2,1K подписчиков

Кому пришло в голову создать Готику

ru.pinterest.com
ru.pinterest.com

Жесточайшие рамки и запреты порождают не менее сильное искушение вырваться из этих оков...

Готическая литература — это жанр, созданный из квинтэссенции культурных и социальных норм Англии Викторианской эпохи. Различные исторические элементы викторианской Англии также внесли свой вклад в этот уникальный жанр.

Жесточайшие рамки и запреты порождают не менее сильное искушение вырваться из этих оков...-2

Викторианская Англия была обществом, которое по своей сути было жестко подвержено репрессиям. Историки приписывают эту жесткую приверженность морали и честному поведению тезке того периода, королеве Виктории, и ее кроткому мужу, принцу Альберту. Период правления Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, а также императрицы Индии, длился с 1837 по 1901 год. Викторианская эпоха характеризовалась строгой, сдержанной вежливостью. Неудивительно, что историки рассматривают правление Виктории как фактор, способствовавший развитию другого аспекта культуры того времени — готической литературы. Как эти жесткие социальные нравы проложили путь к подрывной субкультуре, в которой царило все табу, например, сверхъестественное, злоупотребление наркотиками и алкоголем, безумие, монстры и террор?

bogatyr.club
bogatyr.club

Готическая литература в индустриальную эпоху королевы Виктории

Дагерротип королевы Виктории, ок. 1850 г., Лондонский музей.
Дагерротип королевы Виктории, ок. 1850 г., Лондонский музей.

Одним из величайших творений готической литературы был роман «Дракула», воплощенный в жизнь на странице писателя Брэма Стокера в 1897 году. Стокер, как и многие мужчины и женщины того времени, был членом растущего среднего класса викторианской Англии, класса который был создан во время промышленной революции. Новообретенное богатство благодаря промышленности означало, что у этого вновь созданного среднего класса появилось то, чего никогда не было у его предшественников – свободное время. Благодаря изобретательным умам промышленной революции, представители среднего класса наслаждались искусственным освещением в своих домах, а это означало, что вечера можно было проводить в своих частных гостиных, наслаждаясь неторопливыми занятиями, такими как чтение. Жажда чего-то непристойного была бегством от жесткой морали королевы Виктории и господства принца Альберта в частной сфере. Если бы эти чтения содержали элементы ужаса, то тем лучше.

Вид на Лондон с воздушного шара из Хэмпстеда, 1851 год, Лондонский музей.
Вид на Лондон с воздушного шара из Хэмпстеда, 1851 год, Лондонский музей.

Сам Брэм Стокер черпал вдохновение из многих фактических элементов. Наслаждаясь недельным отпуском на побережье Йоркшира, Стокер был заинтригован руинами средневекового аббатства под названием Уитби. Это аббатство должно было стать прообразом крепости Дракулы в рассказе Стокера.

idei.club
idei.club

В середине романа героиня Стокера Мина Мюррей пьет абсент, подаренный ее сверхъестественным любовником. Во время этой сцены в ее голове кружится видение румынской принцессы, падающей с крепостных валов в реку внизу. Абсент был известным стимулятором, который использовали художники викторианской эпохи. Изготовленный из травы полыни, абсент вызывал у пьющих викторианскую эпоху галлюцинации и видения, отсюда его популярность среди таких художников, как Винсент Ван Гог и Поль Гоген. 

Сверхъестественные и убийственные темы: Брэм Стокер

Первое издание «Дракулы» Брэма Стокера, 1897, Британская библиотека.
Первое издание «Дракулы» Брэма Стокера, 1897, Британская библиотека.

В другой сцене рассказа охотник на вампиров профессор Абрахам Ван Хельсинг беседует со своим учеником доктором Джеком Сьюардом о паранормальных явлениях. Профессор говорит о спиритизме и месмеризме, призывая Джека открыть свой разум всем сверхъестественным возможностям. Спиритизм был в моде в модных салонах среднего класса викторианской Англии. Сеансы были формой развлечения, а шотландский медиум Дэниэл Данглас Хоум сам по себе был знаменитостью. Хоум был известен не только своей способностью общаться с духами, но и предполагаемой способностью левитировать. Поэтому неудивительно, что это викторианское увлечение паранормальными явлениями было привнесено в готическую литературу Стокера.

Газетное освещение седьмого убийства Джека-Потрошителя, 17 ноября 1888 года, Британская библиотека.
Газетное освещение седьмого убийства Джека-Потрошителя, 17 ноября 1888 года, Британская библиотека.

Когда Стокер представил своему издателю первый вариант «Дракулы», они его категорически отвергли. Шел 1897 год, и викторианская Англия все еще очень нервничала по поводу всего ужасного, кровавого или убийственного – всего того, чем был Дракула. Это было понятно, учитывая, что всего девять лет назад безумец «Джек-Потрошитель» терроризировал лондонский район Ист-Энд Уайтчепел чередой кровавых убийств. Сексуальные репрессии той эпохи широко признаны как фактор, способствующий психопатии этого печально известного серийного убийцы, чьи преступления были сексуально мотивированы. Стокер, родившийся в Ирландии и получивший образование, на момент убийств жил в Лондоне. Интересно, какое влияние оказал последовавший медиа-цирк вокруг этих событий на богатое воображение автора, когда он проводил исследование для этого Magnum Opus готической литературы.

Монстр внутри: Роберт Льюис Стивенсон

Актер Ричард Мэнсфилд в сценической адаптации «Доктора Джекила и мистера Хайда», 1887 год, Британская библиотека, Лондон.
Актер Ричард Мэнсфилд в сценической адаптации «Доктора Джекила и мистера Хайда», 1887 год, Британская библиотека, Лондон.

