Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Маски африканских племен: 10 фактов, которые нужно знать, прежде чем использовать это в декоре

Африканские маски являются популярными произведениями искусства на Западе и ритуальными предметами в Африке, которые на протяжении тысячелетий играли важную роль в религии и общественных обычаях. Африканские племенные маски пользуются популярностью у коллекционеров с колониального периода. В Европе и Северной Америке они украшают стены коллекционеров и известных музеев. Однако в Африке они представляют собой живую традицию, которая насчитывает тысячи лет. Их изготовление и использование сопровождаются особыми ритуалами, связанными с миром духов. Читайте дальше, чтобы узнать 10 увлекательных фактов об африканских масках. Вырезание и украшение африканских масок — традиция, которая часто передается из поколения в поколение. Многие маски вырезаются из дерева. Рубка дерева для изготовления маски может быть опасным занятием, и часто перед тем, как срубить дерево, ему в жертву приносят курицу. Мастера также должны умилостивить бога железа. Они делают подношение из петушиной крови и других мат
Оглавление

Африканские маски являются популярными произведениями искусства на Западе и ритуальными предметами в Африке, которые на протяжении тысячелетий играли важную роль в религии и общественных обычаях.

Артист в маске зантегеба (бабуина), Бамако (национальный округ), МалиМаска, имитирующая лицо бабуина из Мали
Артист в маске зантегеба (бабуина), Бамако (национальный округ), МалиМаска, имитирующая лицо бабуина из Мали

Африканские племенные маски пользуются популярностью у коллекционеров с колониального периода. В Европе и Северной Америке они украшают стены коллекционеров и известных музеев. Однако в Африке они представляют собой живую традицию, которая насчитывает тысячи лет. Их изготовление и использование сопровождаются особыми ритуалами, связанными с миром духов. Читайте дальше, чтобы узнать 10 увлекательных фактов об африканских масках.

1. Мастера будут приносить жертвы ради получения защиты

Топор Тесло чокве
Топор Тесло чокве

Вырезание и украшение африканских масок — традиция, которая часто передается из поколения в поколение. Многие маски вырезаются из дерева. Рубка дерева для изготовления маски может быть опасным занятием, и часто перед тем, как срубить дерево, ему в жертву приносят курицу. Мастера также должны умилостивить бога железа. Они делают подношение из петушиной крови и других материалов в святилище, которое они держат рядом со своими рабочими местами. Затем он использует топор-тесло, чтобы вырезать и придать форму маске. Африканские тесла сами по себе являются предметами коллекционирования.

2. Маски часто содержат натуральные материалы.

Маска чева из дерева, украшенная перьями, шерстью и металлом из Малави.
Маска чева из дерева, украшенная перьями, шерстью и металлом из Малави.

Это может включать в себя природные материалы, такие как раковины каури, перья и слоновая кость, а также шкуры животных, кости и рога. Иногда они могут быть еще более необычными, как иглы дикобраза.

В некоторых масках используются растительные материалы, такие как рафия или хлопок. Иногда маски изготавливаются из человеческих зубов и волос. Декоративные материалы, такие как металл, бусины, терракота и глазурованная керамика, тоже иногда встречаются в составе масок.

При окраске маски мастер использует натуральные красители, изготовленные из листьев, коры деревьев, глины и семян.

3. Ношение маски является важной частью африканских тайных обществ и ритуалов жизненного цикла.

Члены тайного общества Поро
Члены тайного общества Поро

В Африке есть несколько тайных обществ, которые имеют большое влияние в общинах, где они распространены. Обычно они гендерно делятся. Они часто инициируют своих членов во время полового созревания с помощью ритуалов обрезания и часто обучают их надлежащим социальным манерам и взрослому поведению. Другие тайные общества в основном состоят из политиков и сотрудников правоохранительных органов. Некоторые играют важную религиозную роль в своем сообществе.

Церемония догонской дамы — погребальный ритуал с использованием масок, среди которых — высокая маска Сириге.
Церемония догонской дамы — погребальный ритуал с использованием масок, среди которых — высокая маска Сириге.

Африканские маски играют важную роль в ритуалах жизненного цикла. К ним относятся обрезание, свадьбы, похороны и сезон сбора урожая.

4. Ношение маски стирает вашу прежнюю личность

Танец заули в Кот-д'Ивуаре, где танцор-мужчина носит женскую маску
Танец заули в Кот-д'Ивуаре, где танцор-мужчина носит женскую маску

Африканские маски не представляют реальных людей, живых или мертвых, или даже животных, когда они созданы в форме животных. Более того, когда человек носит африканскую маску, он больше не обладает своей собственной личностью. Вместо этого, дух входит в маску, и все, что делает или говорит носитель, приписывается духу маски. Эти духи часто являются мертвыми предками или даже духами людей, которые еще не родились.

Маски игбо в Нигерии
Маски игбо в Нигерии

В некоторых случаях маска и другие атрибуты покрывают все тело, так что человек не может быть идентифицирован другими. Никто не называет имя того, кто ее носит. Фактически, если маска упадет перед кем-то, кто не является членом тайного общества, дух маски может разозлиться и отомстить.

5. Маскарады — это форма давления со стороны сверстников

Камузу Банда на политическом митинге, который сам по себе является маскарадом. Банда танцует Джнгому, любезно предоставлено Департаментом информации, Малави
Камузу Банда на политическом митинге, который сам по себе является маскарадом. Банда танцует Джнгому, любезно предоставлено Департаментом информации, Малави

Маски обычно надевают во время танцевальных церемоний. В некоторых общинах все члены общества обязаны посещать эти мероприятия. Танцоры в масках подходят к зрителям и начинают рассказывать им об их плохих привычках и моральных недостатках. Будучи пристыженными и вызванными таким образом в такой публичной манере, они обычно меняли свое поведение с этого момента.

