Африканские маски являются популярными произведениями искусства на Западе и ритуальными предметами в Африке, которые на протяжении тысячелетий играли важную роль в религии и общественных обычаях.
Африканские племенные маски пользуются популярностью у коллекционеров с колониального периода. В Европе и Северной Америке они украшают стены коллекционеров и известных музеев. Однако в Африке они представляют собой живую традицию, которая насчитывает тысячи лет. Их изготовление и использование сопровождаются особыми ритуалами, связанными с миром духов. Читайте дальше, чтобы узнать 10 увлекательных фактов об африканских масках.
1. Мастера будут приносить жертвы ради получения защиты
Вырезание и украшение африканских масок — традиция, которая часто передается из поколения в поколение. Многие маски вырезаются из дерева. Рубка дерева для изготовления маски может быть опасным занятием, и часто перед тем, как срубить дерево, ему в жертву приносят курицу. Мастера также должны умилостивить бога железа. Они делают подношение из петушиной крови и других материалов в святилище, которое они держат рядом со своими рабочими местами. Затем он использует топор-тесло, чтобы вырезать и придать форму маске. Африканские тесла сами по себе являются предметами коллекционирования.
2. Маски часто содержат натуральные материалы.
Это может включать в себя природные материалы, такие как раковины каури, перья и слоновая кость, а также шкуры животных, кости и рога. Иногда они могут быть еще более необычными, как иглы дикобраза.
В некоторых масках используются растительные материалы, такие как рафия или хлопок. Иногда маски изготавливаются из человеческих зубов и волос. Декоративные материалы, такие как металл, бусины, терракота и глазурованная керамика, тоже иногда встречаются в составе масок.
При окраске маски мастер использует натуральные красители, изготовленные из листьев, коры деревьев, глины и семян.
3. Ношение маски является важной частью африканских тайных обществ и ритуалов жизненного цикла.
В Африке есть несколько тайных обществ, которые имеют большое влияние в общинах, где они распространены. Обычно они гендерно делятся. Они часто инициируют своих членов во время полового созревания с помощью ритуалов обрезания и часто обучают их надлежащим социальным манерам и взрослому поведению. Другие тайные общества в основном состоят из политиков и сотрудников правоохранительных органов. Некоторые играют важную религиозную роль в своем сообществе.
Африканские маски играют важную роль в ритуалах жизненного цикла. К ним относятся обрезание, свадьбы, похороны и сезон сбора урожая.
4. Ношение маски стирает вашу прежнюю личность
Африканские маски не представляют реальных людей, живых или мертвых, или даже животных, когда они созданы в форме животных. Более того, когда человек носит африканскую маску, он больше не обладает своей собственной личностью. Вместо этого, дух входит в маску, и все, что делает или говорит носитель, приписывается духу маски. Эти духи часто являются мертвыми предками или даже духами людей, которые еще не родились.
В некоторых случаях маска и другие атрибуты покрывают все тело, так что человек не может быть идентифицирован другими. Никто не называет имя того, кто ее носит. Фактически, если маска упадет перед кем-то, кто не является членом тайного общества, дух маски может разозлиться и отомстить.
5. Маскарады — это форма давления со стороны сверстников
Маски обычно надевают во время танцевальных церемоний. В некоторых общинах все члены общества обязаны посещать эти мероприятия. Танцоры в масках подходят к зрителям и начинают рассказывать им об их плохих привычках и моральных недостатках. Будучи пристыженными и вызванными таким образом в такой публичной манере, они обычно меняли свое поведение с этого момента.
Первый президент Малави Камузу Банда использовал такие маскарады, чтобы держать своих недоброжелателей в узде. К концу его диктатуры его политические оппоненты поменялись с ним ролями, устраивая маскарады, высмеивающие его и его семью.
6. Древние египтяне делали маски
Климат и география Африки к югу от Сахары означает, что старейшим сохранившимся маскам всего пара сотен лет, поскольку они не сохранились в археологических записях. Их история на континенте, безусловно, уходит корнями гораздо глубже.
