Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Мистификация фей Коттингли: скандал в английской глубинке

Оглавление

После Первой мировой войны двум молодым девушкам удалось ввести в заблуждение Артура Конан Дойля, создателя величайшего в мире литературного детектива.

В начале XX века по Европе прокатилась мощная волна спиритизма. То, что начиналось как салонные игры и театр, резко изменилось во время и после Первой мировой войны, в ходе которой погибло 6% всех взрослых мужчин Англии. Внезапно гораздо больше людей викторианской эпохи стали интересоваться общением с призраками.

В то же время в викторианской Англии укоренялась совершенно новая религия. Теософия меньше интересовалась миром духов, сосредоточившись на восточном мистицизме, божественном знании и скрытых тайнах вселенной. Среди этих предполагаемых тайн были телепортация, телекинез, реинкарнация и «существа ниже человеческого уровня», также известные как феи.

Игра в саду

«Ирис и гном» Фрэнсис Гриффитс, 1917 г., через Biblio
«Ирис и гном» Фрэнсис Гриффитс, 1917 г., через Biblio

Летом 1917 года девятилетняя Фрэнсис Гриффитс и её мать переехали в Йоркшир, в дом своей двоюродной сестры, шестнадцатилетней Элси Райт. Отец Фрэнсис был солдатом, служившим во Франции во время Первой мировой войны, а до этого семья жила в Южной Африке.

Несмотря на разницу в возрасте, девочки хорошо ладили и часто играли у оврага в глубине сада семьи Райт в деревне Коттингли. Только когда девочки стали слишком часто возвращаться домой в мокрой и грязной одежде, взрослые в доме догадались спросить, что они делают в саду. Их ответ? Играют с феями.

Вместо того чтобы сразу отпустить девочек, отец Элси одолжил им свой фотоаппарат. Вскоре они вернулись, и Артур отнёс пластинки в свою фотолабораторию. Когда после проявки на двух фотографиях действительно обнаружились существа, похожие на фей, мистер Райт отнёсся к ним пренебрежительно, хотя и с улыбкой. Его жена отреагировала иначе.

Она взяла фотографии с собой на лекцию о феях, которая проходила в местном отделении Теософского общества, положив начало серии событий, которые стали сенсацией национального масштаба.

Самая важная вещь в мире

Артур Конан Дойл, неизвестный фотограф, 1927, из Энциклопедии Артура Конан Дойла
Артур Конан Дойл, неизвестный фотограф, 1927, из Энциклопедии Артура Конан Дойла

Летом 1917 года девятилетняя Фрэнсис Гриффитс и её мать переехали в Йоркшир, в дом своей двоюродной сестры, шестнадцатилетней Элси Райт. Отец Фрэнсис был солдатом, служившим во Франции во время Первой мировой войны, а до этого семья жила в Южной Африке.

Несмотря на разницу в возрасте, девочки хорошо ладили и часто играли у оврага в глубине сада семьи Райт в деревне Коттингли. Только когда девочки стали слишком часто возвращаться домой в мокрой и грязной одежде, взрослые в доме догадались спросить, что они делают в саду. Их ответ? Играют с феями.

Вместо того чтобы сразу отпустить девочек, отец Элси одолжил им свой фотоаппарат. Вскоре они вернулись, и Артур отнёс пластинки в свою фотолабораторию. Когда после проявки на двух фотографиях действительно обнаружились существа, похожие на фей, мистер Райт отнёсся к ним пренебрежительно, хотя и с улыбкой. Его жена отреагировала иначе.

Она взяла фотографии с собой на лекцию о феях, которая проходила в местном отделении Теософского общества, положив начало серии событий, которые стали сенсацией национального масштаба.

«ФОТОГРАФИИ ФЕЙ»

«Алиса и прыгающая фея» Элси Райт, 1920 г., предоставлено Чикагским институтом искусств
«Алиса и прыгающая фея» Элси Райт, 1920 г., предоставлено Чикагским институтом искусств

Дойлу было поручено написать статью о феях для декабрьского номера журнала The Strand Magazine за 1920 год, и он надеялся разместить в ней фотографии Фрэнсис и Элси. Он также рассчитывал на большее количество фотографий. Он лично подарил каждой девушке дорогую камеру Cameo в надежде, что они смогут запечатлеть на пленку ещё одно неуловимое существо.

Ждать ему пришлось недолго: девушки тут же предоставили еще три фотографии.

После публикации статьи в журнале Strand Magazine « Феи на фотографиях » пресса (и публика) была в восторге от фей из Коттингли. Чуть больше чем через месяц после публикации фотографий в статье Дойла, газета The Guardian сообщила о толпе журналистов у уже переполненного театра, где Эдвард Гарднер читал очередную лекцию. Имена девушек и место их жительства были предусмотрительно изменены для статьи.

