Что меняется на уровне ОНР-3 и почему симптомы различаются
Екатерина:- Сегодня мы хотим поговорить с вами о такой теме, как речевая и неречевая симптоматика у детей с сенсомоторной алалией на уровне ОНР-3.
Мария:- Что же здесь происходит? Многие родители ждали, и не зря. Здесь, знаете, как в шахматах — есть и чёрное, и белое. Ситуации могут быть разные. С одной стороны, у ребёнка может быть сенсорный компонент уже на уровне ОНР-3, а моторный — ещё на ОНР-2. А бывает наоборот: речь уходит вперёд, и по моторике мы уже на ОНР-3, а по сенсорной части немного отстаём — остаёмся на уровне ОНР-2.
Екатерина:- Да, поэтому сегодня мы не будем подробно перечислять все симптомы — об этом у нас есть отдельные статьи. Там вы можете посмотреть речевую и неречевую симптоматику ребёнка с сенсорной алалией на ОНР-3 и с моторной алалией на ОНР-3.
Мария:- И, конечно, на ОНР-2 тоже.
Если понимание опережает речь — или наоборот, речь развивается быстрее, чем понимание.
Екатерина:- Но родители часто спрашивают: как всё-таки выглядит ребёнок с сенсомоторной алалией на уровне ОНР-3? Важно понимать: если у ребёнка больше развит сенсорный компонент, то это хорошо тем, что по поведению он будет достаточно управляемым — с ним можно договориться. Но при этом у него может немного не хватать собственно речи. А если наоборот — речь развивается быстрее, чем понимание, то ребёнок уже неплохо говорит, но с поведением ещё нужно поработать: он может казаться младше своего возраста. Самая благоприятная ситуация — когда и сенсорный, и моторный компоненты находятся на уровне ОНР-3. Тогда по поведению ребёнок уже выглядит вполне зрелым, почти не отличается от сверстников, а трудности остаются только в речи: небольшие грамматические ошибки, непонимание сложных конструкций или оборотов. Но в целом такой ребёнок уже очень близок к норме и фактически не отличается от типично развивающихся детей.
Возраст и особенности речевого развития
Мария:- Конечно, нужно делать скидку на возраст. Когда дети с сенсомоторной алалией находятся на уровне ОНР-3 и при этом ещё маленькие, всё выглядит особенно гармонично и приятно.
Екатерина:- Да, потому что у более старших детей часто приходится уделять внимание не только самой алалии, но и тому, что к ней уже «присоединилось». Иногда, особенно на первых этапах работы с родителями, нужно отдельно разбирать поведенческие моменты, вопросы воспитания, и даже корректировать то, что сформировалось после предыдущих занятий с другими специалистами.
Мария:- Поэтому, если вы вместе со специалистом с самого начала занимались не только речью, но и поведением, то, когда ребёнок выходит на уровень ОНР-3, серьёзных трудностей уже не будет.
На ОНР-3 поведенческие трудности чаще про воспитание и окружение
Мария:- Иногда, правда, у наших сенсомоториков на этом этапе возникают вопросы, которые вообще не связаны с алалией. Например, смотришь на ребёнка — а это просто влияние старших братьев и сестёр: малыш копирует их поведение. Поэтому важно обращать внимание не только на речь, но и на окружение ребёнка. И, честно говоря, я хочу поздравить всех родителей, чьи дети достигли уровня ОНР-3 при сенсомоторной алалии. Это настоящее счастье! Да, впереди ещё труд, предстоит многое доработать, но это уже тот самый рубеж, когда можно выдохнуть. Особенно если сенсорный компонент тоже вышел на уровень ОНР-3 — не только речь, но и понимание. В этот момент родители часто чувствуют: «Фух, норма точно будет! Я справлюсь, у нас всё получится!» И действительно, именно на этом этапе обычно исчезают последние сомнения. Поэтому мы желаем всем родителям как можно скорее дойти до этого момента. Мы видим, как наши дети с сенсомоторной алалией растут, радуются — и мы радуемся вместе с ними, когда они наконец приходят к долгожданному ОНР-3.
Рекомендации родителям: когда идти в детский сад и как поддержать прогресс
Екатерина:- Ещё одно важное замечание, о котором мы всегда говорим родителям: ребёнок с сенсомоторной алалией должен идти в детский сад тогда, когда сенсорный компонент вышел на третий уровень речевого развития. Именно в этом случае ребёнку будет комфортно — он сможет хорошо адаптироваться, чувствовать себя уверенно и не будет сильно отличаться от других детей.
Мария:- Да, и тогда детский сад действительно пойдёт на пользу, а не будет тормозить коррекционную работу.Но, конечно, мы сейчас говорим об идеальном варианте. В каждой семье свои обстоятельства, и ситуации бывают разные. Мы просто показываем, как было бы лучше — чтобы ребёнку было максимально легко и спокойно.
Екатерина:- Ну что ж, на этой замечательной ноте мы со всеми прощаемся и желаем вам успехов!
Мария:- И помним: уровень ОНР-3 нужно пройти — а дальше, поверьте, ОНР-4 уже пролетает быстро, и всё становится хорошо.