Первый президент Малави Камузу Банда использовал такие маскарады, чтобы держать своих недоброжелателей в узде. К концу его диктатуры его политические оппоненты поменялись с ним ролями, устраивая маскарады, высмеивающие его и его семью.

6. Древние египтяне делали маски

Климат и география Африки к югу от Сахары означает, что старейшим сохранившимся маскам всего пара сотен лет, поскольку они не сохранились в археологических записях. Их история на континенте, безусловно, уходит корнями гораздо глубже.

Египетская погребальная маска в технике картонажа
Египетская погребальная маска в технике картонажа

Первое указание на то, что африканцы использовали маски, — наскальная живопись из Алжира. Самые ранние известные сохранившиеся маски происходят из могил в египетском додинастическом городе Иераконполис. Конечно, возможно, самая известная маска в мире — это погребальная маска Тутанхамона из цельного золота. Египтяне также хоронили менее известных людей в погребальных масках более низкого качества. Они часто делали эти маски из картонажа, материала, похожего на папье-маше.

Глиняная маска Анубиса весом 17 фунтов с прорезями для глаз для владельца, датируемая 30-й династией.
Глиняная маска Анубиса весом 17 фунтов с прорезями для глаз для владельца, датируемая 30-й династией.

Древние египтяне использовали маски в ритуалах, подобно современным африканцам. Сохранились две маски, изображающие бога с головой шакала Анубиса. Жрецы носили их во время погребальных ритуалов. Мужчина в маске бога Беса наблюдал за ритуалами полового созревания.

7. Некоторые художники начала 20 века вдохновлялись и коллекционировали маски африканских племен

«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1907 г. Две фигуры справа были вдохновлены масками клыков
«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1907 г. Две фигуры справа были вдохновлены масками клыков

Пабло Пикассо был очарован масками африканских племен, которые он увидел в Этнографическом музее Трокадеро в Париже, когда посетил его в 1907 году. Он начал собирать африканские маски сам, и они послужили вдохновением для некоторых его картин в течение следующих нескольких лет. Среди них «Авиньонские девицы», «Голова спящей женщины (Этюд для обнаженной с драпировкой)» и «Женщина обнажённая».

Пикассо был далеко не одинок в своей страсти к африканским маскам . Список художников, коллекционировавших африканские маски, читается как список тяжеловесов мира искусства начала 20 века. Среди них Пауль Клее, Анри Матисс, Ман Рэй, Джексон Поллок и Эдвард Мунк .

8. Президент Франции Эмманюэль Макрон хочет убрать африканские маски из французских музеев

Стефан Мартен позирует с масками в музее, которым он руководит.
Стефан Мартен позирует с масками в музее, которым он руководит.

Большинство африканских племенных масок в государственных и частных коллекциях были получены в колониальный период. В 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон поручил французскому историку искусств Бенедикте Савой и сенегальскому экономисту Фелвину Сарру подготовить отчет об африканском искусстве в государственных коллекциях Франции. В отчете подсчитано, что 90% африканского искусства находится за пределами Африки, тогда как большинство африканских национальных музеев имеют коллекции менее 3000 произведений. Такие страны, как Сенегал и Бенин, строят новые музеи и испытывают нехватку произведений искусства. Авторы отчета рекомендовали репатриировать это искусство в страны его происхождения, чтобы компенсировать несправедливость французского колониализма.

В результате Макрон уже распорядился вернуть произведения искусства, но на сегодняшний день возвращено только одно произведение. В мире искусства и музеев рекомендации, изложенные в отчете, встретили яростное сопротивление. Директор французского музея с крупнейшей коллекцией африканского искусства возразил против его выводов. Стефан Мартен (руководитель парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли) заявил, что он запятнал «все, что было собрано и куплено в колониальный период, нечистотой колониального преступления».

9. Конголезский бизнесмен также использует методы самосуда, чтобы вернуть маски в Африку

Маска репатриирована в Африку Синдикой Доколо
Маска репатриирована в Африку Синдикой Доколо

Синдика Докола — один из самых богатых людей Африки и страстный коллекционер произведений искусства, в его частной коллекции более 5000 произведений. Он также является ярым сторонником репатриации африканского искусства. Он занял почти карательную позицию по отношению к музеям, аукционным домам и частным коллекционерам, чтобы достичь своих целей. Если он считает, что предмет был украден или сомневается в его происхождении, он обращается к владельцу и требует доказательств того, сколько было заплачено и где он был приобретен. Затем он предлагает выкупить предмет сразу, по себестоимости, или столкнуться с судебным иском.

К счастью для Доколы, несколько предметов вернулись в Африку. Но, несмотря на всю его риторику о принадлежности африканского искусства Африке, по иронии судьбы, он выставил предметы из своей собственной коллекции в Португалии. В январе 2020 года власти Анголы конфисковали его коллекцию в рамках дела о коррупции против его жены, самой богатой женщины в Африке и дочери бывшего президента Анголы.

10. Будьте осторожны! В наши дни на африканских масках часто можно увидеть наклейку «Сделано в Китае»

Копия «африканской» маски продается на китайском торговом сайте Alibaba
Копия «африканской» маски продается на китайском торговом сайте Alibaba

Хотя традиционно маски были священными предметами, в настоящее время многие из них являются коммерческими репродукциями, сделанными в Китае, или современными подделками, изготовленными в африканских мастерских. Все эти подделки на рынке требуют от коллекционеров осторожности. Всегда рекомендуется проконсультироваться с куратором музея или галерей.

#африка #маски #коллекии #музей #колонии #тайные общества #декор #арт #прошлое #мистика