Продолжительное время по Московскому центральному кольцу (МЦК) пассажиров возит беспилотная «Ласточка». По словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Шило, к августу этого года она проехала уже более 80 тыс. км. «Соответственно, пассажиры могут оценить, насколько эффективно работает данная технология», — сказал он.
Правда, для поездов-беспилотников, которые курсируют сейчас, машинист в кабине все‑таки необходим. Пусть он сам не управляет, зато контролирует приборы — это так называемый третий уровень автоматизации. А вот с 2026 года на МЦК готовятся перейти на четвертый уровень и запустить полностью беспилотный транспорт.
Корреспонденту ТАСС удалось прокатиться на таком поезде. На первый взгляд, он ничем не отличается от классической «Ласточки». Однако на самом деле состав намного «глазастей», потому что оснащен лидарами (лазерными локаторами), которые помогают искусственному интеллекту формировать картину окружающего пространства, оптическими камерами с разными углами дальности и тепловизорами.
Самое интересное происходило, конечно, в кабине машиниста. Сначала пилот сам вел по рельсам поезд, а потом продемонстрировал, как транспорт передвигается на автопилоте, оторвав руки от пульта управления, словно велосипедист от руля.
Для того чтобы искусственный интеллект правильно определял, как необходимо двигаться, были созданы специальные знаки, которые устанавливаются на обочине.
А что если на рельсы вдруг выбежит человек? Провели эксперимент. На одном из участков специально выставили манекен, одетый в черное. По словам эксперта, темные цветовые гаммы распознать системе сложнее. Разглядеть манекен действительно было трудно, во всяком случае человеческим глазом. Но устройство увидело его примерно за 600 метров. По мере приближения к объекту поезд самостоятельно стал гудеть, предупреждая гипотетического нарушителя, и притормаживать, а затем, не доезжая до манекена, остановился полностью.
Первый вывод из поездки: в спокойном режиме работа системы внушает доверие. Но если с беспилотной системой все‑таки произойдут какие‑то неполадки, то кто будет их устранять, раз в кабине не будет машиниста? Здесь тоже все продумано. Разумеется, беспилотный поезд должен кто‑то контролировать, поэтому появляется такая фигура, как машинист-оператор. Это специалист, который отслеживает сразу несколько поездов и при возникновении нештатной ситуации, а препятствие — тоже нештатная ситуация, будет принимать решение. Такая работа напоминает действия диспетчера в аэропорту.
В поездах уже все оснащено для обеспечения безопасности. При нажатии кнопки, доступной любому пассажиру, сигнал уходит в диспетчерский центр. При любых обстоятельствах ответ на запрос будет, и решение по нему примут быстро. Также при любой нештатной ситуации оператор может посмотреть, что именно происходит, по камерам. Ими оснащен каждый вагон, к каждой есть доступ в центре управления. Более того, из центра даже могут взять движение поезда под контроль.
В РЖД сообщили, что полностью беспилотную «Ласточку» стоит ожидать на МЦК уже в 2026 году. А первые поезда четвертого уровня автоматизации на междугородных маршрутах можно будет увидеть также в следующем году. Правда, сначала они не будут предназначены для пассажиров.
Кстати, беспилотие стоит ожидать не только на железных дорогах, но и в метро. Этим уже занимаются специалисты. Так что, возможно, скоро поезда без машиниста в метрополитене станут для нас такой же обыденностью, как комфортное сиденье или кондиционер в вагоне.
Читайте также:
Стратегическое партнерство: Петербург и РЖД договорились о совместных проектах