Любой поклонник готического направления может подтвердить, что одним из его главных образов является монстр, бросающий вызов законам природы. И, как бессмертный кровопийца-вампир Брэма Стокера, мистер Хайд Роберта Льюиса Стивенсона — мерзость природы. Книга «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», впервые опубликованная в 1886 году автором Робертом Льюисом Стивенсоном, содержит множество готических тем, связанных с этим жанром, зародившихся в викторианской Англии. Стивенсон родился и получил образование в Шотландии. Однако к моменту публикации его классического романа в 1886 году он проживал в Англии.

Ученые обсуждают причину возникновения этого дуалистического характера. Стивенсон, как и его современница и коллега-гигант готической литературы Мэри Шелли, буквально выдумал своего монстра. Его жена Фанни заявила, что писатель упрекал ее за то, что она разбудила его ото сна, назвав это «прекрасной страшилкой».

Фотография Брэма Стокера, 1906 год, через Тринити-колледж в Дублине.
Фотография Брэма Стокера, 1906 год, через Тринити-колледж в Дублине.

У Стивенсона был знакомый по имени Юджин Шантрелл. Шантрель был признан виновным в отравлении своей жены опиумом, но не раньше, чем он убил еще четырех несчастных с помощью поджаренного сыра с добавлением опиума. Опиум, наряду с мышьяком, ртутью и морфием, был популярным панацеей в викторианской Англии. Использование этого препарата в качестве обезболивающего было широко распространено; матери давали его своим детям от колик, закоренелые опиумные наркоманы томились в опиумных притонах лондонского Ист-Энда, а сама королева, очевидно, жевала жвачку с добавлением этого вещества. В своем романе двойственный персонаж Стивенсона принимает химическую смесь, призванную вызвать эффект разделения его личности на две части. После того, как Стивенсон увидел, как его бывшего друга предстали перед судом за убийство, его глубоко поразила мысль о том, что в человеке могут жить две версии. Одна версия имела внешний вид викторианской вежливости, а другая имела жестокую дикость, которую так глубоко подавляла эпоха. Стивенсон создал на основе этой идеи литературную легенду, легенду, которая жива и сегодня, когда о ком-то говорят, что у него «раздвоение личности».

Неестественное в готической литературе: принятие табу

Психиатрическая больница Ханвелла, London Illustrated News, 1843, через Музей науки.
Психиатрическая больница Ханвелла, London Illustrated News, 1843, через Музей науки.

Готическая литература полна табуированных тем, таких как безумие и неестественная человеческая природа. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте изображает сумасшедшую, жену Рочестера, спрятанную на третьем этаже Торнфилд-холла. Жену Рочестера держат вдали от общества из-за опасности, которую она представляет для дома, и из-за позора, который она наносит имени своего мужа.

Английская писательница Бронте слишком хорошо знала, как общество в викторианской Англии относилось к женщинам, которые отклонялись от социальных норм, надуманных королевой Викторией, которые должны были быть в первую очередь верной женой и рожать детей (это если мягко выразиться). Ее роман был опубликован в 1847 году под андрогинным псевдонимом Каррер Белл. Это произошло по совету ее издателя, что ее работа может не быть хорошо принята обществом, если бы оно знало, что ее написала женщина. В то время медики считали женщин слабоумными, склонными к детским вспышкам и истерии. Если опекуны женщины-мужчины – будь то муж, отец или брат – находили ее сварливой или слишком откровенной, ее судьба находилась в его руках. Иногда это означало помещение в сумасшедший дом.

В сумасшедших домах викторианской эпохи было слишком много женщин-пациентов. Однако некоторые семьи предпочли держать «сумасшедших» женщин-членов семьи запертыми дома, как это сделал Эдвард Рочестер.

В 1839 году Бронте отправилась на экскурсию по средневековому особняку под названием Нортон Коньерс. Именно здесь ей рассказали историю несчастной психически больной женщины, запертой на чердаке. Бронте, разрешили подняться по лестнице, чтобы увидеть этот чердак, называемый «Комнатой сумасшедшей», доступ к чердаку был возможен только через секретную дверь. Автор использовал эту обстановку в качестве вдохновения для места заключения жены Рочестера.

Копия рукописи Джейн Эйр, 1847 г., из Британской библиотеки.
Копия рукописи Джейн Эйр, 1847 г., из Британской библиотеки.

Не только жена Рочестера пострадала от безумия в «Джейн Эйр». Р.М. Ренфилд, незадачливый раб Дракулы, является подопечным сумасшедшего дома, за которым присматривает доктор Джек Сьюард. Викторианская вера в то, что безумие можно контролировать с помощью холодной воды и клеток, была очевидна в киноверсии сказки Фрэнсиса Форда Кополлы 1992 года «Дракула Брэма Стокера». В одной тревожной сцене Ренфилд демонстрирует признаки бешеной одержимости, когда Дракула психически общается с ним. Санитары обливают его и других заключенных ледяной водой, а их головы заключают в металлические клетки. Эта сцена представляет собой точное изображение так называемых методов лечения, обычно используемых в викторианской Англии для лечения психических заболеваний. Считалось, что эти методы лечения шоком возвращают пациента в состояние здравомыслия.

Викторианская Англия сыграла жизненно важную роль в создании готической литературы. Это был уникальный момент времени, характеризующийся множеством элементов, которые нашли свое отражение в подрывных текстах этого жанра. Если бы не всепроникающее влияние консервативной королевы Виктории на своих подданных и последующая крайняя странность викторианцев – их верований и практик – сегодняшняя публика никогда бы не узнала ужас и трепет величайших и наиболее устойчивых творений этого жанра и уникальных персонажей.

#книги #история #мистика #запреты #писатели #готика #готическаялитература #права #викторианскаяэпоха #психбольница #историяженщин #англия #литература

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!