Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Кем были подменыши или истории о похищениях детей фейри

Оглавление

Подменыши — это волшебные обманщики, встречающиеся преимущественно в кельтском фольклоре. Их сообщения о встречах с людьми были предметом суеверий на протяжении столетий.

Подменыши описывались в мифах и исторических писаниях на протяжении столетий. Обычно их изображали злыми, хитрыми или озорными. Типичные рассказы описывают влияние на человеческие семьи, когда их ребенка крадут и подменяют на волшебного: подменыша. Интересно то, что миф о подменышах имеет корни в широком диапазоне исторических, религиозных и культурных контекстов. Более того, есть несколько шокирующих случаев, когда «подменыши» становились причиной реальных преступлений.

Феи поменялись местами с человеческими младенцами

«Пак» Ричарда Дадда, 1841. Источник: artuk.org
«Пак» Ричарда Дадда, 1841. Источник: artuk.org

Слово «подменыш» впервые появляется в 1550-х годах как «тот, кого можно изменить». Десятилетие спустя определение расширилось до «человека или вещи, оставленных вместо тайно взятых». Наконец, «конкретное упоминание младенца или маленького ребенка (обычно глупого или уродливого), предположительно оставленного феями вместо взятого, появляется в 1580-х годах. Именно эта привычка красть человеческого ребенка и заменять его феей стала самой известной характеристикой подменышей в литературе, искусстве и фольклоре».

Подменыши чаще всего встречаются в кельтском фольклоре

Противоречие: Оберон и Титания Ричарда Дадда, 1854-58. Источник: Victorian Web
Противоречие: Оберон и Титания Ричарда Дадда, 1854-58. Источник: Victorian Web

Феи, фейри или эльфы имеют давнюю традицию в кельтской истории. Это очевидно из распространенного объяснения каменных кругов и холмовых крепостей как «волшебных колец». Повторяющаяся история в таком фольклоре - это история о феях, которые оставляют подменышей вместо желаемого человеческого ребенка. Итак, кто был в зоне риска? Особенно красивые и крепкие дети были наиболее подвержены похищениям. Молодых матерей предупреждали о «чрезмерном присмотре» (другими словами, о чрезмерной защите или ревности), так как это подвергало ребенка опасности быть похищенным феями.

Для людей, оставшихся с ребенком-подменышем, было несколько путей, которым они могли следовать, чтобы вернуть своего собственного ребенка. Они варьировались от шоковой терапии, заставлявщей подменыша говорить, кипячением яичной скорлупы, до более пугающей крайней меры - поместить ребенка-подменыша в огонь. В некоторых сказках ребенок-подменыш был бы старой феей, пришедшей в мир людей, чтобы умереть. Следы этого распространенного фольклора можно найти и сегодня, например, современное ирландское женское имя Сиофра означает ребенок-подменыш.

Они связаны с христианскими верованиями

Лютер прибивает свои 95 тезисов к двери Фердинанда Пауэлса, 1872 г. Источник: Wikimedia Commons
Лютер прибивает свои 95 тезисов к двери Фердинанда Пауэлса, 1872 г. Источник: Wikimedia Commons

Будучи влиятельной фигурой Реформации, Мартин Лютер выразил свой страх перед детьми-подменышами как «детьми Сатаны». Ужасным последствием было то, что родители, которые были недовольны своим ребенком (возможно, из-за уродства или проблем с поведением), получали церковное разрешение на насилие или даже убийство своего потомства, если они подозревали, что это подменыш, потому что ребенок был «всего лишь куском плоти». Мысли Лютера о подменышах могли служить церковной пропагандой, поскольку считалось, что некрещеные дети более уязвимы. Это разрушительное убеждение могло быть ответственным за множество убийств детей во время Реформации и после нее.

Мифы могут иметь медицинские и исторические причины

Карл I, король Англии, Дэниел Майтенс. Источник: The Royal Collections Trust
Карл I, король Англии, Дэниел Майтенс. Источник: The Royal Collections Trust

Повторяющаяся тема замены «идеальных» человеческих детей на «уродливых», больных или неполноценных детей-подменышей, возможно, намекает на то, что миф о подменышах был создан как способ объяснить, как родители могли избавиться от «менее желанных» детей. Другими словами, миф о подменышах иногда давал оправдание детоубийству. Эта теория также подкрепляется распространенными описаниями детей-подменышей, имеющих ненасытный аппетит, а их (часто бедные) семьи беспокоятся о выживании всей семьи.

Альтернативным объяснением может быть то, что те, кто подозревал, что любимого человека заменила фея, могли страдать синдромом Капгра. Это бредовое убеждение, что идентичный самозванец заменил любимого человека.

Некоторые известные примеры исторических личностей, подозреваемых в подменыше, включают короля Карла I из-за его «капризного характера» в детстве. Подозреваемый заговор подменышей можно даже назвать катализатором Славной революции.

Печально известные случаи «подменышей»

Принц Великобритании, неизвестный художник. Источник: Национальная библиотека Шотландии
Принц Великобритании, неизвестный художник. Источник: Национальная библиотека Шотландии

В Ирландии 19 века было два печально известных случая, которые демонстрируют разрушительные последствия веры в подменышей в реальном мире. Первый — печальный рассказ о 4-летнем Майкле Лихи, ребенке из Трали, графство Керри, в 1826 году. Поскольку он не мог стоять и говорить, община начала подозревать, что его подменили подменышем. Поэтому местная «мудрая женщина» наблюдала за его утоплением, полагая, что настоящий ребенок вернется.

Позже, в 1895 году, еще одна ирландская жертва, на этот раз 26-летняя женщина по имени Бриджит Клири, стала жертвой местных подозрений. Бриджит была больна в момент своей смерти. Ее муж, Майкл Клири, был убежден, что его жену забрали феи, а больная Бриджит была подменышем. Он, вместе с несколькими членами ее семьи, был обвинен в убийстве после того, как сожженное тело Бриджит было найдено в неглубокой могиле. Защита Майкла Клири на протяжении всего суда состояла в том, что он действительно верил, что отгоняет подменыша огнем, чтобы вернуть домой свою настоящую жену