Первое указание на то, что африканцы использовали маски, — наскальная живопись из Алжира. Самые ранние известные сохранившиеся маски происходят из могил в египетском додинастическом городе Иераконполис. Конечно, возможно, самая известная маска в мире — это погребальная маска Тутанхамона из цельного золота. Египтяне также хоронили менее известных людей в погребальных масках более низкого качества. Они часто делали эти маски из картонажа, материала, похожего на папье-маше.
Древние египтяне использовали маски в ритуалах, подобно современным африканцам. Сохранились две маски, изображающие бога с головой шакала Анубиса. Жрецы носили их во время погребальных ритуалов. Мужчина в маске бога Беса наблюдал за ритуалами полового созревания.
7. Некоторые художники начала 20 века вдохновлялись и коллекционировали маски африканских племен
Пабло Пикассо был очарован масками африканских племен, которые он увидел в Этнографическом музее Трокадеро в Париже, когда посетил его в 1907 году. Он начал собирать африканские маски сам, и они послужили вдохновением для некоторых его картин в течение следующих нескольких лет. Среди них «Авиньонские девицы», «Голова спящей женщины (Этюд для обнаженной с драпировкой)» и «Женщина обнажённая».
Пикассо был далеко не одинок в своей страсти к африканским маскам . Список художников, коллекционировавших африканские маски, читается как список тяжеловесов мира искусства начала 20 века. Среди них Пауль Клее, Анри Матисс, Ман Рэй, Джексон Поллок и Эдвард Мунк .
8. Президент Франции Эмманюэль Макрон хочет убрать африканские маски из французских музеев
Большинство африканских племенных масок в государственных и частных коллекциях были получены в колониальный период. В 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон поручил французскому историку искусств Бенедикте Савой и сенегальскому экономисту Фелвину Сарру подготовить отчет об африканском искусстве в государственных коллекциях Франции. В отчете подсчитано, что 90% африканского искусства находится за пределами Африки, тогда как большинство африканских национальных музеев имеют коллекции менее 3000 произведений. Такие страны, как Сенегал и Бенин, строят новые музеи и испытывают нехватку произведений искусства. Авторы отчета рекомендовали репатриировать это искусство в страны его происхождения, чтобы компенсировать несправедливость французского колониализма.
В результате Макрон уже распорядился вернуть произведения искусства, но на сегодняшний день возвращено только одно произведение. В мире искусства и музеев рекомендации, изложенные в отчете, встретили яростное сопротивление. Директор французского музея с крупнейшей коллекцией африканского искусства возразил против его выводов. Стефан Мартен (руководитель парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли) заявил, что он запятнал «все, что было собрано и куплено в колониальный период, нечистотой колониального преступления».
9. Конголезский бизнесмен также использует методы самосуда, чтобы вернуть маски в Африку
Синдика Докола — один из самых богатых людей Африки и страстный коллекционер произведений искусства, в его частной коллекции более 5000 произведений. Он также является ярым сторонником репатриации африканского искусства. Он занял почти карательную позицию по отношению к музеям, аукционным домам и частным коллекционерам, чтобы достичь своих целей. Если он считает, что предмет был украден или сомневается в его происхождении, он обращается к владельцу и требует доказательств того, сколько было заплачено и где он был приобретен. Затем он предлагает выкупить предмет сразу, по себестоимости, или столкнуться с судебным иском.
К счастью для Доколы, несколько предметов вернулись в Африку. Но, несмотря на всю его риторику о принадлежности африканского искусства Африке, по иронии судьбы, он выставил предметы из своей собственной коллекции в Португалии. В январе 2020 года власти Анголы конфисковали его коллекцию в рамках дела о коррупции против его жены, самой богатой женщины в Африке и дочери бывшего президента Анголы.
10. Будьте осторожны! В наши дни на африканских масках часто можно увидеть наклейку «Сделано в Китае»
Хотя традиционно маски были священными предметами, в настоящее время многие из них являются коммерческими репродукциями, сделанными в Китае, или современными подделками, изготовленными в африканских мастерских. Все эти подделки на рынке требуют от коллекционеров осторожности. Всегда рекомендуется проконсультироваться с куратором музея или галерей.
#африка #маски #коллекии #музей #колонии #тайные общества #декор #арт #прошлое #мистика