозорили.
Настоящие феи?
После того, как Элси выступила с заявлением, Фрэнсис тоже изменила свою позицию. «Я до сих пор не понимаю, почему люди попадались на эту удочку», — сказала она в интервью BBC. «Они хотели, чтобы их обманули».
Однако Фрэнсис до самой смерти утверждала, что на одной из фотографий, «Фейри Санбат», пятой и последней, сделанной девочками, на самом деле были изображены настоящие феи.
Спиритизм в Соединённом Королевстве постепенно пришёл в упадок в течение XX века, особенно после принятия в 1951 году Закона о мошеннических медиумах, который сделал попытки симулировать контакт с умершими ради получения прибыли незаконными и наказуемыми. Однако в 1980 году этот закон был отменён, и спиритизм , и теософия практикуются и по сей день.
Мистификация с феями из Коттингли остается одной из самых известных в современной истории.