Тем временем Конан Дойл приступил к работе над книгой об этом феномене; в 1922 году он опубликовал «Пришествие фей». Он писал, что фотографии были «либо самой изощрённой и изобретательной мистификацией, когда-либо разыгрываемой над публикой, либо же они представляют собой событие в истории человечества, которое в будущем может оказаться эпохальным по своему характеру».

Дебаты продолжаются

«Фея, дарящая цветы Ирис», Фрэнсис Гриффитс, 1920 г., Burnside Rare Books
«Фея, дарящая цветы Ирис», Фрэнсис Гриффитс, 1920 г., Burnside Rare Books

Конечно, не все сразу поверили в подлинность фотографий. В ноябре 1922 года одна из калифорнийских газет опубликовала статью под заголовком «Бедный Шерлок Холмс — безнадёжно сумасшедший?».

Майор Джон Холл-Эдвардс, британский врач, ответил ещё более язвительно. Он опубликовал опровержение, заявив : «Как врач, я считаю, что внедрение таких абсурдных идей в сознание детей приведёт в будущем к проявлениям нервных расстройств и психических отклонений». Он также рассказал, что Элси Райт, старшая из двух девочек, когда-то работала ученицей местного фотографа.

Конан Дойл ещё раз подчеркнул свои убеждения в «Пришествии фей», перепечатав критические замечания, высказанные по поводу фотографий, и ответив на каждое из них отдельно. Споры разгорелись с новой силой.

Тем временем Фрэнсис и Элси (наслаждавшиеся относительной анонимностью во время этой катастрофы) выросли и продолжили жить дальше. Элси сначала отправилась в Америку, а затем в Индию, где жила с мужем до 1949 года.

Фрэнсис Гриффитс вышла замуж за солдата (как и её отец) и много времени проводила за границей, в основном в Египте . В конце концов, обе девушки вернулись в Англию, и к тому времени шумиха вокруг фей практически улеглась. Артур Конан Дойл умер в 1930 году в возрасте 71 года.

Разгадана тайна, длившаяся десятилетиями

Иллюстрация без названия Клода А. Шепперсона, 1914 г., предоставлено Эдинбургским университетом, Шотландской инициативой ранней литературы для детей.
Иллюстрация без названия Клода А. Шепперсона, 1914 г., предоставлено Эдинбургским университетом, Шотландской инициативой ранней литературы для детей.

Лишь в 1980-х годах эта история снова оказалась в центре внимания. Британский журналист Джеффри Кроули опубликовал статью в British Journal of Photography, подтверждающую, что фотографии были подделкой. Вскоре он с удивлением получил письмо от одного из фотографов, сделавших снимки, Элси Райт.

На момент написания статьи Элси было уже за восемьдесят, и она поблагодарила журналистку за понимание ситуации, в которую они с Фрэнсис ввязались из-за фотографий. Она объяснила, что эти фотографии были её идеей, своего рода «розыгрышем» над семьёй, которая быстро вышла из-под контроля, когда её мать принесла фотографии Эдварду Гарднеру.

«Алиса и феи» Элси Райт, 1917 г., The Times UK
«Алиса и феи» Элси Райт, 1917 г., The Times UK

Чтобы создать фей на фотографии, Элси скопировала прозрачные иллюстрации фей из «Подарочной книги принцессы Мэри», а девочки подготовили их для фотографирования с помощью шляпных булавок.

К моменту публикации «Пришествия фей» девочки были в смятении и боялись рассказать правду. Фрэнсис дразнили в школе из-за скандала, а Элси чувствовала себя слишком виноватой, чтобы признаться. Она видела и слышала язвительную критику, которой подвергался Артур Конан Дойл, стойко защищавший их фотографии, и не хотела, чтобы его опозорили.

Настоящие феи?

«Солнечные ванны фей, эльфы и т. д.» Элси Райт или Фрэнсис Гриффитс, 1920 г., Daily Mail
«Солнечные ванны фей, эльфы и т. д.» Элси Райт или Фрэнсис Гриффитс, 1920 г., Daily Mail

После того, как Элси выступила с заявлением, Фрэнсис тоже изменила свою позицию. «Я до сих пор не понимаю, почему люди попадались на эту удочку», — сказала она в интервью BBC. «Они хотели, чтобы их обманули».

Однако Фрэнсис до самой смерти утверждала, что на одной из фотографий, «Фейри Санбат», пятой и последней, сделанной девочками, на самом деле были изображены настоящие феи.

Спиритизм в Соединённом Королевстве постепенно пришёл в упадок в течение XX века, особенно после принятия в 1951 году Закона о мошеннических медиумах, который сделал попытки симулировать контакт с умершими ради получения прибыли незаконными и наказуемыми. Однако в 1980 году этот закон был отменён, и спиритизм , и теософия практикуются и по сей день.

Мистификация с феями из Коттингли остается одной из самых известных в современной истории.